Средства обучения географии. Традиционные и инновационные средства
Дидактические средства обучения: Средства обучения – материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусств созданные человеком используемые педагогами и учащимися в УВП в качестве инструмента их деятельности и для решения задач развития и воспитания личности. Это различные виды источников знаний, включающиеся в учебный процесс с целью формирования знаний, умений и навыков.
Функции средств обучения в географии:
1. Наглядность: предполагает создание системы в работе с СО. Их использование должно осуществляться целенаправленно с учётом познавательных, иллюстративных и информативных возможностей.
2. Источника знаний: а) Средства обучения используются для формирования теоретических или эмпирических знаний. б) при наблюдении объектов природы, их изображений, при знакомстве с их описанием у школьников возникают единичные представления. в) представление в памяти формируется при изучении конкретных явлений или макетов. г) представления воображения создаются без непосредственного восприятия. д) при анализе сущностных признаков, характерных для геогр. объектов, процессов, явлений; в основном, обобщённые представления.
3. Управления операционной деятельностью. Проявляются в процессе формирования у школьников практических умений и навыков.
4. Воспитания. Развитие мировоззрения школьников.
5. Развития – интеллектуальные умения наблюдать, сравнивать, обобщать и на основе этого делать выводы.
Классификация по Душиной и Понуровой:
1. Вербально-информационные (учебники, пособия)
2. Наглядные (карты, картосхемы, аэрофотоснимки, картины, разд. мат-л)
3. Аудиовизуальные (диапозитивы, кинофильмы, передачи, программы)
Классификация по Голову:
1. Натуральные объекты
а) природные объекты, изучаемые в классе
б) объекты в их естественной среде
2. Средства обучения, направленные на воспроизведение натуральных географических объектов и явлений:
а) объёмные модели
б) плоскостные иллюстративные пособия
3. Средства обучения, направленные на описание предметов и явлений символами – служит развитию воображения раскрывает сущность объектов и явлений, теоретические знания.
а) вербальные
б) картограф. пособия
в) графические и схематические (схемы, классификации)
г) графические и статистические (графики)
4. Средства обучения, необходимые для воспроизведения и анализа географических объектов и явлений (приборы, инструменты для измерения работ) – формирование умения и навыки работы с приборами, выполнение операций, фиксация и обработка материалов.
Вербально-информационные средства обучения:
Учебник – основное средство обучения, книга, излагающая основы научных знаний по географии в соответствии с целями обучения, определяемыми программой и требованиями дидактики.
Три основные задачи: 1. Содержать основные знания географ. науки. 2. Представлять собой путеводитель в науку. 3. Стимулировать познавательный интерес учащихся.
Методический аппарат учебника (по Душиной): 1. текстовые компоненты или учебный текст: а) основной – теории, объяснения. б) пояснительный – описание, примечание словарь. в) дополнительный – пояснения на эрудицию. 2. внетекстовые компоненты. а) аппарат усвоения – система вопросов и заданий. б) аппарат ориентировки (шрифт, символы, сигналы). в) иллюстративный аппарат – карты, схемы, фото, картинки, рисунки).
Приступая к изучению нового курса, учитель должен: 1. Познакомить с учебником. 2. Обучить приёмам работы с ним, то есть выделению главного, конспектированию, сравнению текстов, приёмам составления планов, работе с картограф. материалом. 3. Учитывать этапность в обучении приёмам работы с учебником. 4. Осуществить обучение приёмам работы с различными компонентами учебника с каждым в отдельности и в сочетании.
Дидактические материалы – дидактические карточки, раздаточный материал, т. е. карточки для индивидуального письменного опроса, для ответов у доски и др. Их использование позволяет учитывать индивидуальные особенности, рационально использовать время, формирует умение передачи знаний письменно, графически, увеличивает накопляемость оценок.
Справочная литература для учащихся: Энциклопедический словарь юного географа-краеведа (сост. Карпов); Смолицкая "Занимательная топонимика".
Рабочие тетради на печатной основе – самостоятельное добывание знаний, помогают вырабатывать и закреплять знания по материалу учащихся с разным уровнем подготовки. Бывают для упражнений, тренировочные, тетради-хрестоматии, семиотико-семантические (сочетают символы, рисунки, схемы со смысловыми интеллектуальными задачами преобразовательного и творческого уровней – "Задачи-противоречия", "задачи фантазии".
Наглядные средства:
Наглядность. 1. Активизирует мышление учащихся. 2. Позволяет. учитывать возрастные особенности. 3. Способствует быстроте понимания и обеспечивает прочное запоминание.
Наглядные средства обучения: 1. средства обучения, воспроизводящие геогр. объекты и явления. 2. объекты в природе.
1. – картины, фото, диафильмы, диапозитивы (слайды), кодопозитивы (транспаранты), фильмы, ПК программы.
Картина учебная – особенности: 1. позволяет организовать учебную деятельность, способствует индивидуализации. 2. даёт правильное представление о географических объектах и явлениях. 3. В отличие от художественных произведений подчёркивает главные существенные признаки.
Особенности работы с картиной в процессе работы: 1. При проверке, объяснении нового материала, закреплении (на разных этапах урока). 2. учащихся необходимо подготовить к работе с картиной, учить работать с картиной. 3. работа с одной картиной (рассматривание, видимо) минимум 1 – 2 минуты. Соотв., максимальное кол-во картин – 5 – 7 шт.
Диапозитивный фильм – мгновенная подача материала, экономия времени, методически верное изложение, желательно 10 – 15 кадров, необходимо подготовить, текст рассказывать.
2. - Натуральные. Объекты в природе (экскурсии) – гербарии, чучела, коллекции гербариев. Раздаточный материал (вид натуральных пособий), натуральные объекты, вырванные из естественной среды Должны давать верное представление. Ученик должен иметь возможность поработать с ними достаточное время.
8. Краеведение и краеведческий подход в школьном географическом образовании.
Краеведение – всестороннее изучение природы, населения, хозяйства своего края. Различают два понятия: «своя местность» - территория вблизи школы или населённого пункта, и «родной край» - нет точных границ: окрестности школы, доступные наблюдению, район, область, республика, город (по Финарову)
Интерес к краеведению школе возрос. Функции краеведения: 1. Прививание любви к Родине, в т. ч. малой (воспитательное значение). 2. Соединение обучения жизнью, межпредметные связи школьных предметов (с историей, напр.). 3. Активизация познавательной деятельности. 4. Реализация принципа наглядности (образовательное значение).
Учитель ведёт краеведческие исследования. Ученики выполняют проблемные задания краеведческой направленности.
Краеведческий принцип означает, что обучение должно строиться на краеведческом материале, наиболее доступном пониманию учащихся. Наблюдения в природе формируют представления о рельефе, ПТК, метеорологических явлений и т. д., то есть присутствуют ассоциативные связи с материалом основного курса. Краеведческий принцип реализуется в течение всего обучения в школе – начальной, основной Краеведческие задания (наблюдения за погодой и т. д.), выставки, школьный музей, наглядные пособия.
Общедидактические принципы: наглядности, последовательности, научности, доступности, связи теории с практикой, учёта возрастных особенностей, сознательности, активности, и др. Всё это связано и с краеведческим принципом.
Пример использования краеведческого материала на уроке: например, при изучении рельефа и геологического строения РФ использовать материалы рельефа и геологии ЛО.