Группы моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17.479.1-85
Группа масел | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 |
Е2 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Группы масел и содержание в них присадок
Группа масла | Содержание присадок, % |
A | 3,5 |
Б | 5,5-6 |
В | 7-10 |
Г | 7-12,5 |
Д | 15-22 |
Ведущие российские производители моторных масел маркируют свою продукцию как по ГОСТ 17479.1-85, так и по международным стандартам SAE и API, что облегчает оценку уровня их качества в сравнении с зарубежными маслами. Тем не менее, нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел.
ГОСТ 17479.1–85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел (табл.6, 7). Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии.
Данные табл.6, 7 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и АРI, найти его ближайший отечественный аналог.
Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1–85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1–85.
Таблица 6
Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 классификации SAE J300
Класс вязкости | |
по ГОСТ 17479.1–85 | по SAE |
3з | 5W |
4з | 10W |
5з | 15W |
6з | 20W |
3з/8 | 5W-20 |
4з/6 | 10W-20 |
4з/8 | 10W-20 |
4з/10 | 10W-30 |
5з/10 | 15W-30 |
5з/12 | 15W-30 |
6з/10 | 20W-30 |
6з/14 | 20W-40 |
6з/16 | 20W-40 |
В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по нормативной документации на данный продукт.
Классы моторных масел SH,SJ,SL,CG-4,CH-4,CI-4 и др. не имеют аналогов в отечественной классификации.
Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1–85 классификации API
Группа моторного масла | |
по ГОСТ 17479.1–85 | по АРI |
А | SB |
Б | SC/CA |
Б1 | SC |
Б2 | CA |
В | SD/CB |
В1 | SD |
В2 | CB |
Г | SE/CC |
Г1 | SE |
Г2 | CC |
Д | CD/SF |
Д1 | SF |
Д2 | CD |
Е | CF-4/SG |
Е1 | SG |
Е2 | CF-4 |
Классификация ACEA
В Европейских странах по сравнению с США значительную долю парка составляют легковые автомобили и микроавтобусы, оснащенные дизельными двигателями. Условия эксплуатации, требования к конструкции двигателей в этих странах также отличаются. Эти обстоятельства привели к разработке европейской классификации АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая предъявляет более жесткие, чем API, требования к моторным маслам. ACEA принята в Европе в 1995 г. взамен существовавшей ранее CCMC. В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, VAG(VW Audi Grupp, DaimlerChrysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe. Она содержит 12 классов и разделяет масло по трем категориям (табл.8).
А - для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 вып.2 и АЗ-98, A4-03-Резерв, A5-03);
В - для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, ВЗ-98 В4-98 и B5-03);
Е - для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 вып.3, ЕЗ-96 вып.3, Е4-99 и Е5-99, 02).
В обозначении моторного масла по АСЕА арабскими цифрами (1,2,3,4,5) обозначено подразделение его на классы. Более высокое значение цифры не означает более высокое качество масла. Далее указывается год введения в действие, а также может быть указание на второе (третье), более позднее, издание (выпуск) данной нормы.
Класс Е1-96 на данный момент отменен, но его следует применять, если имеется допуск автозавода.
Таблица 8