Календарные обычаи и обряды народов Казахстана

В обычаях и обрядах приуроченных к определённым календарным датам присутствуют напластования разных эпох - от самых архаических до нового времени. В остаточном виде в ряде обрядов вплоть до 20 века сохранились черты древнейших культов, связанные с почитанием природных стихий, животного мира, предков. Все это подчинялось одной функции - обеспечить благополучие семьи, рода, сохранить потомков и приумножить скот. Они носили магический, анимистический характер. Общенародный характер имел обычай встречи весной Нового года "Нооруз", который праздновали в третьей декаде месяца марта на день весеннего равноденствия - 21 марта; накануне этого дня женщины аила сутки варили ритуальное блюдо - жидкую кашу из проросших зёрен пшеницы с добавлением молока и небольшого количества мяса "коже", "сумелок". В день наступления Нового года все жители аила одевались в новые одежды. Поздравляли друг друга с новым годом, окуривали дымом арчи дома, юрты, скот, "аластоо" и кушали ритуальную кашу "коже". Разжигали костры, мужчины и дети прыгали через них, считали, что огонь имеет очищающую и оздоровляющую силу. Устраивались конноспортивные игры, развлечения. Обычай"норуздама" генетически восходил к зороастризму и был тесно связан с весенним временем, с идеей возрождающейся природы. Наряду с этим праздником, существовал ряд обычаев, восходящих к языческим. Это обряд принесения умилостивительной или благодарственной жертвы божеству Земля-Вода - "Жер-Суу тайуу". Чаще всего этот обряд совершали два раза в год: весной, когда появлялась зелень в горах и начинался окот овец; поздней осенью, в дни перекочёвки с пастбищ на зимние стойбища, когда готовились к зиме. Резали жертвенных животных, готовили ритуальное блюдо. Все члены аильной общины принимали участие в этом обряде. В конце трапезы совершалось - "бата", молитвенная просьба к божеству "Жер-Суу" оградить их от стихийных бедствий, несчастий. Во время засухи или наводнения также устраивали коллективные и индивидуальные жертвоприношения "гулов" с умилостивительными, искупительными просьбами или благословениями. Большинство обрядовых действий заканчивались упоминанием древних божеств киргизов - "Тенир", "Умай".

Некоторые обычаи, обряды киргизов возникли и получили развитие в доисламский период истории киргизского народа. С принятием киргизами ислама в обычаях и обрядах произошли значительные изменения, в некоторых случаях получили развитие совершенно новые обычаи. К ним относится чтение из Корана заупокойной молитвы - "жаназа",отпущение грехов - "доорон"; все пять заповедей ислама - "парз"; пост в течение месяца - "рамазан"; "орозо айт"; праздник жертвоприношения - "курман айт"

Традиции игрового досуга в восточных культурах.

В китае.

Облавные шашки

игре принимают участие два человека: у одного – 181 черная шашка «ши» (камень), а у другого – 180 белых. Первый ход делает игрок с черными шашками (если игра ведется между равносильными игроками). Если кто-то слабее, а кто-то сильнее, то первым ходит игрок с белыми шашками. Игрок должен стремиться, чтобы число занятых окруженных точек было меньше шашек, которые были захвачены противником. 19-линейную доску можно часто встретить на традиционных китайских картинах эпохи Тан.

Китайские шахматы.

Шахматная доска в китайских шахматах разделена 9 вертикальными линиями и 10 горизонтальными, которые образуют 90 пересечений. Среднюю линию называют «река Чу». В Шахматные фигуры, в основном, делают из дерева. В китайских шахматах фигурки круглые. Всего насчитывается 32 фигурки, половина из которых – черные, а половина – красные. У каждого игрока есть полководец, два гвардейца, пары ферзей, пушек, лошадей, две колесницы и 5 солдат. Каждый игрок стремится уничтожить фигурки соперника и завладеть его полем. Если одна фигура оказывается в опасном положении, ее следует как можно скорее передвинуть в безопасную зону. Но если это невозможно, ей на помощь необходимо отправить другого «воина». Главной целью игры является захват армии соперника. Тот, кому это удалось, становится победителем.

Маджонг или мацзян —китайская азартная игра с использованием игральных костей для четырёх игроков (каждый играет за себя). Широко распространена в Китае, Японии и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Игра ведётся костями, напоминающими костяшки домино, по правилам подобна покеру, требует от играющих таких качеств, как опыт, память и наблюдательность. В игре присутствует также случайный фактор, роль которого, в зависимости от используемых игровых правил, может быть как малой, так и решающей. Цель игры — набрать как можно большее количество очков, собрав наиболее ценную комбинацию из заданного количества костей.

Необходимо отличать азартную игру маджонг от пасьянса Маджонг — последний представляет собой игру для одного игрока, аналог карточного пасьянса, играемый костями для маджонга.

В Японии

Судоку — популярная головоломка с числами. В японском языке — цифры спасают от одиночества (незамужества, холостой жизни). Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то неверно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку — популярный вид досуга.

Японская головоломка (также японский кроссворд, японское рисование, нонограмма) — головоломка, в которой, в отличие от обычныхкроссвордов, зашифрованы не слова, а изображения. Японские головоломки появилась в Японии в конце XX века

Каку́ро — головоломка с числами, которую можно назвать математическим аналогом кроссворда. Название Каку́ро происходит от японского сокращения kasan kurosu (加算クロス, перекрестное сложение); в США головоломка также известна под названием Cross Sums (пересекающиеся суммы). Задача какуро является NP-полной. К ней сводится задача о Гамильтоновых подграфах планарного смешанного графа со степенями вершин не более 3

На́рды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон , тавла, шеш-беш, коша) — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды.

Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.)

У корейцев

Падукэто игра, известная западному миру как го. Она особенно популярна у мужчин среднего и пожилого возраста и имеет статус, аналогичный статусу шахмат в западной культуре.

Существует корейский вариант шахмат, который называется чанги (janggi) и основан на старой версии китайских шахмат. У корейских семей заслуженной популярностью пользуется игра ют (yut), которая известна по всей стране и в которую обычно играют по выходным и в праздники.
Обычно в эту игру больше не играют, но когда-то существовала такая игра, как чхаджон нори (chajeon nori), в которую играли группы-соперники из двух деревень. Многие народные игры переносились из поколения в поколение и вышли когда-то из шаманских камланий.

Корейская игра Хато (GoStop или Godori) происходит, от Японской карточной игры Hanafuda, происходящей от Японского слова Hwa-t'u (или Flower cards). Как полагают, карты были введены в Корею в 19 веке торговцами из Японского острова Тсушима. Колода состоит из 48-ми карт, украшенная пейзажами, цветами, птицами и насекомыми. Она может быть разделена на 12 месяцев состоящих из 4 карт каждый. Эти карты, издавна широко распространены среди народов Дальнего Востока. В настоящее время в Хато постоянно играют на китайских рынках, а также в специально отведенных для этого местах в Китае, Японии, Корее. В эту древнюю игру играют и у нас в домашней обстановке корейцы на Сахалине.

Наши рекомендации