Вопрос 17 Технологии обучения географии. Технология проектной деятельности на уроках географии

Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию окружающего мира.

Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природных территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной деятельности человека). В планируемых результатах обучения программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные последствия изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек, озер, болот, подземных вод), роста населения, изменения городского и сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.

Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (применять для их решения полученные на уроках знания), обладать критическим и творческим мышлением, богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Реализовать перечисленные требования в значительной мере способна проектная деятельность школьников.

Метод проектов не является принципиально новым педагогическим явлением. Он возник в 20-е гг. XX в. в США и назывался методом проблем. Одним из его авторов был Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание российских педагогов еще в начале XX в. Идеи такого обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников под руководством С.Т. Шацкого, которая разрабатывала проектные методы в практике образования. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, и попытки его возродить долгое время не предпринимались.

За рубежом технология проектной деятельности нашла своих последователей, наиболее активно она развивалась в США, Великобритании, Бельгии, Израиле.

В 80--90-е гг. XX в. в отечественной методике обучения географии появились исследования, посвященные проблемному обучению, в которых также затрагивались вопросы, связанные с решением проблем в рамках учебных проектов (работы Л.М. Панчешниковой, Г.А. Шнуровой).

Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. При этом существует различие между терминами «метод проектов» и «проектная технология». Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов. Проектная технология -- понятие более широкое, она включает в себя совокупность целей, методов (исследовательских, поисковых, проблемных), средств обучения, критерии оценки деятельности учащихся.

Главная идея проектной технологии -- стимулирование интереса учащихся к определенным учебным проблемам, разрешение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний, а также показ практического применения полученных знаний. Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта -- прообраза (модели) предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта (явления, процесса). Это могут быть макеты, карты, схемы, описания объектов. Таким образом, в основу технологии положена прагматическая направленность на результат. Итоги выполненных проектов должны быть конкретными: решение теоретической проблемы, конкретная разработка, готовая к внедрению. При этом учитывается развитие критического мышления и познавательных навыков учащихся, их умение самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для организации проектной деятельности в.процессе обучения географии применяют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на использование активных методов обучения -- проблемного изложения, исследовательского метода. Число таких вопросов и заданий возрастает от 6 к 10 классу. Так, в учебнике В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» учительможет найти немало заданий типа «Мы -- проектировщики» (создание проектов новых железных дорог, проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны).

Применять проектную технологию целесообразно уже в 6 классе, при изучении начального курса географии. Школьникам можно предложить составить простейшие проекты-прогнозы, например по синоптической карте, или свой вариант проекта освоения территории, план которой представлен в атласе.

Учителями уже накоплен определенный опыт проектирования в процессе изучения курса географии материков и океанов, например изменений очертаний материков в отдаленном будущем по карте литосферных плит (проект составляется яа базе знаний основ теории движения литосферных плит). В ходе работы с фрагментами разрезанной контурной карты школьники создают индивидуальные проекты предполагаемого облика Земли через миллионы лет. При изучении природных зон Земли и отдельных материков целесообразно предложить ребятам задание создать проект озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания. Известно, что родина большинства комнатных растений -- природные зоны субтропических, тропических и экваториальных широт. Таким образом, помещения каждого этажа школы можно озеленить растениями, принадлежащими к одной природной зоне. Возможен и другой вариант -- разместить растения по территориальному признаку: растения Африки, Южной Америки и др.

Примерная тематика проектных заданий по географии

 
Класс, курс Задания  
6 класс. Начальный курс географии 1. Составить прогноз изменений, которые произойдут на Земле, если исчезнет атмосфера (гидросфера). 2. Разработать прогноз изменений, которые могут произойти в природе и жизни людей при изменении суточного (годового) движения Земли, исчезновении Луны. 3. Составить описание несуществующего материка (океана) как природного комплекса  
Класс, курс Задания  
7 класс. Материки. 1. На основании анализа карты движения литосферных плит Земли предложить свой вариант расположения морей, островов, береговой линии части какого-либо материка (Тихоокеанского побережья Евразии, рифовой зоны Восточной Африки и т. д.). 2. Разработать прогноз отдаленного будущего нашей цивилизации, которая, по словам В. Гюго, «вернется» в Мировой океан, обладающий разнообразными природными ресурсами. 3. Разработать проект решения экологической проблемы одной из природных зон мира (проблемы опустынивания в зоне Сахеля в Северной Африке, сохранения экваториальных лесов Амазонии). 4. Предложить свой вариант освоения человеком территории несуществующего материка. 5. На основе анализа карт (природных зон и климатических) разработать прогноз изменения границ природных зон мира при условии глобального потепления климата (повышении среднегодовой температуры Земли на 2--5 °С)  
10,11 классы Социально-экономическая география мира 1. Как будет выглядеть человек будущего? Составить прогноз на основе анализа современных тенденций естественного и механического движения населения мира. 2. Составить проект развития экономики одной из отстающих стран Африки, Азии или Латинской Америки, не связанный с эксплуатацией ее природно-ресурсного потенциала. 3. Предложить проект решения глобальной продовольственной проблемы. 4. Разработать проект решения глобальной энергосырьевой проблемы. Обосновать выбор районов мира, где можно развивать нетрадиционную энергетику. 5. Разработать проект развития мировой транспортной системы с учетом промежуточного положения России между Востоком и Западом. 6. Провести исследование демографической проблемы в одном из регионов мира. 7. Создать серию репортажей из разных регионов мира, посвященных какой-либо проблеме (например, влиянию кислотных дождей на окружающую среду)  
     

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным (схема 45). Наиболее часто учителя сами определяют тематику с учетом учебной ситуации по предмету. Тема проекта может касаться какого-либо теоретического вопроса школьной географии (экологические проблемы мегаполисов, состояние животных и растений на различных охраняемых территориях и т. д.). В других случаях тематика проектов может быть предложена учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и прикладные. В данном случае проект будет над предметным, выходящим за рамки школьной программы. В проектах могут разрабатываться и интегрированные темы, требующие привлечения знаний из нескольких школьных предметов. Как показывает школьная практика, наибольший интерес у учащихся вызывают проекты, посвященные комплексной характеристике территории, экологическому анализу, природоохранным мероприятиям.

Особенностью проектной деятельности является получение результатов, максимально приближенных к реальности, поэтому наряду с традиционными средствами обучения (учебники, пособия для учащихся, справочная литература, видеозаписи и др.) необходимо использовать современные (электронные базы данных, виртуальные библиотеки, интерактивное телевидение, мультимедийные средства и др.).

Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов.

На выполнение проекта, как правило, дается большой отрезок времени (от нескольких недель до месяца и более, в зависимости от объема работы), поэтому количество проектов не должно быть большим (2--4 проекта в течение учебного года). При организации работы над проектом учителю необходимо учитывать следующие требования: 1) проект должен быть посвящен значимой проблеме или задаче, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) предполагаемые результаты выполнения проекта должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость (доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, и т. д.); 3) школьники должны обладать необходимыми знаниями и умениями, личным опытом; 4) деятельность учащихся должна быть самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой); целесообразно давать задания для создания проектов в малых группах, где объединены усилия нескольких учащихся; 5) содержательная часть проекта должна быть структурирована (с указанием поэтапных результатов); 6) при работе над проектом необходимо использовать исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий, при этом учащиеся должны применять как географические методы и средства обучения, так и интегрированные знания и умения из разных сфер науки, техники, искусства.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов. Первый этап -- подготовительный. На этом этапе учитель помогает учащимся определить и сформулировать тему проекта, его цель и задачи, отражающие основные направления исследования..

Второй этап -- исследовательский. В ходе этого этапа осуществляется индивидуальная или групповая самостоятельная работа участников проекта: поиск, сбор и обработка информации, разработка моделей, формулирование выводов, подготовка материалов к презентации. Учитель выполняет контролирующую и корректирующую функции: наблюдает, организует промежуточное обсуждение полученных данных в группе (на уроках, на занятиях в научном обществе, кружке и др.), консультирует. Третий этап -- заключительный. Учитель на этом этапе помогает проанализировать проделанную работу, обобщить ее результаты, сформулировать рекомендации и выводы, объявляет оценки. По окончании работы над проектом учащиеся должны его защитить. Экспертизы

Основные достоинства технологии проектной деятельности: 1) осуществление проблемно-поисковой познавательной деятельности учащихся, имеющей личностно-ориентированный характер; 2) формирование всех компонентов содержания географического образования (знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру); 3) приобретение учениками новых знаний, интеграция знаний внутри школьной географии или знаний из разных школьных предметов; 4) развитие личностных качеств учащихся (самостоятельности, умения ставить цели, планировать, прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность, работать в коллективе, решать общие задачи, принимать нестандартные решения и т. д.); 5) достижение учащимися реального, конкретного результата; 6) реализация профессиональной направленности школьников.

Наши рекомендации