Методический анализ результатов единого государственного экзамена в РСО-Алания в 2014 году

На участие в ЕГЭ по биологии было зарегистрировано 2265 участников, сдавало на всех этапах 1713 чел. Средний тестовый балл по предмету составил 42,9.

Результаты ЕГЭ 2014г. показаны на диаграмме 6.1.

Диаграмма 6.1.

Методический анализ результатов единого государственного экзамена в РСО-Алания в 2014 году - student2.ru

Таблица 6.1.

Анализ выполнения заданий по биологии Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный процент выполнения – 60–90%), П – повышенный (примерный процент выполнения – 30–60%), В – высокий (примерный процент выполнения – 10–30%).
Задание Проверяемые элементы содержания Уровень сложно-сти Уровень выполнения задания в %
A1 Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы Б
A2 Клеточная теория. Многообразие клеток Б 66,5
A3 Клетка: химический состав, строение, функции органоидов Б
A4 Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток Б
A5 Разнообразие организмов. Вирусы Б
A6 Воспроизведение организмов. Онтогенез Б
A7 Генетика, ее задачи, основные генетические понятия Б
A8 Закономерности наследственности. Генетика человека Б
A9 Закономерности изменчивости Б
A10 Многообразие организмов. Бактерии. Грибы Б
A11 Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений Б
A12 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных Б
A13 Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих Б
A14 Хордовые животные. Основные классы, их характеристика Б
A15 Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения Б
A16 Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека Б
A17 Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ Б
A18 Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция Б
A19 Гигиена человека. Факторы здоровья и риска Б
A20 Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование Б
A21 Эволюционная теория. Движущие силы эволюции Б
A22 Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов Б
A23 Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Происхождение человека Б
A24 Экологические факторы. Взаимоотношения организмов Б
A25 Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы Б
A26 Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере Б
A27 Структурно-функциональная и химическая организация клетки П
A28 Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза П
A29 Деление клетки. Воспроизведение организмов П
A30 Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма П
A31 Селекция. Биотехнология П
A32 Многообразие организмов П
A33 Процессы жизнедеятельности организма человека П
A34 Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность П
A35 Эволюция органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности П
A36 Общебиологические закономерности П
B1 Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни П
B2 Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке П
B3 Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира П
B4 Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств П
B5 Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека П
B6 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни П
B7 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменных уровнях жизни П
B8 Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений П
C1 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико- ориентированное задание) П
C2 Работа с текстом или рисунком В
C3 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов В 13,5
C4 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях В 12,3
C5 Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации В
C6 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации В

Часть А.

Часть А состояла из 36 заданий базового уровня и повышенного уровня сложности. Анализ таблицы результатов выполнения выпускниками заданий части А позволяет сделать следующие выводы:

Ø задания части А как базового уровня, так и повышенного уровня выполнены значительно меньшим процентом выпускников, чем в2012 и 2013 годах. Очень низкий уровень знаний показали выпускники по разделам: деление клетки, воспроизведение организмов; генетические закономерности, влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма; процессы жизнедеятельности организма человека; сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.

Часть В.

Часть В содержала задания только повышенного уровня сложности и процент справившихся с заданиями составил 25-50%. Особенно плохо школьники владеют материалом по разделам: сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств; сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне; сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменном уровне.

Часть С.

Часть С содержала задания с развернутым ответом разного уровня сложности. Соответственно задания С1 оценивались максимально 2 баллами, задания С2-С6 – 3 баллами.

Ø С заданиями части С справились небольшое количество выпускников. Особые затруднения вызвали вопросы из разделов: применение биологических знаний в практических ситуациях; работа с текстом и рисунком; обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Лишь один из 10 выпускников смог решить задачу по цитологии и 13% справились с задачей по генетике.

Задания С1 (повышенного уровня сложности) основывались на умении выпускников применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированные задания). С этим типом заданий справилось лишь 1/5 всех сдававших экзамен. Некоторые выпускники смогли дать лишь частичный ответ, причем, зачастую затруднения вызывало даже не фактическое объяснение явления, а правильная формулировка ответа, связное воспроизведение знаний.

Задания С2 требовали продемонстрировать умение работать с текстом или рисунком. С этим типом заданий справилось лишь 18% выпускников. В лучшем случае выпускник называл структуры, указанные на рисунке, но не указывал их функции, или перечислял номера предложений с ошибками, но не давал полного развернутого ответа).

Задания С3 содержали вопросы из двух крупных разделов биологии «Человек» и «Многообразие организмов». С этими вопросами высокого уровня сложности справилось менее 14% выпускников.

Задания С5 и С6 оказались практически невыполнимыми для большинства сдававших экзамен.

В целом уровень подготовки выпускников по биологии, продемонстрированный в 2014 году ниже, чем в предыдущие годы. Несмотря на ориентацию сдававших биологию на поступление в вузы медицинской направленности, уровень знаний по анатомии человека крайне низкий. Наряду с плохим знанием фактического материала по предмету многие выпускники демонстрируют полное отсутствие способности связно излагать свои мысли, допускают многочисленные орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки.


Наши рекомендации