Календарные обряды и обрядовые песни

(все даты народного календаря спрашивать обязательно по-старому стилю и по-новому)

1. Отмечали ли в вашем селе Васильев день? Когда его праздновали ?

2. Ворожили ли на Васильев день? Если нет, то когда было принято ворожить в вашем селе?

3. Какие еще виды ворожбы были приняты? Подробно записать.

4. Когда начинались «святые вечера»?

5. Когда начинались «страшные вечера»? Почему они так назывались?

6. Когда праздновали Рождество?

7. Когда праздновали Крещение?

8. Существовал ли на Новый год обычай «посевать»?

9. Кто его исполнял: дети, взрослые. Описать, как это делалось, какими зернами посевали: овсом, пшеном?

10. Какие песни при этом пели? Записать.

11. Куда бросали зерна песевальщики?

12. Одаривали ли посевальщиков? Чем?

13. Устраивали ли на Новый год конские бега? Где они проходили? Как назывались? Кто участвовал в них? Как назывались лошади? Человек? Пели ли песни, частушки о таких бегах?

14. Поздравляли ли соседи друг друга с Новым годом? Что при этом говорили?

15. Ходили ли на Новый год ряженые? Как их называли? (маскированные, ряженые, нарядчики)

16. Устраивали ли на Новый год вечеринки, игрища?

17. Когда их стараются закончить?

18. Правда, что в «страшные вечера» гуляла нечистая сила? Как называли ее? (шишкуны, шиликуны, черти) Записать.

19. Если в данной местности не рядятся на Новый год, то когда рядятся? На Казанскую? На Масленицу?

20. Рядятся один день или в течение всех «святых вечеров»?

21. Какие приметы об урожае были на Новый год? Что предвещает снег? Сильный мороз? Ветер?

22. Старались ли на Новый год одеться получше? Почему?

23. Какую еду готовили? Описать подробно. Можно было в первый день Нового года что-либо давать из дома? Почему?

24. Оставляли ли на ночь еду на столе для умерших родителей и что при этом говорили?

25. Крещение. Варили ли кутью? Описать блюдо и способ его приготовления?

26. Ворожат ли в Крещение или накануне?

27. Ворожили ли по воде?

28. Бегали ли с огнем в поисках суженного?

29. Ставили мелом кресты на воротах накануне крещения? Зачем?

30. Моют ли перед крещением дом?

31. Ходили ли в Крещение на водосвятие? На ярдань?

32. Устилали ли при этом дорогу соломой? Деревцами? Зачем? Куда их потом девали?

33. Приносили ли в Крещение «святую воду»? Считалась ли она целебной? Кому ее давали и в каких случаях? Где брали святую воду?

34. Был ли обычай умываться святой водой, чтобы смыть грех?

35. Были ли в Крещенье крестные ходы?

36. Какие приметы существовали на Крещенье?

37. что предвещало полнолуние на Крещенье?

38. что предвещал мороз?

39. что предвещало отсутствие снега?

40. Было ли Крещенье съезжим праздником?

41. Куда ездили жители Вашего района в этот день?

42. Как к нему готовились?

43. Кто приезжал? Как праздновали съезжие праздники?

44. Как проходили съезжие вечерки и чем они отличались от обычных?

45. Устраивали на Крещенье ярмарку?

46. Святой Афанасий. Какую пословицу или примету Вы знаете про этот день (18/1)?

47. Когда была Аксинья-полузимница?

48. Когда празднуют Сретенье? Почему оно так называется? Какие есть приметы на этот день? Пословицы и поговорки?

49. Был ли день Анны Сретенской? Что Вы о ней знаете?

50. Был ли день Власа? Вассы? Считается ли этот святой покровителем скота?

51. Что приговаривали, если рождался теленок или овца?

52. Когда был день Касьяна? Какую Вы знаете о нем пословицу? Примету?

53. Была ли песня о Касьяне? Какая? А легенда о Касьяне?

54. Когда был день Евдокии или Авдотьи?

55. Какие Вы знаете приметы об этом дне?

Масленица

56. Сколько дней отмечали праздник Масленицы в селах вашего района?

57. Существовали ли особые названия дней масленичной недели? Как они назывались?

58. Как назывался последний день Масленицы? Почему? Какие обрядовые действия соответствовали первому и последнему дням празднования?

59. Какие виды мучных изделий выпекались к празднику Масленицы? Если можно, запишите их рецепт.

60. Принято ли в Вашей местности выпекание блинов на Масленице? Из какой муки их выпекали? С какого дня масленичной недели полагалось печь блины?

61. Совершались ли какие- либо обрядовые действия с первым блином?

62. Кому отдавали первый блин? Не оставляли ли его для « родителей»? Не отдавали ли его скотине? Что при этом приговаривали? Совершались ли магические действия с последним блином?

63. Известны ли в Вашем селе такие изделия, как «орешки», « хворосты», «сочни», «маслены» или «масленки»? Что они собой представляли? Пекли ли их к другим праздникам?

64. Изготавливали ли в Вашем селе блюда из творога к масленице? Как они назывались? Когда следовало употреблять их в пищу: в первый день празднования? В любые дни? Почему?

65. Какие обряды на масленичной неделе обеспечивали плодородие и здоровье животных?

66. Какое место занимали рыбные блюда в масленичном меню Вашего села?

67. Устраивались ли в вашем селе горки для катания на Масленице? Кто их устраивал? Где устраивались масленичные горки, и сколько их было в Вашей местности? Катались ли вместе люди разных сословий и территорий?

68. Кто имел право кататься на горке? Как назывались приспособления для катания? Катались ли в Вашем селе на шкурах домашнего скота? Как жители объясняют этот обычай? Катались ли на донцах от прялок? Для чего?

69. Катались ли в Вашем селе «на долгий лен» или « на счастье»? Целовались ли молодые люди во время катания

70. Существовал ли обычай « обкатывать молодых» на Масленице? Заставляли ли их целоваться? Устраивали ли «кучу малу» с участием молодоженов?

71. Исполнялись ли на горках песни во время катания? Какие? Кто их исполнял?

72. Когда начиналось и заканчивалось катание с гор? Как поступали с масленичными горками в этом случае?

73. Существовало ли в вашей местности масленичное катание на лошадях? Как украшали лошадей? Кто это делал? Существовал ли обычай по-разному украшать лошадей юношам и девушкам? Как назывались приспособления для звона и украшения лошадей?

74. Кто принимал участие в масленичном катании на лошадях? Катались ли вместе юноши и девушки? С кем катались молодожены? Катались ли на конях ряженые?

75. Сопровождалось ли масленичное катание пением? Какие песни исполнялись в это время?

76. Какая форма катания была принята в Вашей местности? Существовали ли приметы и поверья, связанные с катанием на лошадях?

77. Какие предметы возили в санях участники катания? В какое время это происходило? Был ли обычай возить на санях печку, балаган, лодку, чучело? Как жители объясняют этот обычай?

78. Существовала ли традиция масленичного катания детей? Кто их катал? С какой целью? Что об этом говорилось? В какое время Масленицы это происходило?

79. В какой день масленичной недели молодожены посещали дом молодки? Как их называли и встречали? Кто приезжал вместе с молодыми? Пекли ли к приезду молодоженов особые блины? Какие действия с ними совершали?

80. В какой возрастной компании отмечали Масленицу молодожены? Где их усаживали? Существовали ли особые песни, наказы или приговоры адресуемые молодоженам на Масленице?

81. Существовал ли в вашей местности обычай одаривания молодоженов на Масленице? Должны ли были молодые или молодой супруг сами одаривать кого- либо?

82. Когда уезжали молодые домой? Устраивала ли молодая на Масленице обрядовое угощение в доме мужа? Кто на него приглашался? Как называлось такое гуляние?

83. Существовало ли в Вашей местности обрядовое порицание неженатых парней и девушек? Как оно проявлялось в фольклоре и обрядовых действиях? Было ли принято привязывать «колодку», палку к неженатым

парням или девушкам?

84. Как происходило обрядовое порицание неженатой молодежи? Какие песни при этом пелись?

85. Существовало ли в Вашей местности масленичное ряжение? Как наряжались жители, какие маски они надевали и что при этом делали? Участвовали ли ряженые в катании с гор, на лошадях, в «проводах Масленицы»?

86. Как происходили «проводы Масленицы» в Вашей местности? Составлялся ли при этом обрядовый поезд? Как он выглядел и из кого состоял? Возили ли в поезде чучело Масленицы?

87. Запишите, как выглядело масленичное чучело? Какие действия с ним совершались и какие фольклорные произведения исполнялись?

88. Кто сопровождал масленичное чучело? Как его называли? Как выглядел этот человек, каково было его поведение? Произносил ли он какие-то присловья, пел ли песни? Если да, то какие?

89. Возили ли в масленичной процессии живого человека? Как он выглядел, что на нем было надето, где он сидел или стоял? Как проходили обрядовые проводы в этом случае? Проходила ли процессия по всему селу? Как завершался обряд «проводов»( жгли костер, сжигали на нем одежду или костер отсутствовал)?

90. Был ли обычай имитировать во время «проводов Масленицы» различные работы, возить пищу, продукты или предметы быта в масленичном поезде? Для чего это делалось?

91. Как происходила обрядовая расправа над чучелом Масленицы ( его жгли, топили, разрывали на части, закапывали в снег или сжигали)? Что при этом пели или говорили? Как жители объясняли эти обрядовые действия?

92. Жгли ли в вашей местности костры на Масленице? Из чего составлялся масленичный костер (дрова, старые вещи, солома)? Где зажигали костры? Сколько костров было в вашем селе одновременно? Что говорили о смысле этих костров? Пели ли при этом песни?

93. Катались ли по масленичным кострам на конях, прыгали ли через них? Для чего это делали и что при этом приговаривали?

94. Был ли в Вашей местности обычай устраивать на масленице кулачные бои? Где они происходили? Как давно существовала эта традиция? Как происходило масленичное сражение?

95. Устраивался ли в вашем селе или городе « снежный городок»? Как он выглядел? Украшался ли «городок» фигурами? Какими? Кто его устраивал и кто участвовал в штурме? Какое «вооружение» было у участников игры?

96. Какие действия сопутствовали «взятию городка»? Собирали ли деньги на «откуп», устраивали ли драматические представления, читали ли «указы»?

97. Как завершалось «взятие городка»? Устраивался ли пир для участников игры, кто в нем участвовал?

98. Устраивались ли в вашей местности конные состязание на Масленице? Кто в них участвовал? Какие награды полагались победителям?

99. Как происходило обрядовое прощание в Прощеное воскресенье? Какими словами и обрядовыми действиями оно сопровождалось?

100. С каким чувством жители провожали Масленицу и ожидали Великий пост?

101. Как назывался первый понедельник после Масленицы? Можно ли было в этот день доедать масленичную еду, опохмеляться? Полагалось ли мыться в бане, мыть дома после масленичного гулянья?

102. Что делали жители края с оставшейся масленичной едой?

Весенние обряды

103. Когда и как в Вашем селе закликали весну?

104. Пекли ли жаворонков в этот день? Как они выглядели? Из чего делали – зарисовать. Как они назывались? Как закликали жаворонков? Описать.

105. Когда был день сорока мучеников?

106. Пекли ли в этот день керки?

107. Как они выглядели? Что с ними потом делали? Записать рассказ подробно.

108. Жаворонки или керки называлось печенье в день сорока мучеников?

109. Как кликали весну в Вашем селе?

110. Какая была примета о 40 мучениках?

111. Когда было Благовещание?

112. Можно ли работать в этот день? Почему?

113. Какие были приметы на Благовещание? Какие пословицы?

114. Устраивали ли на Благовещание игрища? Вечерки?

115. Благовещание. Какие приметы погоды существовали в этот день? Какие пословицы? Можно ли в этот день работать?

116. Пекли ли у Вас в деревне «лесенки» в Благовещение? Зачем? Варили ли яйца?

117. Устраивали ли в Благовещение игрища?

118. Егорьев день. Праздновали ли? Знает ли информатор, когда были дни св. Марии? Св. Арины?

119. Что такое «канун»?

120. Были ли «кануны» в день Егория в Вашей деревне?

121. Выгоняли ли скотину в поле, лес на Егория?

122. Совершался ли в деревне на Егория вешнего (23 апреля по старому стилю) кокой-либо обряд, связанные

123. С весенним выгоном скота в поле? Как давно его перестали его совершать?

124. Совершался ли первый выгон скота именно в Егорьев день или же он мог совершаться раньше или позже – в зависимости от погоды?

125. Почему первый выгон приурочивали к Егорьеву дню? Считался ли Егорий покровителем скота, волков, вообще зверей?

126. Имел ли первый выгон скота в поле какое-нибудь особое название?

127. Что происходило накануне Егорьева дня (семейный или деревенский совет, выборы пастуха, осмотр хозяином своего скота в хлеву в полночь или в другое время и т. п.)?

128. В какое время суток на Егория выгоняли скот (до росы, до солнца, перед полуднем, после полудня и т. д.)? Почему именно в это время?

129. Выгоняла ли скот в поле каждая семья отдельно или же первый выгон совершался всей деревней? Кого в последнем случаи назначали пастухом и почему?

130. Обходил ли хозяин (или кто-нибудь другой) перед выгоном свой скот, собрав его вместе? Сколько раз? Где: во дворе, за воротами, в поле? Как? Что при этом произносили?

131. Во что одевались при этом хозяин и хозяйка?

132. Не перекликался ли перед выгоном весь скот по именам? Кем и каким образом? Зачем это делалось?

133. Не клал ли хозяин (или кто-нибудь другой) под порог хлева и под ворота какие-нибудь предметы (например, замок, яйца, нож, хлеб и т.д.)? Зачем? Что делали потом с этими предметами? Что случится, если какое-нибудь животное раздавит яйцо, через которое его перегоняют?

134. Не было ли принято при выпускании скотины за ворота бить или хлестать ее? Чем? Для чего это делалось? Кто это делал?

135. Не гнали ли скотину ветками вербы? Зачем? Имели ли эти ветки какое-нибудь особенное название?

136. Что потом делали с ветками вербы? Зачем?

137. Не кропили ли скотину перед выгоном в поле или в самом поле? Чем? Кто это делал? Для чего? Имело ли это действие особое название?

138. В какое место гнали скотину? Не было ли принято выгонять ее на озимые хлеба? Зачем?

139. Не брали ли хозяйки в поле угощенье? Кому оно предназначалось? Что именно из еды принято было брать с собой?

140. Устраивался ли в день первого выгона скота праздник в поле? Как он проводился? Кто мог в нем участвовать? Как назывался этот праздник? Какие песни исполнялись на нем?

141. Готовили ли в поле какую-нибудь еду? Какую именно? Если готовили какие-нибудь особенные блюда, то как они назывались?

142. Жгли ли в поле костер? Для чего?

143. Долго ли оставался скот в поле в день первого выгона? Совершались ли какие-нибудь обряды по возвращении скота домой?

144. Делались ли какие-нибудь обряды для того, чтобы скотина не отбивалась от стада? Били ли для этого особые заговоры?

145. Какие обряды совершались для того, что скотину не задрал волк? Были ли для этого особые заговоры?

146. Какие обряды совершались для того, чтобы отвести от скотины ведьм, лихих людей или нечистую силу? Были ли для этого особые заговоры?

147. Существовали ли какие-нибудь обряды для того, чтобы скотина хорошо плодилась? Различались ли эти обряды: для лошадей, для коров, для овец и т.д.? Были ли особые заговоры о приплоде скота?

148. Разрешалось ли в день первого выгона скота делать какие-нибудь другие работы по хозяйству? Если нет, то почему? Что, по рассказам стариков, могло случиться, если этот запрет нарушался?

149. Мог ли хозяин присоединить свой скот к общественному стаду, если он этого не сделал в Егорьев день?

150. Что приговаривали, выгоняя первый раз после зимы скотину в поле?

151. Какие приметы Вы знаете о Егорьем дне?

152. С какого дня начинали сев? Кто начинал? (старший в семье, ребенок) Молились ли перед севом? Мылись ли перед севом в бане?

153. Когда начинались летние гуляния молодежи? На улице, как они назывались? Игрища, маевки, полянки, хороводы?

154. Были ли маевки в Егорьев день? (Юрьев) На Николу Вешнего (9 мая)? В троицу?

155. Большим ли праздником считали Николу Вешнего? Был ли этот день съезжим праздником? В какое село ездили и из каких? Устраивали ли кунуны, маевки?

156. Когда заканчивали сев?

157. Когда высаживали капусту?

158. Холодным или теплым бывает май в Вашей местности?

159. Какие Вы знаете приметы про май, пословицы?

160. Когда начинался ледоход? Был ли обычай бросать в воду хлеб? Что при этом говорили? Зачем?

Купальские обряды

161. Как назывался день Ивана Купалы (купальный Иван, Великий Иван и т.д.)?

162. Был ли известен обычай коллективного возжигания костров? В какой праздник (день) это делали (на Купалу и т.д.)?

163. Один или несколько (сколько) костров зажигали в этот день (ночь)? Как назывались эти костры (купала, огнище, огонь и т.д.)? Где раскладывали костры (за селом, за селом на холме, на развилке дорог у села, над рекой, прудом)? Что готовили для сжигания: солому, хворост, стволы деревьев (каких?), веники, старый хлам, тряпьё, лапти, колеса, телеги, ульи и т.п.?

164. Какие виды деревьев нельзя было использовать для костра (например, липу или дерево, пораженное молнией), почему?

165. Откуда все это брали? Был ли обычай собирать старый хлам по дворам или «красть» его у соседей? Кто эти приготовления делал (парни, молодежь вообще, подростки, дети)? Когда (заранее, накануне)?

166. Укрепляли ли посередине собранной кучи высокую жердь или срубленное дерево с сучьями? Зачем? Вешали ли на жердь какой-нибудь предмет (колесо, ведёрко с колесной мазью, старую корзину, пук соломы, крапивы, венок и т.п.)? Зачем? Что с этим предметом делали; сбивали ли его в огонь? Чем сбивали?

167. Каков ритуал возжигания огня? Кто совершал возжигания? Когда? Что он при этом делал и говорил? Кто участвовал в возжигании костра? Только ли молодежь? Мальчики, пастухи?

168. Каким огнем разжигали костер (спичками, кресалом, трением)?

169. Делились ли участники на группы? По какому признаку? Избиралось ли главное лицо из участников обряда? Как его называли (Купала, купальный Ваня)? Кто мог и кто не мог им быть и почему?

170. Как одевались участники обряда? Украшались ли девушки зеленью, венками? Из каких цветов венок? Что потом делали с этими украшениями (сжигали в огне, топили в воде)?

171. Известен ли был обычай перед возжиганием (когда именно?) украшать дерево (растущее или срубленное), деревце (какое?) или ветку (какого дерева?). Кто это делал? Как называлось такое украшенное деревце? Чем его украшали? Зажигали ли на нем свечки? Сколько, какие, кто это делал?

172. Что делали с таким украшенным деревцем? Укрепляли ли его на жерди (шесте), насилии ли по селу или вокруг костра? Кто его нес? Разбирали ли его, т.е. снимали с него украшения? Кто это делал и когда? Что делали с этими украшениями?

173. Был ли обычай бросать «разобранное» деревце в огонь, в воду, разламывать его на части? Что делали с обломками дерева (брали себе участники, носили на огород)?

174. Был ли обычай втыкать вокруг костра березки? Вешали ли на них венки? Что потом делали с этими березками – топили ли в реке, когда?

175. Делали ли специально чучело ведьмы? Как его называли (купала, ведьма)? Из чего делали? Какого размера и формы? Во что одевали чучело? Был ли обычай одевать его невестой? Насаживали ли чучело на шест, носили ли по селу или водили за руки? Кто нес или вел ведьму? Что потом с ней делали? Раздевали ли ее и что делали с одеждой? Били ли ведьму палками; камнями, разрывали ли на части? Кто это делал, где и зачем? Бросали ли чучело в огонь, в воду? Что делали с жердью, на которой его несли?

176. Был ли обычай переодеваться ведьмой или надевать маску ведьмы? Кто исполнял роль ведьмы? Во что была одета ведьма? Что она делала? Били ли «ведьму» палками, тащили ли ее в огонь? Что делали с ее одеждой?

177. Подвешивали ли над огнем череп коня, коровы или другого животного? Где их брали? Как они назывались (кость, ведьма)? Кто их отыскивал и приносил, зачем? Кто и чем сбивал их в огонь? Должны ли были они сгореть дотла, и почему?

178. Что бросали в огонь, сжигали в огне? Бросали ли в огонь кости животных (каких?) и зачем? Бросали ли в огонь бороны, зубья от бороны, колеса и т.д.? Бросали ли в огонь венки, травы или цветы? Кто все это делал и зачем?

179. Что делали у горящего костра?

180. Как танцевали, какие песни пели, в какие игры играли?

181. Прыгали ли через огонь и что это значило? Кто это делал?

182. Вытаскивали ли из огня головешки, били ли ими об землю, бросали ли их по сторонам, гонялись ли с ними друг за другом? Как объясняли эти действия? Вынимали ли из костра горящие венки, лапти? Что с ними делали (бросались ли ими, бегали с ними друг за другом, несли на огород, на поле и т.д.)?

183. Известен ли обычай на Купалу зажигать факелы (сколько?) и носить их по селу или вокруг костра? Кто и как делал эти факелы, кто зажигало и носил? Что с ними делали потом (бросали ли в костер, втыкали ли их в поле, в огород)? Кто это делал и зачем?

184. Обливались ли водой у костра и что это значило? Был ли обычай умываться в купальскую ночь? Кто это делал и зачем?

185. Сопровождалось ли веселье у костра музыкой? Какой? Били в сковороду, о косу и т.п.?

186. Ели ли что-нибудь у костра? Какую еду? Кто ее готовил?

187. Как долго должен был гореть костер? Был ли обычай поддерживать огонь всю ночь?

188. Считали ли, что купальская ночь — время разгула нечистой силы?

189. В каком облике «появлялась» в купальскую ночь ведьма, в каких животных она обращалась?

Ильин-День. Жатва

190. Почему нельзя в этот день работать? (грех)

191. Какие Вы знаете приметы про Ильин день? (в поле работать)

192. Когда был I-й спас? Как его еще называли?

193. Какие приметы были на Ильин день?

194. Как начинали жатву? С какого дня? Что при этом говорили? Называли ли первый сноп именинным? Считалось ли, что первый сноп обладает целебной силой?

195. Как заканчивали жатву? Завивали ли бороду? Как это делали? (мужчины, женщины)

196. Бросали ли серпы за спину? Через голову? Что при этом кричали? Гадали ли по серпам о будущей жизни? Варили ли кашу? Как она называлась? Из чего варили «соломат»?

197. Как назывался последний пучок колосьев, который оставляли на поле?

198. Катались ли после жатвы по земле?

199. Когда начиналось в Приангарье «бабье лето»? (в сентябре)

200. Отмечался ли у вас праздник Рождества Богородицы?

201. Когда был день св. Михаила, св. Ивана Богослова?

Покров

202. Когда был этот праздник?

203. Был ли он храмовым, съезжим праздником?

204. Какие были приметы в этот день? Примечали ли погоду в этот день?

205. С какого дня уходили охотники в тайгу? (в декабре)

206. Рядились ли на Покров?

207. Когда начинались вечерки, игрища?

208. Когда был день Казанской Божьей Матери?

209. Устраивали ли кануны в этот день?

210. Был ли этот день съезжим?

211. Играли ли «девичьи свадьбы» в этот день? Зачем?

212. Рядились ли в этот праздник?

213. Белили ли в этот день или к этому дню избы?

214. Уводили ли с казанской скот?

215. Поминали ли умерших в Дмитриевскую субботу? Когда она была? Ходили ли на могилы? Пекли ли блины?

216. Когда были филипповки?

217. Ворожили ли на Филиппов день?

218. Устраивали ли вечерки или игрища с угощением?

219. Был ли праздник Веденье?

220. Устраивали в этот день игрища?

221. Как праздновали Николу Зимнего? Был ли он съезжим? Куда ездили?

222. Какой день назывался семиком? Что означает этот праздник?

ОБРЯДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА

Пахота

1. Что делали при запахивании, чтобы был хороший урожай, чтобы град не побил посевов: брали с собой яйцо, хлебец, громничную свечу, закапывали в борозду кости от пасхального мяса и т. д.?

Сев

2. Что делали при засевании, чтобы был хороший уро­жай, чтобы град не побил посевов: клали в семена яйцо, брали с собой хлебец, громничную свечу; поручали засевание человеку с большой бородой или мальчику, засевали босиком или в исподнем белье?

3. Каким зерном засевали: зерном из рождественского снопа; зерном, которое разбрасывали по хате на Новый год; зерном из дожиночного венка, снопа, букета; зерном из двухколесного стебля и т. д.?

4. Ходили ли весной в жито и когда (на Юрия, на Купалу)? Что там делали: обедали (что ели и пили?); «качались» (кто?); гадали об урожае, пряча в жито пирог или хлеб; втыкали пру­тики вербы и т. п.?

Жатва

5. Что делали, чтобы при жатве не болели руки: обвя­зывали их обрывком тряпочки, которой были связаны ноги покой­ника; ниткой со свадебного каравая; ниткой, идущей назад, т.е. лишней в бёрде; красной шерстяной ниткой; колосьями, вырван­ными на том месте, где зажинали, и т. д.

6. Что делали, чтобы во время жатвы не болела спина: «кача­лись» или кувыркались по земле с приговором (каким?); опоясы­вались перевяслом (из колосьев, травы спорыш); затыкали что-либо за пояс (например, колосья, корешки колосьев, заячью капусту, веточку дуба); «топтали» спину, т.е. мяли ее один другому под матицей, и т.д.?

7. Что делали при работе в поле с остатками еды: высыпали или выливали на межу для птиц, мышей, муравьев (что при этом приговаривали?); приносили домой и отдавали детям, говоря, что это «от зайца»; отдавали скотине или курам; говорили, что надо доесть, иначе «куры сдохнут», и пр.?

8. 7. Что делали для того, чтобы мыши и птицы не ели хлеба: при свозке снопов сбрасывали с воза один сноп (что при этом приго­варивали?); клали в углу сарая, где хранится зерно, особый хле­бец; начинали складывать снопы в день, на который приходилось Благовещенье; обходили поле с «колом», которым бьют свиней, со «свяченым» платком и т.д.

«Борода»

9. Как назывались колосья, которые при оконча­нии жатвы оставляли в поле (коза, борода, перепелица, дожинки, квитка)? Сколько колосьев оставляли? Должны ли они были расти из одного зерна?

10. Что делали, оставляя «бороду»: связывали красной ниткой, надламывали, заплетали в косу, обкладывали горстями соломы или камнями; пропалывали, разрыхляли землю серпом; обливали водой; клали внутрь камень, хлеб, соль?

Кувыркание

11. Кувыркались ли пополю при окончании жатвы? Как играли при окончании жатвы: таскали друг друга за ноги, «качались», стоя спиной друг к другу, и т. д.?

12. Как называли или дразнили жнеца, который жал хуже дру­гих, последним (например, «на тебя коза мекает», «козел-борода», «старый», «на тебя вся старость падет»)?

13. Обвязывали ли хозяина поля перевяслом? Обставляли ли его снопами? Опишите этот обряд.

Освящение колосьев

14. Когда освящали колосья?

15. Какие именно: срезанные в начале жатвы, т. е. при зажине, или в конце жатвы, т. е. при дожине?

Дожиночный букет

16. Как называли колосья, которые освящали (борода, коза, хрестик, квитка, ветка, метелочка, дожинки)? Опишите, зарисуйте или сфотографируйте тот предмет, который из них делали: букет, сноп, крест, круглый венок, особое сооружение на трех ножках и т.п. Откуда брали колосья для такого букета: отрезали от «бороды» или вытягивали из снопа?

17. Что делали с освященными колосьями впоследствии: использовали при засеве (как именно?), отдавали скотине (когда?), отдавали курам, использовали для лечения людей и животных (как?)?

18. Как называется блюдо, которое готовили при зажине или на дожинках (когда именно?): пряжмо, кутья и т.д.? Что это: мясное (петух, свинина, баранина), яичница, жареные колосья, блины, пироги, хлебцы, каша (что с ней делали?)?

«Залом»

19. Как называлось спутанное, связанное, сломанное жито в поле, которое якобы причиняло вред хозяину поля (залом, завязка, завивка, кукла, кубло)? Как выглядел «залом»: скрученное, сломанное, связанное жито? Какой вред это могло причинить хозяину?

20. Как обезвредить «залом» (выдернуть осиновым колом, рукой, измазанной в свином навозе; закрестить серпом)? Что говорили при этом?

Спорынья

21. Как называются черные зерна во ржи (воловье жито, волчье жито, рожки, спор)? Чем объясняли их появление?

Жатвенные песни

22. Запишите песню о «бороде» типа «Ой, чья это борода?».

Скот

Обереги скота

23. Был ли обычай вывешивать в хлеву, на дворе, на дверях дома (где именно) убитую птицу (сороку, ворону, сову) или летучую мышь? Зачем это делали?

24. Какие предметы помещали в хлеву (клали, затыкали, подвешивали), в доме (где именно?): зеркало, камень, гвозди, крест из осиновых прутьев, серп, косу, крапиву, щепки от разбитого молнией дерева и т. д.? Для чего?

25. Что делали и в каких случаях (например, при отёле, на Юрия, на Купалу) с коровой, чтобы уберечь ее от порчи: привязывали к рогам мужской пояс, хозяйкин платок, кусок материй оторванный от подола ее рубахи; навешивали на рога решето, венок из купальских трав; вешали на шею ладанку; обсыпали освященным маком, кропили святой водой?

26. Каким образом и когда ведьмы отнимали у коров молоко: высасывали, обернувшись жабой, ужом и т. п.; собирали росу с чужих полей (как именно?) и т. д.?

27. Что делали, если у коровы убывало молоко: доили через обручальное кольцо, процеживали молоко через «цедилку» с иголками ставили подойник под звезды и месяц, клали в подойник черепаху; окуривали вымя, обмывали его проточной водой; кормили корову крошками из котомки нищего, поили водой, взятой из чужих колодцев?

28. Отчего корова начинала доиться кровью: оттого, что под брюхом ее пролетела ласточка, пробежала ласка; провели ножом по молоку или сметане и т.д.?

29. Как назывались специальные хлебцы, скармливаемые скотине? Как они выглядели? Как они пеклись? Когда (например, при первом выгоне скота)?

30. Какие предметы и для чего подкладывали под порог хлева при первом выгоне скота: замок, нож, косу, серп, нить, бёрдо, пояс, яйцо, хлеб (какой?) и т.п.?

31. Были ли особые праздники у пастухов и в какие дни (при первом выгоне скота и т. д.)? Какую еду готовили в этот день (например, яичницу), в какие игры играли?

32. Что делали, чтобы корова (лошадь) «погуляла»: кормили ее хлебом через изгородь, кормили из подола, кормили «поскребками» с хлебной лопаты; обтирали рубахой или штанами, гнали палкой, застрявшей в ветвях плодового дерева?

33. Какие действия совершались во время мора скота: обход села, опахивание села, тканье обыденного холста (рушника), перегон через проточную воду, огонь и пр?

Опахивание

34. Как совершался обряд опахивания и кто в нем участвовал (старухи, девушки, мужчины-близнецы)? Кого впрягали в соху (например, волов-близнецов)?

Обыденный холст

35. Как назывался холст (рушник), ткав­шийся по случаю мора, падежа скота, засухи, войны и других бед­ствий (обыденник, завеска, оброк)? Что делали с этим холстом: перегоняли скот (через него или под ним?), жертвовали в церковь, закапывали в землю, опоясывали церковь, вешали на придорож­ные кресты, развешивали по селу, сжигали и т. д.?

Строительство

36. Как выбирали место для закладки дома (оставляли на этом месте хлеб на ночь и проверяли его сохранность, выходили на предполагаемое место босиком, спали на этом месте и гадали по сну)? На каком месте нельзя было строить дом и почему?

37. Считалось ли опасным подходить к заложенному дому? Кому это было опасно (например, женщинам) и почему (родятся близнецы)? Могли ли строители «заложить», навести порчу на человека и каким образом?

38. Как называлось празднество, посвященное закладке верхней балки (например, елка)?

Новоселье.

39. Как называется переезд в новый дом (влазины, входины и т.п.)?

40. Какое животное впускали в дом, прежде чем в него войти (например,кота, петуха)?

41. Какой предмет вносили в дом первым: стол, дежу и т.д.?

42. Какие предметы вносили для того, чтобы дом был благополучным: полное ведро, хомут и пр.?

Ткачество

Лен, конопля

43. Что делали в день посева, чтобы был хороший урожай льна и конопли: ехали сеять дальней дорогой; сеятель одевался во все чистое; девушки распускали волосы; клали семена на спину лошади, несли их на плече; в семена клали яйца, сыр, воск; подбрасывали вверх яйца, мешок из-под семян; разбрасывали по полю скорлупу пасхальных яиц?

44. Что делали в течение года, чтобы лен (конопля) был «долгим» белым, чистым: прыгали, танцевали, качались на качелях; посыпали семенами льна высокую женщину; затыкали в стену иголку с длинной ниткой; купались, мыли руки в реке или озере; прыгали через костер, бросали в костер кудель; старались в праздники как можно раньше вымести печь и дом и т.д.? Когда это делали?

Календарные запреты

45. В какие дни (дни недели, святки, «деды», другие праздники, фазы месяца) нельзя было и почему:

46. Прояснить лен и шерсть (явится «пятница», «среда», «недельники», «полночь», «ночницы»; ослепнешь; на том свете будут колоть веретенами; овцы будут вертеться; молния спалит сено; будут рождаться уродливые дети, ягнята, поросята; хозяин отрубит руку при рубке дров и т.п.);

47. Мотать нитки (например, «дедам дорогу замотаешь»);

48. Сновать (волки будут бродить – «сноваться»; скотина и куры не будут приходить домой; умершие не придут на «деды»; мошки будут «сноваться» и т.п.);

49. Навивать (в нитках будут сорочьи лапы, змеи наползут);

50. Такать (будет засуха, не выйдешь замуж)?

«Пятница»

51. Кто, какое существо, дух, по рассказам стариков, мог приходить прясть или ткать ночью («пятница», русалка, «полночь», домовик)? В каких случаях это происходило? Как он выглядел? Что делал (например, гремел при работе)? Запишите былички.

Основа

52. Что и с какой целью делали с основой, сняв ее со стены: поднимали над головой, чтобы лен был высокий; ударяли о стену, лавку, чтобы полотно было крепкое; садились на нее и болтали ногами, чтобы уток хорошо пробивался; протягивали между ног, топтали ногами, чтобы работа спорилась? Что при этом приговаривали?

Тканье

53. Что делала ткачиха при «затыкании» (начале тканья): поднимала челнок, перекидывала его под кроснами, крестился кросна и т.д.? Зачем она это делала и что при этом говорила (например, «зевайте, кросна, как мачеха зевает»)? Что делали присутствующие (например, садились, чтобы плотно хорошо садилось)?

54. Что делали при «дотыкании» (окончании тканья): ставили дотыкальный пруток, чтобы рос высокий лен; гадали с ним; перекручивали воротило, чтобы рот был закрыт после смерти? Что делали присутствующие при дотыкании (например, завязывали волосы)?

Наши рекомендации