Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения единого государственного экзамена по химии.

Код элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Теоретические основы химии
1.1.1 Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов первых 4 периодов: s-, p-, d- элемент. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атома.
1.2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева
1.2.1 Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам
1.2.2 Общая характеристика металлов IА- IIIА групп в связи с их положением в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов.
1.2.3. Характеристика переходных элементов ( меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов.
1.2.4. Общая характеристика неметаллов IVА- VIIА групп в связи с их положением в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов.
1.3. Химическая связь и строение вещества
1.3.1. Ковалентная химическая связь , ее разновидности и механизмы образования. Характеристика ковалентной связи ( полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
1.3.2. Электроотрицательность. Валентность и степень окисления химических элементов.
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
1.4. Химическая реакция
1.4.1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии
1.4.2. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
1.4.4 Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.    
1.4.5. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.    
1.4.6 Реакции ионного обмена.    
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
1.4.8. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
1.4.9 Электролиз расплавов и растворов ( солей, щелочей, кислот)    
1.4.10 Ионный ( правило В.В.Марковникова) и радикальный механизм реакций в органической химии.    
Неорганическая химия
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ ( тривиальная и международная)
2.2. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, аллюминия , переходных металлов ( меди, цинка, хрома, железа)
2.3. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы , азота, фосфора, углерода, кремния
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
2.5. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
2.6. Характерные химические свойства кислот
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных, комплексных ( на примере соединений аллюминия и цинка)
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
Органическая химия
3.1. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия ( структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.
3.2. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.
3.3. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ ( тривиальная и международная)
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов ( бензола и толуола)
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот
3.8. Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы( моносахариды, дисахариды, полисахариды).
3.9. Взаимосвязь органических соединений.
Методы познания в химии. Химия и жизнь
4.1. Экспериментальные основы химии
4.1.1 Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
4.1.2 Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистка веществ.
4.1.3 Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы
4.1.4 Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
4.1.5 Качественные реакции органических соединений
4.1.6 Основные способы получения ( в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений
4.1.7 Основные способы получения углеводородов в лаборатории
4.1.8 Основные способы получения кислородсодержащих соединений в лаборатории
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ
4.2.1 Понятие о металлургии: общие способы получения металлов
4.2.2 Общие научные принципы химического производства ( на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола), Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
4.2.3 Природные источники углеводородов , их переработка
4.2.4 Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции.
4.3.1 Расчеты с использованием понятия « массовая доля»
4.3.2 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
4.3.3 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного их участвующих в реакции веществ
4.3.4 Расчеты теплового эффекта химической реакции
4.3.5 Расчеты массы ( объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в избытке ( имеет примеси)
4.3.6 Расчеты массы ( объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
4.3.7 Нахождение молекулярной формулы вещества
4.3.8 Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
4.3.9 Расчеты массовой доли ( массы) химического соединения в смеси.
             

Требования к уровню подготовки обучающихся по химии

код Описание требований к уровню подготовки, достижение которого проверяется в ходе экзамена
  Знать и понимать
1. Важнейшие химические понятия
1.1. Хим. символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций.
1.1.1 Понимать смысл важнейших химических понятий ( выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степен окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
1.1.2 Выявлять взаимосвязи понятий
1.1.3 Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
1.2. Основные законы и теории химии
1.2.1 Применять основные положения химических теорий ( строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения орг. соединений, хим. кинетики) для анализа строения и свойств веществ.
1.2.2 Понимать границы применимости изученных химических теорий.
1.2.3 Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атома, свойств химических элементов и их соединений.
1.3. Важнейшие вещества и материалы
1.3.1 Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам.
1.3.2 Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами.
1.3.3 Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике.
1.3.4 Объяснять общеие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
2 Уметь
2.1. Называть:
2.1.1 Изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре
2.2. Определять/ классифицировать:
2.2.1 Валентность, степень окисления химических элементов заряды ионов
2.2.2 Вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки
2.2.3 Пространственное строение молекул
2.3.4 Характер среды водных растворов веществ
2.3.5 Окислитель и восстановитель
2.3.6 Принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений
2.3.7 Гомологи и изомеры
2.3.8 Химические реакции в неорганической и органической химии ( по всем известным классификационным признакам)
2.3. характеризовать
2.3.1 s-, p-, d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева
2.3.2 Общие химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов
2.3.3 Общие хим. свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов
2.3.4 Строение и химические свойства изученных органических соединений.

Наши рекомендации