Календарные обряды и песни.
НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Составитель Е.А.Зайцева
Содержание разделов дисциплины
1. Введение. Общая характеристика понятия «русское народное творчество».
Фольклор (англ.folklore – народная мудрость).
Различают фольклор словесный (сказки, пословицы, поговорки, приметы, былички…), хореографический (хороводы, пляски, кадрили…), музыкальный (песни, наигрыши...).
Многоликость общества в пределах этноса. Деление по национальному, социальному, половозрастному, религиозному, профессиональному признакам.
Место музыкального фольклора в традиционной культуре.
Основные качества (признаки) произведений народного музыкального творчества:
· устность бытования,
· коллективность и анонимность создания,
· вариантность как метод коллективной шлифовки первоисточника,
· историческая и региональная специфика произведений фольклора,
· эстетическое совершенство.
Диалектика традиционного (стабильного) и новаторского (мобильного) в музыкальном фольклоре. Исполнительство-творчество и исполнительство-воспроизведение.
Архаика и современность в народном музыкальном творчестве.
Трудовые артельные песни.
Древнее происхождение выкриков, припевок, песен, сопровождающих коллективный физический труд и помогающих ему.
Основные виды работ, связанные в прошлом с артельным пением: лесоповал, лесосплав, плотнический промысел, крючничество, вытягивание невода, гребля, волок, бурлачество. Мужские, женские и детские трудовые артели. Организующая роль «дядьки» в артели.
Типичные трудовые припевки: «короткий раз», «долгий раз», «раз, два – взяли»… Наиболее распространённые артельные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Во всю-то ночь мы тёмную», «Вниз по матушке, по Волге», «Матушка Волга» и др.
Разнообразие структур: от повторяемых попевок до развитых строфических форм. Активная бинарная ритмика и её организующая роль в процессе труда, синкопы, пунктирные ритмы, затакт. Квартовая и трихордовая основа артельных песен. Простейшие и развитые формы многоголосия. Диссонантная вертикаль.
Трудовые артельные песни в контексте русской культуры второй половины ХIХ века: поэзия Н.А. Некрасова, картина «Бурлаки на Волге» И.Я. Репина, записи и обработки бурлацких песен М.А. Балакирева, их композиторские трактовки Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова, интерпретации Ф.И. Шаляпина.
Календарные обряды и песни.
Древние славянские календари: гончарный, резной по дереву и кости, вышитый, лубочный, устный.
Начало нового года: у славян-язычников – в марте, на православной Руси (с Хв.) – 1 сентября, со времён Петра Великого (1700г.) – 1 января, в СССР (1918г.) – введение нового стиля, составляющего разницу в 13 дней по сравнению со старым.
Основные даты солнечного календаря.
Дата солнечного календаря | По старому стилю | По новому стилю | Языческий обряд | Христианская дата |
Весеннее равноденствие | 9 марта | 22 марта | Встреча весны | День Сорока Мучеников Севастийских |
Летнее солнцестояние | 24 июня | 7 июля | Иван Купало | Рождество Иоанна Крестителя |
Осеннее равноденствие | 9 сентября | 22 сентября | Осенины | 21 сентября н.ст. - Рождество Пресвятой Богородицы |
Зимний солнцеворот | 12 декабря | 25 декабря | Коляда | Рождественский пост |
Переходящие даты лунного календаря:
Сроки праздников лунного календаря | Языческий обряд | Христианская дата |
За семь недель до Пасхи | Проводы масленицы | Прощёное воскресение |
Воскресение первого полнолуния после весеннего равноденствия | Велик день | Светлое Христово Воскресение - Пасха |
Через семь недель после Пасхи | Семик (четверг), русальная, гряная неделя | Троица (воскресение) и Духов день (понедельник) |
Древнее происхождение календарных обрядов. Двоеверие в народном календаре.
Региональные отличия в музыке календарных жанров.
Жанровое разнообразие календарных песен и инструментальных наигрышей. Особенности музыкально-поэтического языка.
Встреча весны.
Инициальный обряд, совершаемый девушками и детьми на краю деревни на возвышенностях. Имитативные магические действия, направленные на скорейший прилёт птиц.
Ритуальная еда – печенье в виде жаворонков, используемая также для гаданий и жеребьёвки (выбора первого засевальщика).
Веснянки, заклички. Олиготонные и ангемитонные лады, повтор и вариирование исходных попевок, гетерофонное, бурдонное и «ленточное» многоголосие, «гукания» в песнях Брянской области.
Наигрыши на окаринах. Форма и декор керамических свистулек. Приёмы игры на них.
Весенние обряды и песни в творчестве А.Н. Островского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова.
Жанры Великого поста.
Средокрестные и вербные заклички, исполняемые детьми во время обхода дворов, имеющие бинарную ритмику, квартовые и секундовые интонации.
Охранительные обряды чистого четверга: изготовление четверёжной соли, окуривание можжевеловым дымом жилища. Продуцирующие обряды: окликание скота, ревизия запасов, прыгание девиц через костёр под плодоносящим деревом.
Постовые игры, «говейные» хороводы.
Духовные стихи, исполняемые в период Великого поста.
«Колокольная» суббота на страстной неделе. Отбор лучших звонарей. Разновидности колокольных звонов. Била и колокола в записях компанологов ХХ – ХХIвв.
Колокольные звоны в музыке М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, В. .Гаврилина.
Пасха.
Велик день, Пасха – праздников праздник и торжество из торжеств.
Волочебные песни северо-западного региона России в записях Н.А. Римского-Корсакова, Ф.А. Рубцова, А.М. Мехнецова. Продуцирующая функция волочебных песен. Сочетание в них как архаических (силлабических), так и поздних (гомофонно-гармонических и равномерноакцентных) стилевых признаков.
Фольклоризированные образцы тропаря Пасхи «Христос воскресе» Калужской, Смоленской, Псковской, Орловской и др. областей. Изменение канонического текста, вариантное трансформирование напева, мелизматика и глиссандирование, громкое, резкое звукоизвлечение, близкое календарным песням.
Ритуальная еда и питьё, их символика: яйца, кулич, пасха, кагор.
Егорьев день.
Егорий вешний – 23 апреля ст.ст./6 мая н.ст. (День Святого Георгия Победоносца, Юрьев день).
Языческие и христианские истоки праздника.
Молебен в честь Георгия Победоносца. Колокольный звон. Исполнение духовных стихов о Святом Георгии. Троекратное хождение с иконой Святого Георгия вокруг дворов с апотропеической целью. Заговоры, обращённые к Егорию и Макарию Преподобному.
Инициальный обряд первого выгона скота, праздник пастухов, бытовавший в регионе Волго-Окского бассейна, на западе и севере России. Ритуальная одежда крестьянок в этот день – рубаха, подпоясанная кушаком. Обереги на коровах – колокольчики, бубенчики, кутазы. Музыкальные инструменты пастухов: свирель, калюка (травянка), пищик одинарный и парный, жалейка одинарная и парная, коровий, козий, берестяной и долблёный рог, владимирские рожки (визгунок, тенор, подбасок, бас), барабанка. «Струбливание» пастухов на ярмарках. Пастушьи сигналы: сгонный, «сгульный», сигнал бедствия – «Кирила», «Солнце всходит, пастух с ума сходит», «Солнце садится, пастух веселится», - в записях К.В. Квитки, А.В. Рудневой, В.М. Щурова, К.М. Бромлей. Инструментальные, песенные и плясовые наигрыши пастухов-рожечников. Акустические особенности природного ландшафта: лес, поляна, излучина реки, овраг, степь.
Ритуальная еда – печенье в виде «козулек», «коровок», «лошадок», мирская яичница. Обход дворов детьми с егорьевскими песнями и закличками. Егорьевские хороводы, игры в коня.
Семик и Троица.
Семик – переходящий праздник лунного календаря, отмечаемый в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Праздник цветения молодой растительности, имеющий продуцирующий смысл.
Троица и Духов день – воскресенье и понедельник седьмой и следующей за ней восьмой недели после Пасхи. Двунадесятый христианский праздник.
Региональные названия: «зелёные святки», «гряная», «русальная» неделя.
Обряды Семика и троицкой недели: украшение берёзы, вождение хороводов вокруг неё, хождение девушек с берёзовыми ветками по полю, кумление и побратимство, плетение венков, гадание на венках, изготовление семиковой куклы, приготовление «русальей трапезы» - кушаний из зерна и яиц, олицетворяющих растительную силу, «крещение и похороны кукушки», поминовение предков..
Семицкие песни западных областей России: «Ну-ка, кумушка, мы покумимся» (Смоленской обл.), «На гряной неделе русалки сидели» (Брянской обл.), «Завью венки да на святки» ( обл.) и др..
Древние трихордовые попевки и трихорды с субквартой. Бурдонное многоголосие и «гукание» в брянских семицких и троицких песнях.
Семицкие обряды и песни в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова.
Купало.
Языческий праздник летнего солнцестояния, совпадающий с христианской датой Рождества Иоанна Крестителя.
Этимология слова «купало» связана с корнем «куп», что означает «сбор», «группа», «груда». Это имя языческого божества, а также чучела из травы, которое жгли и топили в конце праздника.
Обрядовые действия направлены на взаимодействие со стихиями огня (катание с возвышенности в воду зажженных колёс телег, имитирующих движение солнца по небосклону, прыжки через костёр); воды (очистительные купания перед началом уборочных работ); растительности (сбор трав и кореньев, плетение венков, поиск цветущего папоротника, начало сенокоса).
Ночь на Ивана Купала – разгул нечистой силы: ведьм, колдунов, оборотней - на Лысой горе. Изготовление отворотного и приворотного зелья. Заговоры.
Ворожба, предсказательные, охранительные и витопродуцирующие обряды купальской ночи.
Регионы бытования купальского обряда: Брянская, Псковская, Смоленская области, Красноярский край.
Стилистика купальских песен. Поэтическое содержание и особенности языка, сцепляющая строфика, трёхфразовые напевы, ладовое разнообразие, развитая мелизматика, гетерофонное и бурдонное многоголосие, исполнение в низком регистре.
Купальский обряд в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.
Жатва.
Кульминационный этап земледельческого календарного цикла. Этапы жнивного обряда: зажинки, обжинки, дожинки, помочи (толока). Маркировка пространства при помощи обхода нивы с первым снопом. «Завивание бороды полевому деду». Их охранительно-продуцирующий смысл.
Бытование жнивной обрядности в местах древних поселений славян: в Псковской, Смоленской, Брянской областях, на Севере России и в Сибири.
Жанровое разнообразие песен, исполняемых в период жатвы: зажиночные, обжиночные, дожиночные, толочные, помочанские, бородные, припевания парня к девушке.
Отражение в текстах песен образов природы, темы социального гнёта, семейных отношений, тяжелого труда.
Ангемитонные и диатонические лады. Мелодическая лаконичность смоленских и богатая мелизматика псковских песен.
Жнивные песни в записях В.И. Харькова, Е.В.Гиппиуса, А.М.Мехнецова; в исполнении Ольги Федосеевны Сергеевой и Аграфены Ивановны Глинкиной.
Жатва в творчестве А.Г. Венецианова, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, А.Д. Кастальского.
Коляда.
Языческий праздник зимнего солнцеворота.
Этимология слова «коляда» связана со славянским корнем «коло», то есть «круг», соответствующим началу годового солнечного цикла, а также Коляда - это имя языческого божества.
Региональные названия праздника: «усень», «авсень», «таусень».
Аграрно-продуцирующий смысл обрядов: обход дворов, ряжение в козу, выкрикивание детьми коляд за вознаграждение, величание щедрых и порицание скаредных хозяев, рассыпание зерна. Отпугивание злых сил громкоголосым пением и игрой на аэрофонах (свирелях, жалейках) и идиофонах (трещотках, рубелях, печных заслонках).
Ритуальная еда – «кокурки», лепёшки, колбаса, сало.
Указ царя Алексея Михайловича о запрете колядований как «игрищ бесовских» (1649г.).
Колядки разных регионов России их стилистические отличия: северные «виноградья», «авсеньки» рязанской области, южнорусские многоголосные «щедровки». Поэтическое содержание и символика. Преобладание силлабаческого стихосложения. Периодичность, вариированная периодичность и более развитые строфические формы коляд. Строгость напевов. Ладовая переменность.
Обряды и песни зимнего солнцеворота в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.К. Лядова, В.В. Беляева.
Зимние святки.
Период от Рождества до Крещения, именуемый также «страшные вечера» включал: Рождество Христово – 25 декабря ст.ст./7 января н.ст.; Навечерие Василия Кесарийского – 1 января ст.ст./13 января н.ст.; Крещение – 6 января ст.ст./19 января н.ст..
Обрядовые действия и народная музыка их сопровождающая. Хождение христославов со звездой по домам с пением рождественского тропаря.
Исполнение вертепных спектаклей с пением духовных стихов и рождественских кантов, а также под инструментальный аккомпанемент.
Обход дворов детьми и пение «илиек» («Ходит Илья на Василья»), рассыпание зерна.
Святочные игры молодёжи, сопровождающиеся песнями, хороводами, сценами народного театра («Маврух», «Пахомушка», «Царь Ирод»). Пародии на православное богослужение, исполняемые в период зимних святок.
Гадания на воске, дровах, углях и золе, воде, зеркалах, окликание прохожих, подблюдные гадания и песни. Символика поэтических текстов подблюдных песен. Региональные отличия в музыкальной стилистике: мелодии типа «вершиноисточник» и «импульс-затухание» в подблюдных Новгородской области; тетрахорд с субквартой и форма периодичности в смоленских песнях, гетерофония с бурдоном в брянских напевах.
Очистительные крещенские обряды окунания в прорубь. Крещенские духовные стихи об Иордане, Христе, Богородице.
Обряды и песни зимних святок в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.Ф. Стравинского.
Масленица.
Масленица - переходящий праздник лунного календаря. Сырная или мясопустная седмица. Преддверие Великого поста.
Масленица – праздник поклонения Солнцу, проводы зимы, рубеж года по земледельческому календарю.
Дни масленичной недели: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, широкая масленица, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощёный день, проводы.
Отражение символики круга как цикличности жизни в масленичных обрядах (катание на лошадях вокруг деревни, круговые хороводы).
Ритуальная еда – блины, оладьи, шанежки, лепёшки, баранки.
Поминовение предков и чествование молодых, «бешеные свадьбы», посещение родни. Взятие снежного городка, катание с гор, кулачные бои.
Площадной театр: раусы, райки, балаганы, театр Петрушки.
Сожжение чучела масленицы, маркировка поля золой с апотропеической целью.
Примирение и целование. Полоскание рта и «тужилки» по Масленице.
Древнее происхождение масленичных песен. Архаические попевки. Олиготонные и ангемитонные лады. Типичные ритмоформулы масленичных песен.
Отражение масленичных обрядов в русской литературе, живописи, музыке, кино, а именно, в творчестве А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Б.М. Кустодиева, И. . Сурикова, А.А. Серова, Н.А. Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинского, Н.С. Михалкова.