Игры со словом и предложением
Машина слов и предложений.
Игра с кубиком. На кубике картинки, обозначающие часть слова или предложения. Выбросив кубики (например, четыре кубика в простейшем варианте, в компьютере кубики заменяются генератором случайных комбинаций) получаем четыре элемента, из которых нужно сложить слово.
В качестве материала для кубика идут распространенные в программе части слова, для этого в программе введен банк приставок и суффиксов с корнями, что касается окончаний, тут первый вариант – игра в типы окончаний для определения склонения, второй вариант – игра с падежами.
Более часто встречающиеся части слова – выпадают чаще, можно изменить режим генератора на обратный.
Выпадает при-, ближ, -ени-, -е. В простейшем варианте приставки обозначены цветом (синим) или тире после нее, так как перед приставкой нет букв или они не всегда есть, а после обязательно. Корень дается без тире (коричневый или черный цвет). Суффикс дан с тире с обеих сторон, так как обычно он окружен буквами (красный цвет), а окончание дано с тире перед ним (зеленый цвет).
Дополнительные опции позволяют обратиться к подсказке, которая может быть в виде отдельной таблицы или как всплывающие подсказки объяснять значение отдельных частей слова. Когда слово собрано, оно тоже приобретает смысл, если оно имеется в словаре программы. Очевидно также, что из тех же частей можно собрать несколько слов, возможна игра на скорость и количество слов.
Аналогичная игра с кубиком для предложения называется ЛОКОС. Это искусственный язык, в котором значение слова определяется местом его в предложении. Есть шкала из шести мест.
Первое – подлежащее, второе – определение к подлежащему.
Третье – сказуемое, четвертое – обстоятельство.
Пятое – дополнение, шестое – определение к дополнению.
Кубик дает символ солнца, в случае 1) это означает солнце, 2) – яркое, 3) светит, 4) днем, 5) света, солнца, 6) совпадает с 2).
Эта игра позволяет выработать ориентировку в смыслах слов и соотношении слова и состава предложения. Есть аппарат подсказок, а также возможность расширения игры в направлении, что каждое место предложения может также стать независимым и автономным предложением (второстепенным предложением, минуя состояние составного члена предложения, например, составное именное сказуемое превращается в причастный или деепричастный оборот, а обстоятельство превращается в придаточное предложение времени, места и т. п.
На этой основе в игре подразумевается аппарат объяснения состава предложения, а также тестирующий модуль с проверкой знаний и навыков по составу предложения.
Другого типа игра – с кубиком и игровым полем. Игры-кроссворды со словами и предложениями.
Аналогичным образом используется строение слов из букв, когда новая буква ставится и полученные слова записываются в актив игрока. Игра может быть модернизирована тем, что буквы не выбираются произвольно, а выпадают, поле не обязательно прямоугольное, т. е. возможны разные стили прочтения получаемых слов, например ходом коня или по диагоналям.
Материал урока привязывается к играм, которые позволяют использовать любой материал, для этого есть отдельные программы банка игр. Имеются в виду такие игры, как цепочка, аукцион, ребус, подбери слово, сквозная буква и другие.
Отдельный блок приспосабливается для генерации предложений по алгоритмам школьной программы, например ориентация на типы высказываний (объяснение, описание, рассуждение). Оглавление текста, членение его в план и конспект, мы получаем блок для генерации и работы с изложениями. Причем изложения, написанные и введенные в компьютер, анализируются наравне с изложениями, которые пишутся на компьютере (в примитивном варианте печатаются, на самом деле, с освоением игр с предложениями изложения можно генерировать, определяя синонимы, типы высказываний и т. п.) Эта программа позволяет анализировать текст изложения, привить навык теоретического анализа текста, что автоматически подводит к навыкам самопроверки орфографии и грамматики.