Аудит финансовых вложений и операций с ценными бумагами
В организациях осуществляют отвлечение средств в виде финансовых вложений на различные цели за счет собственных источников финансирования.
Цель осуществления финансовых вложений- получение дополнительного дохода в виде процентов, дивидендов и других доходов. Аудитор в первую очередь должен установить правильность классификации финансовых вложений в данной организации. От этого в какой-то мере зависят правильность организации учета этих вложений и достоверность бухгалтерской отчетности. Так, в зависимости от их целевого назначения и сроков проведения финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные финансовые вложениясроком до одного года для организации их учета подразделяются на:
1)облигации и другие ценные бумаги;
2) депозиты;
3) предоставленные займы.
Долгосрочные финансовые вложения сроком более чем на один год для организации их учета подразделяются на:
1)паи (долевые взносы) и акции;
2)облигации;
3) предоставленные займы.
Операции финансово-инвестиционного цикла обычно немногочисленны, но очень важны в стоимостном выражении. Аудиторы, как правило, не оценивают отдельно системы внутрихозяйственного контроля, как это делается для операций по получению денежных средств и приобретению материальных ценностей. Каждая операция финансовых вложений должна исследоваться и оцениваться отдельно. Финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат. Для предварительного учета фактических затрат по приобретению ценных бумаг организации должны использовать счет 08 «Капитальные вложения», субсчет «Вложения в ценные бумаги».
По государственным ценным бумагамразрешается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты организации.
При документальной форме ценных бумаг их владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. К последним ценным бумагам, в частности, относятся ГКО и ОФЗ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.1993 г. №107 право собственности на ГКО возникает с момента регистрации их владельца в книгах ЦБ РФ или его уполномоченных дилеров. Аналогичная норма в отношении ОФЗ содержится в постановлении Правительства РФ от 15.05.1995 г. № 458.
При бездокументальной форме ценных бумаг их владельцы устанавливаются на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг - на основании записи по счету депо. Документами, подтверждающими переход права собственности на такие ценные бумаги, будут являться или выписка, или реестр акционеров, или выписка по счету депо.
В организации в обязательном порядке должны вести Книгу учета ценных бумаг. Займы другим юридическим лицам должны быть предоставлены только за счет собственных источников. Законность предоставленных займов изучается путем проверки составления договоров и расчетных документов.
120. Специфика анализа сегментарной отчетности
В б/о организаций содержится информация по сегментам. Порядок ее представления регламентируется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н. Сегмент — часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях. При этом сегменты, информация по которым раскрывается в б/о, называются отчетными (п. 6 ПБУ 12/2000). В ней выделены два вида сегментов — операционные и географические.При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):• назначение продукции, товаров, работ, услуг;• процесс производства продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;• потребители (покупатели) продукции, товаров, работ, услуг;• методы продажи продукции, товаров и распространения работ, услуг:• система управления деятельностью организации (если это применимо в конкретной ситуации).
Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или нескольким регионам РФ. При этом исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов или по местам расположения рынков сбыта. Принципы географ. сигментов (п. 8 ПБУ 12/2000):• сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;• наличие устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических сегментах;• сходство деятельности;
• риски, присущие деятельности организации в определенном географическом регионе;• общность правил валютного контроля;• валютный риск, связанный с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
В п. 9 ПБУ 12/2000 установлено, что операционный или географический сегмент является отчетным в том случае, когда значительная величина его выручки получена от продаж внешним покупателям и при этом выполняется одно из следующих условий:• выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;• финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);• стоимость активов данного сегмента составляет не менее 10% суммарной стоимости активов всех сегментов.
При этом если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности с выполнением приведенных выше условий, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, выполняются I ли в отношении каждого из них приведенные выше условия или нет (п. 10 ПБУ 12/2000).Информация но отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации (п. 14 ПБУ 12/2000). | В учетной политике необходимо закрепить следующие основные моменты:• перечень сегментов, информация по которым представляется в бухгалтерской отчетности;• распределение сегментов на первичные и вторичные;• порядок распределения между сегментами доходов, расходов, ак- ' тивов и обязательств организации.
При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения (п. 13 ПБУ 12/2000). Активы и обязательства, используемые совместно в двух и более от- I четных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, I когда распределяются соответствующие доходы и расходы.
Способ распределения между отчетными сегментами доходов, рас- l ходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности i организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом I ПБУ 12/2000 не исключает возможности применения разных способов распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к
двум и более отчетным сегментам. Поэтому способы распределения должны быть разработаны организацией на длительный срок и закреплены в качестве элемента учетной политики.
В образцах форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н, не предусмотрены отдельные строки или специальные таблицы для отражения информации по сегментам. Мы считаем, что некоторые возможности для представления информации по сегментам содержит форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой могут быть отдельно отражены выручка и расходы по основным видам деятельности организации. Однако ПБУ 12/2000 требует раскрытия более детальной информации, чем это предусматривает форма № 2, поэтому информация по сегментам может быть детально представлена в пояснительной записке либо в иной форме отчетности, самостоятельно разработанной организацией для этих целей. Анализ информации по географическим и операционным сегментам в динамике (например, за два года) не может основываться лишь на абсолютных показателях выручки и прибыли от продаж, себестоимости продаж, так как абсолютные показатели являются несопоставимыми по следующим причинам:
• по годам не совпадает объем продаж по каждому из отчетных сегментов;
• по каждому из отчетных сегментов по годам различается структура продаж;
• индексы цен различаются в географических и операционных сегментах.
Следовательно, для сравнения экономических показателей за два отчетных периода необходимо использовать метод коэффициентов. Для анализа должны применяться относительные показатели — коэффициенты затрат на 1 руб. выручки от продаж и коэффициенты рентабельности продаж. Мы считаем, что при использовании коэффициентов влияние названных выше трех факторов в основном нивелируется. Кроме того, применение коэффициентного метода анализа позволит сгладить неточности того или иного способа распределения между сегментами доходов, расходов, активов и обязательств.
Информация по сегментам необходима для решения широкого комплекса управленческих задач. Производство одних видов продукции является рентабельным, а других — нерентабельным. На некоторых территориях сбыта нерационально подбирается ассортимент реализуемой продукции, не в полной мере анализируются и учитываются потребительские предпочтения.
Применение сегментарного анализа позволяет конкретизировать управленческие решения относительно ассортимента продукции, работ, услуг, а также относительно рынков сбыта — географических сегментов.
Методика сегментарного анализа объемов продаж мебельной фабрики «Аквилон» в динамике за 2005-2006 гг. представлена в табл. 9.7.1.
Сегментарный анализ выручки от продаж показал резкое изменение структуры продаж как по географическим, так и по операционным сегментам: в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 24% снизился удельный вес продаж в г. Санкт-Петербурге, соответственно увеличился объем продаж в Ленинградской области. Это изменение, по существу, относится к готовой мебели, что связано с более высокими ценами на мебель в г. Санкт-Петербурге по сравнению с Ленинградской областью.
Сравнение абсолютных показателей выручки и прибыли от продаж, себестоимости продаж по географическим и операционным сегментам не позволяет оценить уровень эффективности отдельных сегментов, так как названные абсолютные показатели по сегментам различаются по объемам и структуре продаж, а также по уровню и структуре затрат.
Для принятия обоснованных управленческих решений относительно дальнейшего развития географических сегментов необходимо применить метод коэффициентного анализа, который позволит определить и сравнить показатели эффективности различных сегментов. Такими показателями, по нашему мнению, являются коэффициенты рентабельности продаж и затрат.
где Rn — рентабельность продаж, %; R3 — рентабельность затрат, %; Я — сумма прибыли от продаж по сегменту за период; В — сумма выручки от продаж по сегменту за период; С — полная себестоимость продаж по сегменту за период.
Коэффициент рентабельности продаж показывает, сколько процентов (копеек) прибыли в 1 руб. выручки от продаж получает фирма но данному сегменту ее деятельности.
Коэффициент рентабельности затрат показывает, сколько процентов (копеек) прибыли на 1 руб. затрат получает фирма по данному сегменту.
Названные коэффициенты рентабельности могут широко использоваться в управлении организацией при анализе динамики эффективности отчетных сегментов, при прогнозировании их развития, при обосновании динамики цен на реализуемые товары, работы, услуги, при определении цен и тарифов на новые виды продукции, товаров, работ и услуг.