Емкость (Ep), доля (Др) и насыщенность рынка (Нр).

Емкость рынка определяется как объем проданного товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год. Сравнивание емкости рынка за ряд лед позволяет судить, меняется ситуация на рынке.

1. Ер = Т + И + Э,

где Т– выпуск товара всеми производителями на рынке за определенный период,

И – импорт, Э – экспорт.

2. Ер = n х К х ц,

где n – число покупателей данного вида товара,

К – количество покупок товара за исследуемый период,

ц – средняя цена данного товара.

Доля рынка (Др) представляет собой удельный вес или долю продаж фирмы на рынке.

Др= Р / Ер х 100,

где Р – количество проданного предприятием товара за определенный период.

Насыщенность ранка (Нр) – показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже купивших товар к общему числу потребителей. Чем меньше значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.

Нр = Пт / П х 100,

где Пт – число потребителей уже купивших товар, П – общее число потребителей.

2 вопрос. Классификация и типы рынков

Изучая современный рынок, нельзя не рассматривать вопросы о классификации различных типов рынков, образующих рыночное хозяйство.

Типы рынков:

I. По расположению и принадлежности:

1. местный - рынок, включающий один или несколь­ко районов страны;

2. региональный - рынок, охватывающий всю терри­торию данного государства;

3. зарубежный;

II. По типу клиентурных рынков:

1. потребительский рынок, определяют отдельные лица, которые приобретают товары и услуги для личного потребления;

2. рынок производителей, составляют организации и предприятия, приобре­тающие товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства.

3. посреднический рынок - это предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальней­шей перепродажи их с целью получения определенной прибыли.

4. рынок государственных учреждений, составляют государст­венные организации, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.

5. международный рынок, состоит из всех покупателей товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежу­точных продавцов и государственные учреждения.

III. По типу спроса и предложений:

1. рынок продавца (спрос превышает предложение);

2. рынок покупателя (предложение превышает спрос);

IV. По характеру товарного обмена:

1. рынок товаров и услуг – требует наличия товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций;

2. финансовый – отражает спрос и предложение финансовых средств, облигаций, акций и предполагает наличие фондовых и валютных бирж;

3. труда – предполагает куплю и продажу таких факторов производства, как земля, труда, капитал;

V. По уровням регулирования:

1. свободный;

2. регулируемый;

· вертикального регулирования ( налоги, финансовая система)

· горизонтального

VI. По типам продукции, назначения:

1. конечного потребителя (товары и услуги приобретаются для личного или семейного пользования);

2. промышленный (товары и услуги приобретаются для последующего участия в процессе производства, перепродажи или сдачи в аренду).

В маркетинге существуют два наиболее привлекательных и важных рынка.

Сравнительная характеристика потребительского и промышленного рынков.

Характеристика Промышленный Потребительский
Объем сбыта Большой небольшой
объем закупок Большой небольшой
число потребителей небольшое большое
принятие решения о закупке много людей незначительное
природа покупки профессиональная делитантская
размещение потребителей географически сконцентрированы распылены

Также рынок подразделяется по уровню конкуренции:

1) Чистая конкуренция - имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п.

2) Монополистическая конкуренция - предполагает поставки на рынок близкой, но не полностью взаимозаменяемой продукции (в условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров), цены в некотором диапазоне, зависящем от качества услуг и т.д.

3) Олигополистическая конкуренция - имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае – дифференцированные продукты, например, автомобили.

4) Чистая монополия - характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация).

Лекция 4

Наши рекомендации