Картография и картографический метод исследования
Картография — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества..
Объектами картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Наиболее популярными плодами картографии являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов
Математическая картография изучает способы отображения поверхности Земли на плоскости. Составление и оформление карт — область картографии, область технического дизайна, изучающая наиболее адекватные способы отображения картографической информации. Цифровая (компьютерная) картография является не столько самостоятельным разделом картографии, сколько её инструментом, обусловленным современным уровнем развития технологии.
Картографический метод
исследований, применение географических карт для научного анализа, познания и прогноза явлений. К. м. используют для исследования закономерностей пространственного размещения явлений, их взаимосвязей, зависимостей и развития. Многообразие приёмов анализа и обработки карт, свойственное К. м., можно объединить в следующие основные способы: 1. Визуальный анализ, заключающийся в непосредственном зрительном исследовании по картам пространственного размещения 2. Графические приёмы анализа, состоящие в построении по картам профилей и разрезов ,блок-), различного рода графиков и диаграмм 3. Картометрические работы, заключающиеся в определении по картам координат, расстояний, и др. количественных характеристик объектов, изображённых на карте 4. Математико-статистический анализ, применяемый: а) для исследования по картам любых однородных явлений , их размещения и временных изменений, определяемых многими факторами с неизвестной функциональной зависимостью; б) для выяснения формы и тесноты связей между различными явлениями 5. Математическое моделирование, имеющее целью создание пространственных математических моделей. 6. Переработка (преобразование) карт для получения производных карт, специально предназначаемых и удобных для конкретного
21.Организация географической науки и образования в отечественной географии.
География в России XVII-ХVIII вв. Наиболее яркие события в географии указанного периода: а) интенсивное движение русских землепроходцев на восток (Е. П. Хабаров, С. И. Дежнев, и др.);б) создание в 1739г. М. В. Ломоносовым Географического департамента; в) организация по инициативе Петра I экспедиции для изучения Сибири и Дальнего Востока (Д. Г. Миссершмидт, В. Беринг, А. И. Чириков); г) первое описание России «Цветущее состояние Российского государства» с 1731г.; д) создание в 1745 г. Академией наук Атласа Российской империи; е) первая научная система географических наук В. Н. Татищева
География в России XIX - начала ХХ вв. Русские кругосветные путешествия И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Зарождение первой научной географической школы Военной академии Генерального штаба, учрежденной в 1832 г. В 1845 г. учреждение в Петербурге Русского географического общества и формирование его школы (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. А. Обручев, П. К. Козлов и др.)
В 1884 г. в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (кафедра географии, антропологии и этнографииСоздание географической школы в Петербургском университете связано с именами В. В. Докучаева и А. И. Воейкова.
Советский период развития географии
В 70-е годы по инициативе К.К. Маркова стала интенсивно развиваться география Мирового океана,
Улучшалось картографическое обеспечение науки и практики, создавались государственные топографические и тематические карты, издавались Большой советский атлас мира, Физико-географический атлас мира, серии региональных и специализированных атласов.
Формировались различные географические школы,.Развивались системы географических наук, ее дифференциация на отраслевые географические науки и интеграция.
Разрабатывались и внедрялись новые и новейшие методы исследования географической оболочки и ее компонентов.
Открывались академические географические институты и географические факультеты в университетах и педагогических
22.Глобальные и региональные проблемы
Глобальными проблемами называют (Максимова и др. 1981; и др.) те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
o Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьемэнергией, продовольствием); освоение Мирового океана и космического пространства.