Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра общеобразовательных дисциплин
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ГЕОГРАФИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов специальности Право и организация социального обеспечения 030912 (52) ФНО РАП
Москва
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «География» для студентов факультета непрерывного образования Российской академии правосудия по специальности Право и организация социального обеспечения 030912 (52)среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2011. 95 с.
УМК составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы на базе основного общего образования. Кафедра общеобразовательных дисциплин ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол №11 от 28.06.2011 года) | ||
Автор: Семенов В. А. | доцент кафедры общеобразовательных дисциплин РАП, канд. географ. наук | |
Рецензент: Козаренко А. Е. | доцент кафедры физической географии и геоэкологии Московского городского педагогического университета, канд. географ. наук | |
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А.
Ó Семенов В. А., 2011
Ó Российская академия правосудия, 2011
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….. 4-11
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………. 12
Тематический план…………………………………………………………... 12
Программа……...……………………………………………………………. 13-23
Самостоятельная работа студентов…………….………………………….. 24-49
Тематика рефератов и докладов…………………………………………… 50
Примерные тестовые задания по темам…………………………………… 51-62
Примеры заданий зачётной контрольной работы………………………… 63-64
Рекомендуемая литература………………………………………………… 65-72
Приложения…………………………………………………………………. 73-95
I. Планы определения политико- и экономико-географического положениястран мира ………………………………….……………………….. 73
II. Список географических объектов, которые студент должен уметь находить и показывать по карте………………………………...……….… 74-76
III. Дополнительные материалы, новейшие данные и цифры……. 77-95
Пояснительная записка
Экономическая и социальная география зарубежного мира, – дисциплина, изучающая территориальную организацию человеческого общества, углубленно рассматривающая развитие и размещение населения и хозяйства в мире, а также в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, геополитики, глобальных проблем человечества, взаимодействия общества и природы, данная дисциплина помогает лучше понять современный этап мирового развития и сформировать у студентов географический «портрет» мира.
Учебно-методический комплекс (далее УМК) дает представление о структуре учебного процесса и основных требованиях к обучаемому; в нем представлены образцы тестовых заданий по отдельным темам, вопросы для самоконтроля, темы для подготовки рефератов и докладов.
УМК содержит сведения об объеме дисциплины, требованиях по знанию географической карты. Также представлены тестовые задания и вопросы для подготовки, позволяющие закрепить и повторить полученные знания. Также представлены основные понятия и термины по курсу. Приводятся примеры зачетных тестовых заданий, а также рекомендуемая литература по данной дисциплине.
В приложении I представлены планы определения экономико-географического и геополитического положения страны. Эти две работы (на примере любой страны мира, по выбору обучаемого) являются обязательными для сдачи в письменном виде в течение учебного семестра. В приложении II представлен перечень географических объектов, которые студент должен уметь находить и показывать по карте (объекты политической карты мира и месторождения минерального сырья). В приложении III даны новейшие материалы по ряду тем, данные и цифры.
Основу УМК составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
При работе с УМК необходимо учитывать, что многие важные события в экономике, политике и социальной сфере мира постоянно претерпевают значительные изменения. В связи с этим мы советуем опираться при подготовке к занятиям на наиболее новую учебную литературу, использовать материалы газет и журналов, телевидения, новые энциклопедии, справочники, географические атласы, интернет-ресурсы. Особенно удачным и наиболее полным атласом по курсу, с нашей точки зрения, является последний выпуск издательства «Роскартография» (М., 2011). Можно также использовать при работе альтернативные атласы издательств «Дрофа-ДиК» или «АСТ» (М., 2011). Для выполнения ряда домашних работ каждому студенту также необходимо приобрести комплект контурных карт к одному из атласов.
Для получения новейшей географической информации студентам следует также использовать специальное дополнение к учебнику В. П. Максаковского «Новое в мире: цифры и факты» (Дрофа, 2009), которое переиздается каждые 2-3 года.
Главной целью курса является общеобразовательная, повышение уровня культуры учащихся. Для достижения этой цели преподавателю следует решить ряд основных задач:
· ознакомить студентов с современной политической картой мира, процессом международной интеграции и географией главных блоков международной интеграции;
· сформировать у студентов представление о природных богатствах планеты и о географии мирового населения;
· разобрать со студентами сущность научно-технической революции и мирового прогресса;
· познакомить студентов с географией мирового хозяйства и международными экономическими отношениями;
· осуществить региональный обзор мира, сформировав у студентов представление об экономико-социальном облике отдельных государств;
· ознакомить обучаемых с местом России в мире, с современным социально-экономическим и геополитическим положением России;
· разобрать со студентами глобальные проблемы человечества.
Поскольку социальная и экономическая география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, социологические методы исследования, интегрируя данные естественных и общественных наук.
Примерная программа ориентирована на решение студентами следующих задач:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично развивающемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениямисочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
· нахождение и применение географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
· пониманиегеографической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
При получении специальности СПО Право и организация социального обеспечения обучающиеся ФНО РАП изучают географию в объеме 78 аудиторных часов (2 часа в неделю, I-ый и II-ой семестры).
Курс состоит из серии уроков, построенных в форме лекций, в ходе которых преподаватель начитывает новый материал, с последующим закреплением и тестовой проверкой учебного материала. Тематика лекций охватывает основные вопросы современной социально-экономической географии мира, содержит статистические и сравнительные данные. Закрепление материала подразумевает его домашнюю проработку.
Кроме этого, учащиеся могут самостоятельно изучать материал, выполняя рефераты по географии во внеучебное время. Важно, чтобы тема реферата была актуальна, проблемна, относилась к одному из разделов программы, была одобрена преподавателем.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны освоить базовые учебные компетенции(знания, умения, навыки). Студент должен:
знать:
· основные географические термины и понятия, указанные в программе;
· страны – участницы крупнейших международных блоков политико-экономической интеграции;
· главные виды природных ресурсов, основные районы и закономерности их распространения и добычи;
· источники и виды загрязнения окружающей среды;
· способы рационального природопользования;
· ареалы размещения крупных народов, рас, религий;
· крупнейшие по площади и численности населения страны и регионы Земли;
· численность населения мира, возрастно-половой состав, типы воспроизводства населения, виды и направления миграций, среднемировые показатели урбанизации и плотности населения;
· соотношение городского и сельского населения страны и регионов мира;
· меры демографической политики стран и регионов;
· основные направления внешних миграций населения;
· состав основных отраслей мирового хозяйства и их размещение;
· факторы размещения основных отраслей мирового хозяйства;
· страны – крупнейшие производители основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
· важнейшие транспортные узлы и пути сообщения мира;
· геополитическую и социально-экономическую роль России в мире;
уметь:
· называть (показывать) государства на политической карте мира, их столицы (из перечня номенклатуры, представленного в Приложении 2, крупнейшие города и городские агломерации мира, главные месторождения и бассейны полезных ископаемых; мировые транспортные, научно-исследовательские, финансовые, торговые, хозяйственные центры и районы;
· приводить примеры стран аграрной, индустриальной и постиндустриальной структур экономики, региональной политики стран, рационального (нерационального) размещения производительных сил; развитых и развивающихся стран, монархий, республик, федеративных и унитарных государств; взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития; стран с различным типом воспроизводства населения; стран, богатых и бедных минеральными ресурсами;
· определять принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; особенности экономико-географического положения объектов, изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по разным источникам географической информации; функции крупнейших городов мира, условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций;
· характеризовать (описывать) особенности урбанизации в странах и регионах мира, формирование политической карты мира, влияние деятельности человека на окружающую среду, этапы формирования мирового хозяйства, отрасли мирового хозяйства; страну, группу стран, регион; географическую специфику объектов политической карты мира;
· объяснять особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира, размещения населения мира и отдельных регионов, уровня и темпов урбанизации отдельных стран и регионов мира, размещения хозяйства отдельных стран и регионов мира, специализации хозяйства отдельных стран и регионов; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов), причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда, уникальность и общечеловеческую ценность объектов международного природного и культурного наследия ЮНЭСКО,
· прогнозировать темпы роста населения Земли, отдельных регионов и стран, направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов мира, изменения в структуре мирового хозяйства, его географии, изменения в специализации отдельных стран и регионов мира в международном географическом разделении труда, возможные позитивные и негативные, качественные и количественные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на глобальном, региональном и локальном уровнях;
· оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений, ресурсообеспеченность стран и регионов, роль разных видов природных ресурсов на новом уровне взаимодействия природы и общества; негативные последствия антропогенной деятельности в геосферах Земли, тенденции создания единых транспортных, энергетических и информационных систем в мировом хозяйстве.
Иметь представление
· о монополизации хозяйства, конкуренции на мировом рынке производителей продукции и услуг;
· о размещении отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы;
· об основных направлениях международных экономических связей.
Кроме знаниевого компонента, студенты обязаны освоить основные учебные компетентности: постановка проблемы, целеполагание и планирование, работа с информацией (анализ текста, составление плана, конспектирование, приобретение недостающих сведений из разнообразных источников, выделение главного), разрешение проблем, развитие исследовательских навыков (например, навыков работы в архиве) и проч. Подготовка к выступлению (проект, доклад, реферат) предполагает формирование коммуникативных компетентностей (продуктивная, устная, письменная речь).
Практические работывыполняются студентами после лекционного рассмотрения тем и разделов программы. Часть из них выполняется во внеурочное время, в качестве домашнего задания, большинство – во время аудиторных занятий. При выполнении практических работ разрешено пользоваться атласами и выполненными контурными картами, но время на выполнение каждого задания ограничено и лимитируется уровнем сложности задания. За каждый блок практических заданий, выполненный студентом по определенной теме, ему выставляется оценка в журнал.
Для проверки усвоения студентами основных базовых компетентностей на уроках используются тесты. При выполнении теста также разрешается пользоваться атласом и контурными картами. Время на выполнение теста составляет 15 минут на каждые 10 тестовых заданий.
Изучение дисциплины «География» заканчивается дифференцированным зачётом, с выставлением в журнал и зачётные книжки студентов оценок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Если студент не справился с предложенными преподавателем заданиями зачёта или отсутствовал на нём без уважительной причины, выставляется оценка «неудовлетворительно».
Данный УМК может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Автор выражает надежду на то, что знания, полученные студентами в процессе изучения материалов курса, пригодятся им в дальнейшей жизни и профессиональной карьере.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Общая трудоемкость, в том числе: Аудиторные занятия, из них: Уроки Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | Дифференцированный зачёт 4 часа |
Тематический план
Основные темы курса | Количество часов | ||
Общий Объем | Уроки | Самостоятельная работа | |
Введение. Источники географической информации | |||
Тема 1. Политическая карта мира | |||
Тема 2. География природных ресурсов мира | |||
Тема 3. География населения мира | |||
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство | |||
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства | |||
Тема 6. Регионы и страны мира | |||
Тема 7. Россия в современном мире | |||
Тема 8. Глобальные проблемы человечества | |||
Дифференцированный зачёт | – | – | |
Итого |
Программа курса
Введение. Источники географической информации
Студент должен знать:
Ø главные вехи становления экономической географии в России;
Ø предмет изучения и главные вопросы экономической и социальной географии;
Ø основные источники географических знаний и методы географических исследований;
уметь:
Ø читать и анализировать тематические карты, картосхемы, справочные материалы;
Ø анализировать интернет-ресурсы и другие средства массовой информации с целью получения актуальных сведений о населении и хозяйстве стран и регионов мира;
иметь представление:
Ø о роли и месте географии в древе наук о Земле;
Ø о структуре учебного предмета;
Ø о геоинформационных системах.
Понятие Экономической и социальной географии мира. География как наука. Предмет изучения дисциплины. Главные вопросы географии. Крупные ученые экономико-географы. Место географии в системе наук о Земле. Структура курса. Традиционные и новые методы географических исследований. Основные источники географической информации. Использование географической информации в жизни людей. Геоинформационные системы.
Тема 1. Политическая карта мира (ПКМ)
Студент должен знать:
Ø главные исторические этапы формирования политической карты мира;
Ø типологию стран по уровню социально-экономического развития, по площади, по численности населения;
Ø формы правления и административно-территориального устройства государств мира;
уметь:
Ø приводить примеры интеграционных блоков различной направленности (экономических, военных, геополитических и др.);
Ø определять экономико-географическое и политико-географическое положение стран мира (см. Приложение I);
иметь представление:
Ø о районах региональных конфликтов;
Ø об основных направлениях международных экономических связей;
Ø об экономико- и политико-географическом положении России на современной политической карте мира;
Ø о суверенных государствах и несамоуправляемых территориях.
Этапы формирования ПКМ. Изменения на ПКМ в новейший период. Основные методы классификации государств мира (по численности населения, площади, уровню социально-экономического развития и т.д.).
Главные блоки международной интеграции стран мира (ЕС, ОПЕК, «большая семёрка», АТЭС, СНГ, ЕвразЭС, ЛААИ и проч.). Формы правления и административно-территориального устройства. Суверенные государства и несамоуправляемые территории.
Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты.