ВОПРОС №2. Географические и товарные рынки. Ёмкость рынка. Доля рынка
Задание на лабораторную работу по дисциплине «Маркетинг» № 2: Рынки.
ВОПРОСЫ
1. Спрос, предложение, рынок, цена.
2. Географические и товарные рынки. Ёмкость рынка. Доля рынка.
3. Сегментация. Переменные сегментации. Целевой рынок. Рыночное окно. Рыночная ниша. Виды маркетинга относительно сегментации.
Подготовка ответа на вопрос включает в себя следующие шаги непосредственно по выбранного студентом товару или услуги Теме.
ВОПРОС №1. Рынок, спрос, предложение, цена
Шаг 1. Краткое описание рынка, как совокупность спроса, предложения и цены на товар за некоторый промежуток времени в заданном географическом регионе
Шаг 2. Построение цепочки нужда-потребность-спрос.
Шаг 3. Краткая характеристика механизма и результатов установления цен на соответствующем рынке. При подготовке ответа обратите внимание на неценовые факторы, влияющие на конечный уровень цен (и, соответственно спрос) и их влияния на величины спроса, предложения и цены (желательно представить ответ графически).
ВОПРОС №2. Географические и товарные рынки. Ёмкость рынка. Доля рынка.
Шаг 1. Определение географического рынка: определение конкретных границ (в т.ч. указание причин их выбора), краткое описание, категории.
Шаг 2. Определение товарного рынка (рынок одного товара различных марок, удовлетворяющих одну потребность): перечень и краткая характеристика основных марок и/или производителей товаров (услуг)
Шаг 3. Определение ёмкости рынка (объём потребления товара в некотором промежутке времени на географическом рынке). Для выполнения данного шага необходимо сформировать перечень параметров влияющих на ёмкость рынка. При отсутствии всех необходимых параметров возможно использования оценочных (экспертных) данных. Ответ на данный вопрос должен включать прозрачный механизм расчета данного показателя.
Шаг 4. Определение доли рынка (отношение объема продаж фирмы к емкости рынка) и ее динамики: оценка доли рынка, оценка причин увеличения доли рынка (при наличии).
ВОПРОС №3. Сегментация. Переменные сегментации. Целевой рынок. Рыночное окно. Рыночная ниша. Виды маркетинга.
Шаг 1. Определение перечня принципов (критериев) сегментирования рынка. При подготовке ответа обратите внимание на необходимость оптимизации количества таких принципов. Включать в перечень следует только те, из них которые действительно очень серьезно меняют отношение к выбранному товару (услуги) или процессу его продвижения на рынок. Излишняя детализация сделает трудновыполнимыми следующие шаги.
Шаг 2. Определение интервалов разбиения потребителей на сегменты по выбранным критериям сегментирования и их обоснование. Если, в качестве принципа сегментирования выбран возраст, то в рамках данного шага следует определить количество интервалов и их границы (например, до 18 лет, от 19 до 25 лет, от 26 до 40 лет и т.д.). При этом следует помнить, что не существует единого подхода к заданию интервалов для всех товаров (услуг). Границы выбранных интервалов, обычно представляют собой пограничные значения, при переходе через которые наблюдается серьезные изменения точки зрения на отношение к товару (услуги), мотивов его выбора, факторов влияющих на его выбор и т.п.
Шаг 3. Оценка общего количества сегментов. Для определения общего количества сегментов, необходимо перемножить число интервалов по каждому выбранному принципу.
Шаг 4. Краткая характеристика каждого сегмента. Ответ должен включать в себя максимально стандартизированный набор описания (в число факторов обычно включается: емкость сегмента, его доступность, как для товара (услуги), так и для маркетинговых усилий, уровень конкуренции и т.п.), часто выбирается табличная форма представления результатов.
Шаг 5. Обоснование выбора целевого (ых) сегментов. Обычно целевым сегментом является тот, где наиболее очевидны преимущества товара (услуги), с одной стороны, а, с другой, наиболее слабы наши конкуренты. При подготовке ответа на данный вопрос, необходимо опираться на следующие понятия: рыночное окно, рыночная ниша, оптимальный сегмент. Желательно закончить данный шаг определением основных принципов позиционирование товара (услуги) в настоящее время.
Шаг 6. Построение Квадрата «цена-качество». Необходимо представить в форме рисунка. Товары-конкуренты выбираются из числа представленных на товарном рынке. При объективном дефиците информации допускается субъективный подход.
Шаг 7. Определение вида маркетинга относительно сегментации потребителей и типа товара. Необходимо определить вид используемого в настоящее время маркетинга.