Рекомендации МАМС по точности и дискретности определения места судна
Районы плавания | Требуемая точность определения места судна, м | Частота определения, мин | Допустимое время получения места, мин |
Акватория порта, фарватер шириной 100-250 м | 10-50 | непрерывно | мгновенно |
Подходы к портам, узкости шириной до 1 мили | 100-200 | 1-5 | 0,5-1,0 |
Фарватеры шириной 0,2-2,0 мили | 100-800 | 1-5 | 0,5-1,0 |
Полоса движения шириной 1-2 мили | 400-900 | 5-10 | 1-3 |
Рекомендованные пути и районы свободного плавания в прибрежной зоне (до 50 миль) | 200-1000 | 20-30 | 1-3 |
Открытое море (более 50 миль от берега) | 2000-3000 | 120-240 | 10-15 |
Точность текущего счислимого места можно оценить средней квадратической погрешностью (СКП) Мсч, рассчитываемой следующим образом
где Kc –коэффициент точности счисления, характеризующий
скорость нарастания случайных погрешностей счисления и определяемый экспериментально для каждого судна и конкретных условий плавания;
tc - время плавания от последней обсервации.
При коррекционном счислении, когда счислимые места уточняются с помощью обсерваций, точность обсервованных мест также следует оценивать средней квадратической погрешностью Мо. Точность текущего места при корректируемом счислении можно оценивать СКП Мс, равной
Где Мсч(t) – СКП счисления за время плавания от предыдущей обсервации.
Мо – СКП предыдущей обсервации.
Если обсервация выполняется по пеленгам двух ориентиров, то формула сводится к виду:
Где mп - СКП измерения пеленга;
D1 и D2 – Расстояния до первого и второго ориентира соответственно.
Если обсервация выполняется по пеленгам трех ориентиров, то ее СКП (Мо) может быть определена по приближенной формуле:
)
Где mп СКП измерения пеленга;
D1, D2, D3 расстояния до первого, второго и третьего ориентиров, соответственно.
В общем случае точность обсерваций по трем линиям положения может быть приближенно оценена с помощью СКП, рассчитанной как
Где Моглп - СКП обсервации по двум пеленгам, имеющим наибольший угол пересечения.
При прокладке курсов вблизи берега, в стесненных районах, при проходе узкостей необходимо соблюдать следующее условие
Где Ш – ширина судоходной части пролива.
При двухстороннем движении – Ш/2.
При наличии навигационной опасности с одного борта
Мд=0,02Доп,
Где Доп – расстояние до опасности.
Минимальные промежутки времени между обсервациями рассчитываются следующим образом:
- при плавании менее двух часов с момента последней обсервации ( прибрежное плавание)
-при плавании более двух часов с момента последней обсервации ( плавание в открытом море)