Основные результаты единого государственного экзамена
По географии в 2009 году
В июне 2009 года ЕГЭ по географии сдавало рекордное за все годы количество выпускников – 33892 экзаменуемых. По сравнению с 2008 годом общее количество выпускников, сдававших ЕГЭ по географии, увеличилось на 7592 человека. Рост участников ЕГЭ по географии объясняется только тем, что в ЕГЭ по географии впервые участвовали все регионы страны, процент выпускников, выбирающих географию в качестве экзамена по выбору, не изменился и составил 3,4%.
Анализ состава экзаменуемых показал, что, как и в предыдущие годы большинство (95,7% ) участников ЕГЭ по географии составили выпускники общеобразовательных учреждений; около 26% – выпускники сельских школ.
В уровне подготовки выпускников имеются существенные различия. Распределение выпускников, набравших различное количество тестовых баллов за выполнение экзаменационной работы, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение участников экзамена по тестовым баллам в 2009 г.
Интервал тестовых баллов | 0-10 | 11-20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | 91-100 | Итого |
Процент экзаменуемых | 0,01 | 0,09 | 4,25 | 24,11 | 26,58 | 22,48 | 16,38 | 5,57 | 0,29 | 0,24 | 100,0 |
Минимальное количество баллов (33 балла), необходимое для получения возможности поступать в вузы по результатам экзамена, не смогли набрать 10,2% выпускников.
Для того чтобы разделить экзаменуемых по качеству их подготовки, по результатам ЕГЭ 2009 года было введено пять уровней выполнения экзаменационной работы: минимальный (33 балла), низкий (39 баллов), удовлетворительный (48 баллов), хороший (59 баллов), отличный (68 баллов). Эти уровни на 100-балльной шкале отмечают границы достижений экзаменуемых, имеющих разное качество подготовки по предмету. Минимальный уровень определяется Рособрнадзором.
Итоги ЕГЭ по географии 2009 года позволили выделить следующие группы экзаменуемых в соответствии с полученными на экзамене тестовыми баллами: экзаменуемые с минимальным уровнем подготовки, набравшие 34 – 38 баллов; с низким уровнем подготовки, набравшие 39 – 47 баллов (такой результат получили около 25% экзаменуемых); с удовлетворительным уровнем подготовки, набравшие 48 – 58 баллов (удовлетворительный уровень разделил всех экзаменуемых на две почти равные части); с хорошим уровнем подготовки, набравшие 59 – 67 баллов; с отличным уровнем подготовки, набравшие 68 баллов и выше. Следует отметить, что 59 баллов и выше набрали около 25% экзаменуемых, из них около 10% достигли 68 баллов и превысили этот результат
Из числа выпускников с минимальным уровнем подготовки менее половины демонстрируют владение базовыми умениями работы с источниками географической информации: умеют извлекать информацию, представленную в картографических и статистических источниках в явном виде, определять географические координаты и направления по карте, а также расстояния при помощи масштаба. Имеющиеся у них фрагментарные знания и представления носят преимущественно донаучный, бытовой характер.
Главным недостатком выпускников с низким уровнем подготовки является неспособность применить имеющиеся знания и умения даже в незначительно измененных ситуациях.
Удовлетворительный уровень – достижение большей части требований образовательных стандартов на базовом уровне – демонстрируют около половины выпускников.
Выпускники, продемонстрировавшие хороший и отличный уровни подготовки, владеют всеми проверяемыми требованиями стандарта. Однако первая группа участников ЕГЭ хуже второй справляется с заданиями, требующими применения знаний в новой незнакомой ситуации.
Самые высокие результаты (80 тестовых баллов и выше) продемонстрировали всего 183 выпускника (0,54%), из них 100 баллов получили 23 человека (0,07).
К основным недостаткам подготовки большинства выпускников не достигших удовлетворительного уровня подготовки, можно отнести неспособность применять знания и умения в измененных и новых ситуациях, недостаточная сформированность умений анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах, диаграммах, таблицах.
Сравнение уровня овладения материалом отдельных разделов минимума содержания образовательных стандартов показывает, что материал по физической географии усвоен хуже, чем по экономической и социальной географии.
Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показывает недостаточный уровень сформированности умений объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания для решения задач в измененной или новой ситуации. Следует отметить, что значительная часть выпускников (20%-25%) не приступает к выполнению этих заданий.
Отмеченные выше недостатки подготовки выпускников, вероятно, могут быть связаны с несколькими факторами. Прежде всего, с сокращением времени на изучение географии в Базисном учебном плане и, как следствие этого, с перегруженностью действующих программ и некоторых учебников. Кроме того, негативное влияние оказывает недостаточная разработанность методических решений по достижению соответствующих требований образовательных стандартов во многих учебно-методических комплектах.
Подробное описание подготовки выпускников, получивших различные отметки на экзамене, недостатков подготовки выпускников по каждому из семи разделов содержания школьного курса географии дано в аналитическом отчете «Результаты единого государственного экзамена 2009 года».