Учебники географии, их функции
Учебник - комплексное средство обучения и воспитания учащихся. В нем раскрываются определенная система и объем географических знаний, отражающих требования программы. В учебно-воспитательном процессе по географии учебник используется на разных этапах обучения.
Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебником, усваивать содержащийся в нем материал. Доступный и хорошо воспринимаемый учащимися учебник способствует также формированию у них устойчивого интереса к предмету.
Важнейшее требование к школьным учебникам - обеспечение полного соответствия программе по объему материала, уровню раскрытия, сложности, по развитию умений и навыков школьников.
Достоинством действующих учебников географии является наличие большого иллюстративного материала, отобранного и увязанного с текстом. Наличие в учебниках географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и прочное усвоение учебного материала. В то же время пользование этим компонентом учебника способствует формированию важных общеучебных умений - работать с текстом и дополнительной литературой.
В современных учебниках географии усилено внимание к управлению познавательной деятельностью школьников: помещены инструкции «Как пользоваться учебником», даны приемы учебной работы.
Учебник содержит:
Учебный текст | Внетекстовые материалы |
Теория Описания Пояснения Объяснения Словарь терминов Методология Примечания | Иллюстрации Вопросы и задания Карты Схемы Таблицы Оглавление Аппарат ориентировки и организации усвоения |
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ.
Выделяют три уровня работы с текстом – познавательный (усвоение), аналитический (критика), творческий (созидание нового). Учащиеся чаще всего работают на познавательном уровне.
А.Е.Бибик выделяет следующие виды:
- Работа с текстом,
- Работа по вопросам и заданиям,
- Работа с иллюстрациями,
- Работа со статистикой.
До сих пор существует мнение, что работа с учебником – это, прежде всего, работа с текстом и текстовыми компонентами. По отношению к учебникам географии это не верно, поскольку специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять и правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому, выделяя приемы работы с учебником географии, следует учитывать их особый характер и рассматривать не только работу с отдельными компонентами учебника, но и в сочетании.
1. Большая часть приемов работы с учебником используется на протяжении всех курсов географии.
2. В 6 классе учащиеся лишь знакомятся с приемами. Самостоятельно применять их могут далеко не все, поэтому уровень самостоятельного применения их начинается в более старших классах.
3. В содержании приемов работы с отдельными компонентами текста, можно выделить определенные виды деятельности, обусловленные общими закономерностями познания - простое описание (иллюстрация), выделение главного, анализ, доказательство и т. д.
При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила работы:
- знакомство с учебником;
- обучение приемам работы с учебником с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся по географии и другим предметам;
- этапность в обучении приемам работы с учебником;
- обучение приемам работы с различными компонентами учебника: с каждым в отдельности и в сочетании.
Знакомство школьников с учебником целесообразно проводить на первых уроках. Основная работа заключается в подробном объяснении учителем особенностей построения данного учебника, его структуры, всех его компонентов (текстовых и внетекстовых).
Обучение школьников приемам работы с учебником проводится поэтапно: первый этап - введение приема; второй этап - усвоение приема с обязательным осознанием его состава и закрепление; третий этап - самостоятельное применение приема в условиях новых учебных задач.
Приёмы работы с текстом:
1. Объяснительное чтение. Цель – получение новых знаний, навыков сознательного чтения. Характерно для 6-8 классов. Учитель комментирует каждый абзац прочитанного с показом объектов по карте, записью новых терминов на доске. Дополняет учеников, демонстрирует наглядность. Особое внимание уделяется причинно-следственным связям. Н.Н.Баранский рекомендовал данный приём для курса экономической географии.
2. Выборочное чтение текста с целью отбора материала по заданию. Цель – приучение вести самостоятельную работу. (Например – найти понятие, ответ на вопрос, объяснение явления, установить зависимость, сделать вывод…).
3. Сознательное чтение. Цель – развитие географического и логического мышления. (Например – составление плана &, конспекта &, ЛОС …).
Суть работы:
- Выделить главное,
- Сделать выводы,
- Сравнить, проанализировать,
- Выделить причинно-следственные связи,
- Отметить характерное,
- Установить последовательность явлений…
Особенно важны приёмы сравнения. Для комплексного описания даётся план сравнения.
Работа по вопросам и заданиям учебника.
1. Вопросы и задания, направленные на работу с внетекстовыми компонентами учебника. Направлены на формирование практических навыков – построить, сравнить, описать, выделить, сосчитать, выписать…
2. Вопросы и задания, направленные на понимание географических понятий и закономерностей, на их применение при изучении географии.
- Выделение географических объектов и явлений,
- Создание классификаций и систем объектов и явлений,
- Установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, сравнение,
- Выделение характерных признаков,
- Характеристика объектов,
- Доказательство географических закономерностей,
- Обобщение и оценка природных условий, экономического развития.
3. Вопросы и задания на основе наблюдений и исследований.
Работа с иллюстрациями.
Достоинства:
- Наглядная опора мышления,
- Наличие у каждого учащегося на уроке и дома,
- Вопросы и задания под рисунком направляют и активизируют познавательную деятельность учащихся. Учитель дополняет задания, организует работу с рисунками.
- Имеют эстетическое воспитательное значение.
+ работа с текстовыми картами, картосхемами и схемами.
Работа с учебником дома.
Специфика по А.В.Даринскому:
1. Домашнее задание не должно быть слишком объёмным,
2. Кроме указания страниц давайте конкретные вопросы, т. к. к учебнике много фактического материала,
3. Кроме вопросов на запоминание и пересказ должны быть вопросы на сравнение, анализ, объяснение, доказательство…
4. Сопровождайте задание работой с атласом,
5. Давайте инструкцию.
Работа с дополнительной литературой:
Используется для привития познавательного интереса, расширения географического кругозора, развития положительной мотивации. Формы – доклады, рефераты, сообщения, географические сочинения, рецензии на книгу, фильм, подготовка занимательных заданий, работа с периодикой в старших классах (мониторинг, демонстрации, информации, подборки литературы…).