Аудит финансовых вложений и операций с ценными бумагами

В организациях осуществляют отвлечение средств в виде финансовых вложений на различные цели за счет собственных источников финансирования.

Цель осуществления финансовых вложений- получение дополнительного дохода в виде процентов, дивидендов и других доходов. Аудитор в первую очередь должен установить правильность классификации финансовых вложений в данной организации. От этого в какой-то мере зависят правильность организации учета этих вложений и достоверность бухгалтерской отчетности. Так, в зависимости от их целевого назначения и сроков проведения финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные финансовые вложениясроком до одного года для организации их учета подразделяются на:

1)облигации и другие ценные бумаги;

2) депозиты;

3) предоставленные займы.

Долгосрочные финансовые вложения сроком более чем на один год для организации их учета подразделяются на:

1)паи (долевые взносы) и акции;

2)облигации;

3) предоставленные займы.

Операции финансово-инвестиционного цикла обычно немногочисленны, но очень важны в стоимостном выражении. Аудиторы, как правило, не оценивают отдельно системы внутрихозяйственного контроля, как это делается для операций по получению денежных средств и приобретению материальных ценностей. Каждая операция финансовых вложений должна исследоваться и оцениваться отдельно. Финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат. Для предварительного учета фактических затрат по приобретению ценных бумаг организации должны использовать счет 08 «Капитальные вложения», субсчет «Вложения в ценные бумаги».

По государственным ценным бумагамразрешается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты организации.

При документальной форме ценных бумаг их владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. К последним ценным бумагам, в частности, относятся ГКО и ОФЗ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.1993 г. №107 право собственности на ГКО возникает с момента регистрации их владельца в книгах ЦБ РФ или его уполномоченных дилеров. Аналогичная норма в отношении ОФЗ содержится в постановлении Правительства РФ от 15.05.1995 г. № 458.

При бездокументальной форме ценных бумаг их владельцы устанавливаются на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг - на основании записи по счету депо. Документами, подтверждающими переход права собственности на такие ценные бумаги, будут являться или выписка, или реестр акционеров, или выписка по счету депо.

В организации в обязательном порядке должны вести Книгу учета ценных бумаг. Займы другим юридическим лицам должны быть предоставлены только за счет собственных источников. Законность предоставленных займов изучается путем проверки составления договоров и расчетных документов.

120. Специфика анализа сегментарной отчетности

В б/о организаций содержится информация по сегментам. Порядок ее представления регламентируется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н. Сегмент — часть деятельности организации в определенных хозяй­ственных условиях. При этом сегменты, информация по которым рас­крывается в б/о, называются отчетными (п. 6 ПБУ 12/2000). В ней выделены два вида сегментов — операционные и гео­графические.При выделении информации по операционным сегментам несколь­ко видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):• назначение продукции, товаров, работ, услуг;• процесс производства продукции, товаров, выполнения работ, ока­зания услуг;• потребители (покупатели) продукции, товаров, работ, услуг;• методы продажи продукции, товаров и распространения работ, услуг:• система управления деятельностью организации (если это при­менимо в конкретной ситуации).

Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким госу­дарствам, региону или нескольким регионам РФ. При этом исходя из организационной структуры и системы внутрен­ней отчетности организации информация по географическому сегмен­ту может выделяться по местам расположения активов или по местам расположения рынков сбыта. Принципы географ. сигментов (п. 8 ПБУ 12/2000):• сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;• наличие устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в раз­личных географических сегментах;• сходство деятельности;

• риски, присущие деятельности организации в определенном гео­графическом регионе;• общность правил валютного контроля;• валютный риск, связанный с деятельностью организации в опре­деленном географическом регионе.

В п. 9 ПБУ 12/2000 установлено, что операционный или географи­ческий сегмент является отчетным в том случае, когда значительная величина его выручки получена от продаж внешним покупателям и при этом выполняется одно из следующих условий:• выручка от продажи внешним покупателям и от операций с дру­гими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;• финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);• стоимость активов данного сегмента составляет не менее 10% сум­марной стоимости активов всех сегментов.

При этом если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности с выполнением приведенных выше усло­вий, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены до­полнительные отчетные сегменты независимо от того, выполняются I ли в отношении каждого из них приведенные выше условия или нет (п. 10 ПБУ 12/2000).Информация но отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации (п. 14 ПБУ 12/2000). | В учетной политике необходимо закрепить следующие основные моменты:• перечень сегментов, информация по которым представляется в бух­галтерской отчетности;• распределение сегментов на первичные и вторичные;• порядок распределения между сегментами доходов, расходов, ак- ' тивов и обязательств организации.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчет­ного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые не­посредственно относятся к отчетному сегменту либо могут быть отне­сены к нему путем обоснованного распределения (п. 13 ПБУ 12/2000). Активы и обязательства, используемые совместно в двух и более от- I четных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, I когда распределяются соответствующие доходы и расходы.

Способ распределения между отчетными сегментами доходов, рас- l ходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности i организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом I ПБУ 12/2000 не исключает возможности применения разных спосо­бов распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к

двум и более отчетным сегментам. По­этому способы распределения должны быть разработаны организаци­ей на длительный срок и закреплены в качестве элемента учетной по­литики.

В образцах форм бухгалтерской отчетности, утвержденных прика­зом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н, не предусмотрены отдельные строки или специальные таблицы для отражения информации по сегментам. Мы считаем, что некоторые возможности для представления информации по сегментам содержит форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой могут быть отдельно отражены выручка и расходы по основным видам деятельности организации. Однако ПБУ 12/2000 требует раскрытия более детальной информации, чем это предусматри­вает форма № 2, поэтому информация по сегментам может быть де­тально представлена в пояснительной записке либо в иной форме от­четности, самостоятельно разработанной организацией для этих целей. Анализ информации по географическим и операционным сегмен­там в динамике (например, за два года) не может основываться лишь на абсолютных показателях выручки и прибыли от продаж, себестои­мости продаж, так как абсолютные показатели являются несопостави­мыми по следующим причинам:

• по годам не совпадает объем продаж по каждому из отчетных сег­ментов;

• по каждому из отчетных сегментов по годам различается струк­тура продаж;

• индексы цен различаются в географических и операционных сег­ментах.

Следовательно, для сравнения экономических показателей за два отчетных периода необходимо использовать метод коэффициентов. Для анализа должны применяться относительные показатели — коэффи­циенты затрат на 1 руб. выручки от продаж и коэффициенты рентабель­ности продаж. Мы считаем, что при использовании коэффициентов влияние названных выше трех факторов в основном нивелируется. Кроме того, применение коэффициентного метода анализа позволит сгладить неточности того или иного способа распределения между сегментами доходов, расходов, активов и обязательств.

Информация по сегментам необходима для решения широкого комп­лекса управленческих задач. Производство одних видов продукции является рентабельным, а других — нерентабельным. На некоторых территориях сбыта нерационально подбирается ассортимент реализу­емой продукции, не в полной мере анализируются и учитываются по­требительские предпочтения.

Применение сегментарного анализа позволяет конкретизировать управленческие решения относительно ассортимента продукции, ра­бот, услуг, а также относительно рынков сбыта — географических сег­ментов.

Методика сегментарного анализа объемов продаж мебельной фаб­рики «Аквилон» в динамике за 2005-2006 гг. представлена в табл. 9.7.1.

Сегментарный анализ выручки от продаж показал резкое измене­ние структуры продаж как по географическим, так и по операционным сегментам: в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 24% снизился удельный вес продаж в г. Санкт-Петербурге, соответственно увеличился объем продаж в Ленинградской области. Это изменение, по существу, относится к готовой мебели, что связано с более высокими ценами на мебель в г. Санкт-Петербурге по сравнению с Ленинградской областью.

Сравнение абсолютных показателей выручки и прибыли от продаж, себестоимости продаж по географическим и операционным сегментам не позволяет оценить уровень эффективности отдельных сегментов, так как названные абсолютные показатели по сегментам различаются по объемам и структуре продаж, а также по уровню и структуре затрат.

Для принятия обоснованных управленческих решений относительно дальнейшего развития географических сегментов необходимо приме­нить метод коэффициентного анализа, который позволит определить и сравнить показатели эффективности различных сегментов. Такими показателями, по нашему мнению, являются коэффициенты рентабель­ности продаж и затрат.

аудит финансовых вложений и операций с ценными бумагами - student2.ru где Rn — рентабельность продаж, %; R3 — рентабельность затрат, %; Я — сумма прибыли от продаж по сегменту за период; В — сумма выручки от продаж по сегменту за период; С — полная себестоимость продаж по сегменту за период.

Коэффициент рентабельности продаж показывает, сколько процен­тов (копеек) прибыли в 1 руб. выручки от продаж получает фирма но данному сегменту ее деятельности.

Коэффициент рентабельности затрат показывает, сколько процен­тов (копеек) прибыли на 1 руб. затрат получает фирма по данному сег­менту.

Названные коэффициенты рентабельности могут широко исполь­зоваться в управлении организацией при анализе динамики эффек­тивности отчетных сегментов, при прогнозировании их развития, при обосновании динамики цен на реализуемые товары, работы, услуги, при определении цен и тарифов на новые виды продукции, товаров, работ и услуг.

Наши рекомендации