Приближенные способы определения места судна

Уточнение места судна по изобатам

При отсутствии возможности определения места судна визуальными и радионавигационными способами место судна можно уточнить по изобатам при условии их характерного расположения (рис. 15.11).

Приближенные способы определения места судна - student2.ru

Рис. 15.11. Уточнение места судна по изобатам

Выполнив специальное маневрирование, фиксируя при этом моменты пересечения изобат (300 м), с помощью листа кальки, уточняем место судна (см. рис. 15.11) и уверенно выходим на рекомендованный курс прохода узкости.

При «прямолинейном» расположении изобат можно уточнить место судна или только по широте (рис. 15.12) или только по долготе (рис. 15.13).

Приближенные способы определения места судна - student2.ru Приближенные способы определения места судна - student2.ru
Рис. 15.12. Уточнение по глубинам широты места судна Рис. 15.13. Уточнение по глубинам долготы места судна

Уточнение места судна по линиям положения, параллельным

Береговой черте с помощью РЛС

Уточнение места по линиям положения, параллельным береговой черте, обычно выполняется на значительных еще удалениях от берега, когда подробности береговой черты на экране РЛС сглажены и сравнительно большие участки побережья имеют прямолинейные очертания, а их направления пересекаются под углом не менее 30°.

Для определения места необходимо (рис. 15.14):

Приближенные способы определения места судна - student2.ru

Рис. 15.14. Уточнение места судна по линиям положения, параллельным

Береговой черте

  1. g Измерить расстояния DP1 и DP2 до ближайших точек прямолинейных участков берега и одновременно измерить РЛП1 и РЛП2 на эти точки, заметить Приближенные способы определения места судна - student2.ru .
  2. g На МНК, сообразуясь с дальностью радиолокационной видимости, провести линию (линии) – генеральное направление возвышенного участка береговой черты.
  3. g От любой точки этой линии (т. А) по ИП1 = РЛП1 + DГК отложить измеренное расстояние D1 = DP1 + DDP и через полученную точку (т. А') перпендикулярно ИП1 (параллельно береговой черте) провести линию положения I–I.
  4. g Произвести аналогичное построение второй линии положения, т.е.:

по ИП2 = РЛП2 + DГК отложить D2 = DP2 + DDP (*).

В точке пересечения этих линий положения и будет находиться «уточненное» этим способом место судна, но к нему следует отнестись критически и, при дальнейшем плавании судна в сторону берега при первой возможности определить место судна более точным и надежным способом.

(*) Линии положения (I–I и II–II) проводить параллельно генеральному направлению возвышенного участка береговой черты.

Уточнение места судна по моменту открытия маяка и пеленгу на него

Этот способ уточнения места обычно применяется при подходе судна с моря к побережью при условии наличия на побережье маяка с большой дальностью видимости огня.

Приближенные способы определения места судна - student2.ru

Рис. 15.15. Уточнение места судна по моменту открытия маяка и пеленгу на него

Для уточнения места судна данным способом необходимо (рис. 15.15):

  1. g Рассчитать дальность открытия маяка: – или по его высоте над уровнем моря (hM) – днем:

Приближенные способы определения места судна - student2.ru (15.12)

или по его дальности (DК), показанной на карте (30 миль) – ночью:

Приближенные способы определения места судна - student2.ru (15.13)

еМ – высота глаза наблюдателя над уровнем моря (метры).

  1. g От места маяка радиусом R = DП (DФ) провести дугу окружности в сторону подхода судна.
  2. g С подходом судна (по счислению) к этой дуге находиться у пеленгатора и ждать появления на горизонте маяка днем (или его огня – ночью).
  3. g В момент появления маяка (или его огня) – взять пеленг (ГКП), заметить Приближенные способы определения места судна - student2.ru .
  4. g Рассчитать ИП = ГКП + DГК и проложить его на МНК от маяка.

Точка пересечения ИП с дугой окружности R =DП (DФ) и будет уточненным этим способом местом судна.

Примечание:

Способ возможен в условиях хорошей видимости.

Предупреждение:

Не примите ошибочно за огонь маяка – огонь посторонний, а сам маяк – за другое сооружение.

Выводы

1. Место судна должно определяться наиболее точным и надежным способом, возможным в данном районе.

2. Судоводитель обязан определять место судна всеми возможными способами, и не должен применять только один, даже более точный и надежный.

3. В районах с подробным промером глубин и нанесенными на МНК изобатами возможно определение места судна по глубинам, измеренным эхолотом.

4. Определение места судна комбинированными способами иногда дает более высокую точность, чем место, полученное одним из основных способов.

5. При невозможности получить в данном районе полноценную обсервацию судоводитель обязан уточнять место судна всеми возможными способами.

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».

Наши рекомендации