ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

РИТОРИКА

Учебно–методический комплекс

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

(030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»)

Москва

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин - student2.ru 2011

Автор

Брадецкая И.Г., канд. пед. наук,

ст. преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия.

Рецензент

Кузнецова Т.Е., канд. пед. наук,

доцент кафедры общеобразовательных дисциплин

Российской академии правосудия.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Риторика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования.

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол №13 от 10 мая 2011 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № 2 от 19 октября 2010 г.)

© Брадецкая И.Г., 2011

© Российская академия правосудия, 2011

 
  ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин - student2.ru

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6

Тематический план…………………………………………………….………… 6

Программа курса ………………………………………………………….……...7

Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........10

Планы семинарских занятий………………………………………………........ 11

Методические рекомендации по изучению и

организации самостоятельной работы студентов…………………..…………19

Контрольное задание ............................................................................................20

Список рекомендуемой литературы……………………………………………21

Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………22

Приложение 1…………………………………………………………………….24

Приложение 2…………………………………………………………………….25

Приложение 3 ……………………………………………………………………27

ВВЕДЕНИЕ

Программа учебной дисциплины «Риторика» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, ведущего подготовку студентов по специальности 03.05.01 (65) Юриспруденция.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Так в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)».

Современные требования к профессиональной подготовке юристов также ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего правоведа.

На наш взгляд, можно выделить следующие коммуникативные компетенции выпускников:

- способен вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

- способен вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

- способен идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему.

Формирование перечисленных выше компетенций осуществляется в процессе освоения программы курса «Риторика».

Риторика – наука об эффективном, результативном речевом взаимодействии. Центром ее является общающийся человек, который действует в различных коммуникативных ситуациях. Юридическая деятельность имеет свою специфику, специалисты данной сферы должны демонстрировать адекватное речевое поведение (зачастую в конфликтных ситуациях) и решать профессионально значимые задач.

Очень важно, чтобы современный юрист был риторически образован, знаком как с историей зарождения и развития риторических знаний, так и с достижениями неориторики.

Актуальность курса «Риторика» – в повышении речевой культуры будущих юристов, в овладении приемами убеждения, технологией подготовки публичных выступлений.

В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Цель курса:сформировать и развить коммуникативно-речевую компетенцию, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для деятельности юриста речевых ситуациях.

Именно поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:

получить представление:

· об истоках и важнейших этапах развития ораторского искусства;

· о красноречии как виде искусства;

· о традициях древнерусского красноречия, о первых русских учебниках;

· о нравственных основах судебной речи;

· об общих принципах управления аудиторией;

· о невербальной риторике;

· о технике речи;

знать:

· базовые понятия современной риторики;

· основоположников античной риторики, российской риторической школы;

· античный риторический идеал;

· виды красноречия, в том числе особенности судебного красноречия;

· лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи;

· особенности защитительной и обвинительной речей.

· этапы классического риторического канона;

· «общие места» (топы, топосы) как смысловые модели.

· назначение планов и их виды;

· риторические тропы, риторические фигуры и их роль в речи;

· основные виды аргументов;

· план риторического анализа публичного выступления;

уметь:

· анализировать тексты античных ораторов;

· различать основные виды красноречия;

· анализировать речи известных судебных ораторов прошлых столетий;

· пользоваться вербальными и невербальными приемами ораторского искусства судебных ораторов России;

· описывать предмет речи;

· использовать основные стратегии повествования;

· рассуждать, опираясь на классический образец речи- рассуждения (хрию);

· пользоваться языковыми средствами контакта и воздействия на аудиторию;

· решать риторические задачи, учитывая при этом особенности речевой ситуации: участников, характер отношений, цели, обстоятельства и т.д.;

· аргументировать свою позицию;

· управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе;

· следить за собственным дыханием и дикцией;

· определять необходимый темп речи;

· анализировать и оценивать свое и чужое публичное выступление;

· прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать риторические средства убеждения в ходе публичного общения с оппонентом.

Изучение программного материала рассчитано на 72 часа, из которых 34 часа – это аудиторные занятия, 38 часов - самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия. В ходе изучения дисциплины «Риторика» студенты должны выполнить 1 контрольную работу. В соответствии с требованиями стандарта, 20% аудиторных занятий (7 часов) должны проводиться в активных и интерактивных формах, в курсе «Риторика» это публичные выступления (1 час), риторические тренинги, творческие работы по составлению речей под руководством преподавателя (2 часа), работа с жанром презентации и интервью (2 часа), а также итоговый «Конкурс ораторского искусства»(2 часа).

Общая трудоемкость дисциплины – 2 дидактические единицы.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы ( по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия
Контрольное задание (количество)
Форма промежуточной аттестации зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п\ п     Темы дисциплины     Форми-руемые компе-тенции   Количество аудиторных часов
Лекции Семинары
    1. Раздел I. Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия Введение. Судебное и политическое красноречие Античного мира.   ОК-4    
2. Развитие риторических традиций в России. ОК-4
3. Виды ораторского искусства. Судебное красноречие. ОК-8, ОК-4
4. Этапы подготовки речи. ОК-4
    5.   Раздел II. Риторика – искусство убеждения Законы и принципы современной общей риторики.   ОК-5        
6.   Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства судебного оратора. (Интерактивная форма обучения) ОК-5    
7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли. ОК-8  
8. Искусство спора. Аргументирующая речь. (Интерактивная форма обучения) ОК-4
9. Раздел III. Основы мастерства публичного выступления Основы техники речи судебного оратора.     ОК-4      
10.     Риторика в современном мире. Конкурс ораторского искусства. (Интерактивная форма обучения) ОК-4  
  Итого часов:

ПРОГРАММА КУРСА

Наши рекомендации