Единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подго­ товки выпускников образовательных организаций для проведения едино­ гогосударственногоэкзамена по литературе (далее — кодификатор) явля­ ется одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государст­ венного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Мино­ бразования России от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор, как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего обра­ зования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем, которые традиционно присутствовали как в содержании государст­ венного итогового контроля, так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII в., значительная часть про­ изведений первой половины XIX в. и др.).

Разработка КИМ ЕГЭ требует конкретизации некоторых положений раздела «Литературные произведения, предназначенные для обязатель­ ного изучения» стандарта. Для решения данной задачи при составлении кодификатора использованы нормативные документы прошлых лет: Обя­ зательный минимум содержания основного общего образования по ли­ тературе (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236); Обяза­ тельный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 30.06.1999 № 56). Дан­ ное решение позволяет включить в кодификатор произведения, представ­ ленные и рассмотренные во всех учебниках, рекомендуемых Министерст­ вом образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего об­ щего образования.


Приложение

Вместе с тем при разработке кодификатора в определенной степени осуществлялась опора на нормативную базу 1998-1999 г., так как она по­ зволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», а также конкретизировать пере­ чень сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина и списки стихотворений (в стан­ дарте 2004 г. минимальный перечень стихотворений дан с установкой на дополнительный самостоятельный выбор трёх-пяти стихотворений). В приложении 1 дан перечень элементов содержания, включенных в ко­ дификатор на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56).

ЕГЭ по литературе в большей степени ориентируется на государст­ венный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции единого государственного экзамена и соответству­ ет следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

— в стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базо­ вого уровня;

— большая часть различий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена*; различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профильного курса литературы предпола­

гает не столько расширение круга писательских имен и произве­ дений, сколько освоение литературного материала на ином, углу­ бленном, уровне).

В приложении 2 дан перечень элементов содержания, добавленных

в кодификатор с учетом требований стандарта (профильный уровень). Следует подчеркнуть, что кодификатор элементов содержания формиру­ ется в первую очередь на основе перечня произведений, который включен

в Обязательный минимум содержания основных образовательных про­ грамм основного общего и среднего (полного) общего образования по ли­ тературе (базовый и профильный уровни). Структура КИМ ЕГЭ по ли­ тературе учитывает следующие четыре способа представления учебного

* Список изучаемых произведений, включенный в образовательный стан­ дарт профильного уровня, в сравнении со стандартом базового уровня расширен, прежде всего, за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает, что данный материал изучается, но не проверяется в рамках государствен­ ного (итогового) контроля (например, трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов», поэма М. Ю. Лермонтова «Демон», роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», рассказы И.Э. Бабеля, роман Е. И. Замятина «Мы»).




286 Литература. Подготовка к ЕГЭЭ2017

материала в названном перечне, отличающиеся разной степенью детали­ зации материала:

1) названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произве-дения(-ий);

2) названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкрет­ ного произведения (так представлены, например, роман М. Е. Сал­ тыкова-Щедрина «История одного города» и роман Б. Л. Пастерна­ ка «Доктор Живаго»);

3) названо имя писателя без указания конкретных произведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так пред­ ставлено, например, творчество Н.С. Лескова и А. П. Платонова);

Предложен список имен писателей, и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен,

например, раздел «Литература второй половины XX в.»).

Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. При отборе лирических стихотворений в КИМ могут быть включены не только стихотворения, названные в коди­ фикаторе, но и другие стихотворения поэтов, чьи имена включены в коди­ фикатор. Выбор стихотворений осуществляется с опорой на современные программы и учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использова­ нию при реализации имеющих государственную аккредитацию образо­ вательных программ среднего общего образования. В остальных случаях задания формулируются в части 2 экзаменационной работы: формули­ ровка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый), а в ряде случаев формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные кур­ сивом в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ: данное содержание подлежит изучению, но не является объек­ том итогового контроля.


Приложение

Наши рекомендации