Рекомендации к составлению социального проекта

№ п/п Наименование раздела Описание раздела Примечания
1. Полное название проекта
2. Срок реализации проекта     Дата начала и дата окончания реализации проекта  
3. Автор проекта   ФИО, должность в проекте
4. Контактная информация о координаторе   Домашний адрес, телефон, адрес электронной почты, место работы / учебы, должность
5. Постановка проблемы, на решение которой направлены мероприятия проекта, обоснование ее актуальности Актуальность проблемы определяется тем, насколько значима для общества (социальной группы) социальная проблема, на решение которой направлен проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть. Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (предложения-штампы: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры оказываются малоэффективными по решению…» или «То, что делалось до сих пор в отношении ситуации…, не принесло результатов...»). Описание самой актуальности: качественный и количественный анализ; степень тяжести для общества; причины и условия возникновения; факторы; оценка последствий не решения проблемы и т.п. Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если: · он описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта; · ясно, какие обстоятельства побудили написать проект; · проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества; · исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта; · масштабы проекта разумны (не делает попытки решить все мировые проблемы сразу); · проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, научно-методические источники; · проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя; · нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересен для чтения и краток; · четко определен способ решения проблемы
6. Описание проекта   Миссия проекта   Целевая группа   Цель проекта Задачи проекта     Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Также миссия рассматривается, как главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или преимущественных технологий. Миссия определяет цели и стратегии на следующих различных организационных уровнях создания проекта     Целевая группа – это группа людей, выделенная по определенным признакам (параметрам), на которую направлено воздействие проекта. Первичную целевую группу составляют люди, на которых проект воздействует в первую очередь, непосредственно, это пользователи или прямые благополучатели. Вторичную целевую группу составляют, непрямые благополучатели. Это люди, на которых проект оказывает воздействие косвенно, через взаимодействие с прямыми благополучателями     Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу, определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться автором проекта Задачи проекта – это конкретные, измеримые шаги, которые ведут к выполнению цели. При выполнении задач проекта достигаются конкретные количественные и качественные результаты
7. Методы реализации социального проекта Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта Данная информация будет полезна при составлении плана или календарного графика работ по реализации проекта. Автору должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены на этом этапе работы: 1) какова стратегия в достижении желаемых результатов? 2) почему автор выбрал именно ее из всех других возможных? Важно разделять задачи и методы. Для этого попытайтесь представить, какие изменения должны быть достигнуты, какие различия между существующим положением дел и будущим. Подобное изменение ситуации и может явиться задачей Вашего проекта, а способы, которыми Вы станете добиваться этих изменений, Вы можете отнести к методам На этом этапе работы над проектом: 1) должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены; 2) указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта; 3) ясно описываются мероприятия в рамках программы; 4) понятны причины выбора именно таких мероприятий; 5) понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий; 6) ясен состав разработчиков; 7) описываются состав и обязанности исполнителей программы; 8) описываются, кому служит данный проект, и принципы подбора этих людей, групп, объектов; 9) наблюдается естественность логической цепочки: «проблема - цель - задача – метод»
8. Календарный план действий или мероприятий по проекту План реализации проекта. Это связь мероприятий с четкими сроками и исполнителями. · Обычно каждой задаче соответствует одно, максимум два мероприятия в графе запланированные работы; · План должен быть реальным: как по срокам, так и по возможностям исполнителей; · План должен быть изложен на бумаге в целях осуществления контроля; · Желательно, чтобы план составлялся всеми членами команды проекта и был согласован с ними; · План должен раскрывать пути решения конкретных задач
  План реализации проекта
№ п/п Задача Описание запланированных работ / мероприятия Сроки Ответственное лицо Ожидаемые результаты
           
           
           
           
           
9. Оценка имеющихся ресурсов Ресурсы проекта: · человеческие (при подборе персонала проекта должна учитываться квалификация, дополнительные навыки – в связи с запланированным перечнем работ) и интерес к реализации проекта · технические; · информационно-методические; · финансовые; · и другие  
10. Планируемые расходы Общая сумма планируемых расходов на реализацию проекта в т.ч. - доля вложений, привлеченных на реализацию проекта из собственных средств членов команды, реализуемой проект (в % и тыс. рублей); - доля вложений в реализацию проекта, привлеченных из иных источников, за счет фандрайзинга (в % и тыс. рублей).
Примеры расходов:
№ п/п Статьи расходов: Всего: Собственные средства: Привлеченные ресурсы:
1. Оплата труда сотрудников        
2. Оплата труда привлеченных специалистов      
3. Оборудование – аренда        
4. Оборудование и программное обеспечение – покупка        
5. Канцтовары        
6. Питание        
7. Привлечение СМИ        
8. Печать и распространение полиграфической продукции      
9. Коммуникации        
10. Транспорт        
11. Непредвиденные расходы        
12. И другие        
  Всего:        
11. Описание ожидаемых результатов, на достижение которых направлен проект Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта Количественные показатели ожидаемого результата (например, для социального проекта чаще всего один из критериев – количество охваченных проектом людей или другие) Качественные показатели ожидаемого результата (изменение состояния или определенных качеств объекта, определенного целью проекта) Основные характеристики результатов: - соответствие результатов цели и задачам проекта; - измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей); - реалистичность. Перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных задач в проекте
12. География проекта Количество и наименования муниципальных районов и городских округов Вологодской области, на территории которых планируется реализация проекта
13. Добровольцы проекта Количество добровольцев, которых необходимо привлечь к реализации проекта
14. Проектная группа проекта:
№ п/п ФИО Должность Номер телефона Адрес электронной почты
           
           
15. Опыт реализации проектов Наличие и описание у команды опыта реализации общественно полезных проектов на территории района
16. Привлечение партнеров проекта Перечисление партнеров проекта с указанием вложенных ресурсов
17. Анализ рисков Представление сильных и слабых сторон проекта: · финансовые риски; · кадровые или трудовые риски; · фактор общественного мнения; · и другие
18. Концепция развития (перспективы развития)   Задача этого раздела - спрогнозировать вероятный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта
19. Результат проекта Это произведенный продукт и/или услуги, оказанные целевой группе проекта в ходе его реализации Мониторинг – постоянное отслеживание хода работ в рамках проекта для сравнения текущего состояния дел с планом реализации проекта Оценка направлена на анализ результатов деятельности и/или произведенного эффекта и соотнесение этих результатов с определенными критериями  
20. Оценка эффективности проекта Уровни оценки: - внутренняя; - внешняя.   Типы оценки: - промежуточная; - итоговая; - оценка воздействия на проблемную ситуацию.   Оценка эффективности проекта проходит путем анализа ожидаемых результатов и достигнутых по итогам реализации проекта Для определения достижения показателей эффективности необходимо указать способы анализа (опрос: анкетирование или интервьюирование; экспертные оценки, фокус-группа*, глубинное интервью** и т.д.), лиц, которые этим будут заниматься, и формуотчетности * Фокус-группа − это группа респондентов, состоящая, как правило, из восьми – десяти человек, собранных вместе для обсуждения темы, в которой каждый из них в той или иной степени заинтересован. ** Глубинное интервью − неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.  

Наши рекомендации