Общие принципы определения места судна в море

Для получения текущих координат места судна на любой момент времени непрерывно ведется счисление его пути.

Правомерно возникает вопрос. А достаточно ли одного только счисления пути судна для обеспечения безопасности его плавания? Оказывается нет, далеко не достаточно.

Действительно, ведь счисление пути судна основывается на показаниях основных штурманских приборов: курсоуказателя (компаса) и лага. Но в их работе (их показаниях) имеются погрешности, которые при счислении пути судна учитываются в виде поправок (для курсоуказателя – DК, для лага – DЛ%), но ведь и сами эти поправки известны (определены) с некоторыми, неизвестными, погрешностями.

Погрешность содержит и угол дрейфа (a), выбираемый из таблицы, а сведения о течениях, элементы которых выбирают из навигационных пособий, являются весьма приближенными (см. табл. 12.1).

Значения погрешностей основных элементов счисления

(табл. 4.4 «МТ-2000»)

Таблица 12.1

№ п/п Элементы счисления Значение погрешности (СКП)
Компасный курс по гирокомпасу (ГКК) ±0,3° ¸ ±1,2°
Компасный курс по магнитному компасу (ККмк) ±0,9° ¸ ±2,0°
Поправка гирокомпаса (ΔГК) ±0,3° ¸ ±1,3°
Поправка магнитного компаса (ΔМК) ±0,5° ¸ ±1,8°
Истинный курс по данным гирокомпаса ±0,6° ¸ ±1,8°
Истинный курс по данным магнитного компаса ±0,9° ¸ ±2,7°
Скорость по относительному лагу ±0,1уз. ¸ ±0,2уз.
Скорость по абсолютному лагу (при V ≤ 10 уз.) ±0,02уз. ¸ ±0,05уз.
Скорость по абсолютному лагу (при V > 10 уз.) ±(0,002 ¸ 0,005) × V
Угол дрейфа от ветра (a) ±0,5° ¸ ±1,5°
Направление течения при выборе из навигационных пособий ±30° ¸ ±60°
Направление течения при определении по абсолютному лагу ±10° ¸ ±20°
Скорость течения при выборе из навигационных пособий ±0,3uТ
Скорость течения при определении по абсолютному лагу ±0,1уз. ¸ ±0,3уз.
Скорость течения при отсутствии данных о течении ±0,2уз. ¸ ±0,7уз.

Вполне очевидно, что в результате погрешностей в поправках штурманских приборов, в угле дрейфа и в учитываемых элементах течения, счисление пути судна ведется с некоторыми погрешностями.

Эти погрешности, по своему численному значению, как правило, небольшие, но они действуют в течение всего плавания, то есть нарастают по времени (рис. 12.1).

Длительное действие этих неучтенных погрешностей приводит к тому, что погрешность в счислимом месте судна постепенно увеличивается и достигает значительной величины, при которой уже не обеспечивается требуемая точность знания счислимых (текущих) координат, то есть не обеспечивается безопасность плавания судна.

Общие принципы определения места судна в море - student2.ru

Рис. 12.1. Суммарные погрешности

Из рис. 12.1 следует, что вследствие наличия суммарной погрешности в направлении движения судна (±mПУ) и суммарной погрешности в пройденном судном расстоянии (±mS) счислимое место судна на какой-то момент времени (Т1) будет находиться не в конкретной счислимой точке (т. А), а в пределах площади (АБДС), ограниченной значениями погрешностей в счислении ( Общие принципы определения места судна в море - student2.ru и mS) и с определенной вероятностью.

Исходя из этого возникает необходимость исключения погрешностей в счислении пути судна. Это достигается путем систематического контроля за счислением координат судна и периодической их коррекцией.

Контроль за счислением пути судна осуществляется постоянной проверкой правильности учета элементов счисления (погрешности не исключаются совсем, но не допустить больших промахов в счислении пути судна позволяет).

Коррекция счисления включает в себя периодическое определение координат судна измерением величин, не участвующих в счислении пути, с последующим счислением координат судна от определенного по этим величинам места судна, которое называют обсервованным местом судна, а координаты такого места – обсервованными координатами (j0, l0).

Периодичность коррекции счисления – определения места судна – должна быть такой, чтобы в течении времени между определениями места погрешность счисления пути не превышала в данных условиях определенной (допустимой) величины и обеспечивала навигационную безопасность плавания.

Наши рекомендации