Картографический метод исследования

В РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ

(по Д.В. Николаенко)

В курсе рекреационной географии имеет смысл выделить два уровня картографических знаний. Первый – это умение читать карты и знание возможностей картографии в отображении различных явлений, представляющих интерес для рекреационной географии.

Второй – это непосредственное умение составлять карты для целей рекреационной географии. Этот уровень в реальности достижим только при систематической подготовке.

Под картой понимается математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. При этом под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображенные на картах.

На карте может отображаться любая поверхность. Как правило, говоря о картах, имеют в виду изображение сухопутной поверхности Земли: на уровне массового сознания это почти синонимы. Однако существуют карты иных планет и поверхностей, например карты океанического дна планеты Земля.

Под элементами карты понимается само картографическое изображение, математическая основа карты, ее легенда, вспомогательное оснащение и дополнительные данные. Основным элементом карты является картографическое изображение, передающее содержание карты, то есть совокупность сведений об объектах, нанесенных на карту, их размещении, свойствах, взаимосвязях и динамике. В зависимости от тематики карты, основное изображение может быть совершенно различным.

Карта всегда сопровождается легендой. Под этим термином понимается система используемых на карте условных знаков и пояснений, раскрывающих ее содержание. Составление легенды – непростая задача. Это высокий уровень генерализации отражаемого материала. При составлении легенды нужно учитывать особенности восприятия карт и многое другое.

Основное отличие карты от других изображений пространства состоит в использовании математической основы. Карта – это уменьшенное изображение реальности, и такое уменьшение возможно лишь при использовании строгой математической основы. Математическая основа карты находит выражение в сетке меридианов и параллелей. В случае топографических карт – это прямоугольная координатная сеть, масштаб и геодезическая основа.

Карта является моделью действительности. Она точно передает размеры площадей и положение в пространстве определенных, важных для решения конкретной задачи объектов. Итогом является теоретическое обобщение реальности. Карта – не фотография, фиксирующая все без исключения объекты. Она отражает распределение в пространстве только отдельных избранных явлений и объектов, создавая таким образом основу для анализа и понимания реальности.

Рекреационная география имеет дело с очень сложным объектом, который характеризуется массой различных параметров. В этой связи часто наиболее эффективным является не столько использование отдельных карт, сколько атласов, дающих систематическое картографическое представление о территории и ее освоении.

Атлас является собранием карт, выполненных по единой программе. Характерно методическое и техническое единство исполнения карт. Самое важное в атласе – изначальная ориентация на системное отражение определенных пространств. На картах атласа используются общие приемы отображения явлений на картах, что позволяет проводить сравнительный анализ карт более эффективно. Это особенно важно при работе непрофессиональных картографов с картографической информацией.

В идеале, исследования по рекреационной географии должны ориентироваться на составление атласов определенных территорий. Это могут быть и небольшие по площади территории, играющие важную роль в рекреационной деятельности. Например, разумным было бы составление рекреационного атласа южного берега Крыма – территории хотя и небольшой, но занимающей важное место в рекреации, или же атлас Черноморского побережья Кавказа.

Любые географические карты оформляются с помощью картографических проекций. Картографическая проекция – способ перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты.

Процедура создания картографической проекции сложна: вначале делается переход к математически правильной фигуре эллипсоида или шара, затем полученное изображение проектируется на плоскость. Все этапы такого "перенесения" реальной поверхности на карту совершаются в соответствии со строгими математическими правилами.

Существует несколько основных видов картографических проекций – цилиндрическая, коническая, азимутальная, но в специальных целях используются и многие другие. Читателям важно понять, что карта может строиться на основании различных принципов и, соответственно, одна и та же территория на разных картах может внешне выглядеть весьма различно.

Картографические проекции выбираются в зависимости от того, какая часть реальной поверхности должна найти отражение на карте. Существуют устоявшиеся предпочтения. Например, косая азимутальная проекция обычно используется на картах Азии. Эта проекция не дает искажений площадей и наиболее наглядно отражает объект на карте. Косая перспективно-цилиндрическая проекция часто используется для отображения СССР или России. Она отличается высокой наглядностью и хорошо передает сферичность земной поверхности. В зависимости от выбора картографической проекции изображение на карте может выглядеть существенно различно.

Масштаб карты – отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на земной поверхности.

Масштаб показывает, во сколько раз уменьшено картографическое изображение и сколько сантиметров местности содержится в одном сантиметре на карте. Например, масштаб 1:1000000 означает, что 1 сантиметр на карте соответствует 1000000 сантиметров (т. е. 10 километрам) на местности.

Потематике выделяются общегеографические и тематические карты. Существуют карты, отражающие природные и общественные явления. Каждый тип делится на большое количество различных видов карт. Например, карты общественных явлений могут подразделяться на карты населения, экономические карты, исторические, политические и многие другие.

Помасштабу карты делятся на следующие категории:

· планы – 1:5000 и крупнее,

· крупномасштабные карты – 1:10000 - 1:200000,

· среднемасштабные карты – 1:200000 - 1:1000000,

· мелкомасштабные карты – мельче 1:1000000.

Деление карт по масштабу не является общепринятым. В зависимости от размеров страны могут использоваться иные стандарты. Определенную роль играют и национальные традиции классификации карт по масштабу.

Попространственному охвату выделяются карты Солнечной системы и звездного неба, карты планет, карты материков и океанов и т. д. Возможны классификации карт по территориальным административным единицам различной площади, экономическим и природным районам.

Также используется разделение карт поназначению. Особую группу составляют технические карты, куда входят космические навигационные, морские навигационные, автодорожные карты и т. д. К числу специальных относятся учебные карты; они обычно используются в качестве наглядных пособий при изучении различных курсов. Отдельный тип составляют туристские карты. В соответствии с назначением на них могут быть нанесены объекты, представляющие интерес для туристов и/или предназначенные для обслуживания туристов (гостиницы и проч.). Туристские карты обычно отличаются красочным оформлением и особым стандартом дизайна. Особенность туристских карт состоит и в том, что они довольно часто загружены рекламной информацией.

Выделяются следующие группы приемов использования карт:

1) описания по картам – словесная (письменная или устная) интерпретация информации карты для определенных целей;

2) графические приемы – построение на основании карт различного рода профилей, графиков, диаграмм и проч.;

3) графоаналитические приемы – измерения по картам координат, длин, высот, площадей, различных показателей форм и размеров объектов и т. п.;

4) приемы математико-картографического моделирования – построение и анализ моделей на основании данных, снятых с карты.

Указанные группы приемов чаще всего используются в сочетании. У каждого из них – свои особенности и наиболее предпочтительные области приложения. В рекреационной географии наиболее применимы графические приемы и описания по картам. В зависимости от уровня профессиональной подготовки исследователя и стоящих перед ним задач, более или менее широко могут использоваться графические и математико-картографические приемы.

По уровню автоматизации и механизации работ с картой выделяются следующие виды:

1) визуальный анализ – чтение карт, зрительное сопоставление и оценка объектов;

2) инструментальный анализ – с применением измерительных приборов и механических устройств (циркулей, курвиметров, планиметров);

3) полуавтоматические (автоматизированные) исследования – применение автоматических устройств и компьютеров для снятия данных с карт, их обработки, анализа и преобразования;

4) автоматические исследования – полная автоматизация всего процесса использования карт. Столь высокий уровень автоматизации реализуется на базе "автоматических картографических систем". В реальности это – в высшей степени элитарные разработки, не выходящие пока за пределы научных лабораторий.

Не станем более детально останавливаться на описании классических карт. Рассмотрим несколько подробнее картоиды и мысленные карты.

Картоид – пространственная теоретическая модель, применение которой разумно в тех случаях, когда речь идет о генерализированном анализе и отражении масштабных пространственных явлений.

В особенности важно использование картоидов при осмыслении сложных и многообразных в конкретных формах проявления рекреационных, историко-географических и тому подобных процессов, когда нужно выходить на высокий уровень генерализации и искать все возможные формы отображения социальной и культурной реальности. Использование картоидов в рекреационной географии ни в коей мере не отрицает значимости классических картографических изображений. В идеале, серии рекреационных карт и картоидов должны взаимодополняться и совместно раскрывать суть процессов использования территорий в рекреационных целях.

Основные отличия картоидов от классических картографических изображений состоят в следующем:

ü нет масштаба и точного следования физическим территориальным пропорциям отражаемого на модели пространства;

ü не учитывается классическая система географических координат в виде сетки параллелей и меридианов;

ü вводится система условных обозначений генерализированного типа, которые могут не встречаться в физическом пространстве и отражать сложные, идеальные по своей сути явления;

ü игнорируются те элементы реального пространства, которые не важны для теоретического анализа, проводимого с помощью картоидов;

ü существуют строго определенный уровень и стандарт генерализации, задаваемые изначально.

Относительной новинкой современной географической науки можно считать мысленные карты (mental maps). Развитие этой методики – достижение западной "гуманистической" географии (Humanistic geography) как особого направления, развивающегося со второй половины 1960-х годов. Методики составления и области применения мысленных карт описаны во множестве западных географических работ, но лишь изредка упоминаются в работах на русском языке. Возможности этого метода исследования явно недоиспользованы. Между тем, он исключительно важен и интересен для рекреационной географии.

Мысленные карты – фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Мысленная карта – это мысленный образ, а не карта в буквальном смысле. Она реальна в той же степени, как и все остальные идеальные проявления в человеке.

Для исследования мысленных карт применяются различные методики, наиболее традиционными из которых являются следующие:

§ углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем;

§ составление респондентом планов-образов определенного пространства. В таком варианте очень мало слов, но есть персонифицированное графическое отражение образа определенного пространства;

§ опрос методом семантического дифференциала, то есть изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.

При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два подхода. Структурный подход акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользуются люди при принятии решений в повседневной жизни. Оценочный подход акцентирует внимание на том, какие факторы влияют на формирование определенных образов пространства. Эти два подхода тесно связаны.

Исследование мысленных карт, по сути, решает вопрос о том, каким образом восприятие влияет на реальное поведение. В этой связи применение мысленных карт особенно важно при анализе пространственного поведения людей и выбора ими предпочтений в процессе своей деятельности. Очень важно исследование мысленных карт и при изучении спроса на рекреационный сервис иностранных туристов.

К числу реальных и очень важных достижений метода составления и изучения мысленных карт можно отнести следующее:

· выявление фиксированных образов мест и возможность их достаточно строгого отображения;

· определение групповых и индивидуальных различий в восприятии образов мест и возможность использования этого знания в практических целях;

· выявление и изучение несомненных связей между существующими образами реальности и поведением людей.

Мысленные карты позволяют выявлять и исследовать реально существующие образы пространства, что крайне важно для рекреационной географии, связанной с анализом пространственного поведения людей.

Ключевые понятия и термины:рекреационная география, объекты рекреации, субъекты рекреации, рекреационная деятельность, территориальная рекреационная система, социокультурная система, карта, атлас, масштаб карты, картографическая проекция, картографическая генерализация, картоид, мысленная карта.

Контрольные вопросы

s Определите объекты и субъекты рекреации, сущность рекреационной деятельности.

s Назовите основные подходы к определению предмета рекреационной географии.

s Назовите предмет, объект и методы исследований рекреационной географии.

s Какова сущность предметного содержания рекреационной географии?

s Каково место рекреационной географии в системе географических наук?

s Вклад отечественных ученых в разработку проблем рекреационной географии.

s Перечислите основные задачи теории и практики рекреационной географии.

s Какие основные задачи решает рекреационная география на современном этапе своего развития?

s Источниковая база рекреационной географии. Основные источники рекреационно-географической информации.

s Какие методы исследований применяются в рекреационной географии? Кратко охарактеризуйте сущность и содержание картографического метода.

4. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫ И ИХ ОЦЕНКА

4.1. РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ

Как отрасль хозяйства и род деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.

Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

В качестве природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно-территориальные и аквальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или, наоборот, типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.

Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю.К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В.Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы. Три года спустя Б.Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Известный ученый А.А. Минц отмечал, что основными критериями, от которых зависит включение тех или иных элементов природы в состав естественных ресурсов, являются: техническая возможность, экономическая необходимость (потребность) и целесообразность использования, а также определенный уровень изученности.

Далее, в течение последующих трех десятилетий, экономисты, географы и ученые других специальностей постоянно уточняли содержание этого понятия. Однако, в научных публикациях этих лет понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия». Однако авторы вообще не разграничивают эти понятия, используя их как синонимы, а другие считают, что природные ресурсы входят составной частью в природные условия и, следовательно, являются более узким понятием по отношению к последним. Некоторые из авторов отмечают, что природные условия часто ограничивают возможности использования ресурсов или же, наоборот, способствуют их эффективному использованию, но не могут компенсировать их отсутствия.

В связи с этим для всей совокупности определений природных условий достаточно справедливым может оказаться одно общее: природные условия – это разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития технологии производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.

Это значит, природные рекреационные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы – часть гидросферы, минеральные ресурсы – часть литосферы), с другой стороны они – составная часть социально-экономической жизни общества. При этом, природные тела, явления, процессы и отдельные элементы рельефа часто выступают то как условия рекреационной деятельности, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для понимания механизма превращения природных условий в ресурсы.

Так, например, исходя из определения «природные ресурсы» вообще, говорить о климатических ресурсах в частности можно лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными для рекреационной деятельности погодными условиями, проявляющимися на конкретной площади. Только в этом случае мы можем считать, что перешли от понятия «климатические условия» рекреационной деятельности к понятию «рекреационно-климатические ресурсы». Например, морской пляж, не будучи предварительно исследован и оценен с точки зрения возможного его использования, является природным объектом, элементом ландшафта, одной из форм рельефа аккумулятивного берега. Но как только специалисты определили количество возможных посещений этого пляжа в течение летнего периода (число дней с температурой воды +17оС и выше), данный пляж может рассматриваться как рекреационный ресурс.

Таким образом, природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.

Данное определение по своей сути справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Точка зрения

По мнению П.В. Большаника, при организации отдыха природные факторы выступают и как условия, и как ресурсы отдыха. Каждое рекреационное занятие, каждый цикл рекреационных занятий требуют для своего осуществления соответствующих комфортных условий природной среды (природных факторов). Наличие их в пределах какой-то территории в определенное время достаточно для оценки возможностей ее использования в интересах одного отдыхающего. Если же возникает задача организации отдыха для некоторого множества отдыхающих, то, прежде всего, необходимо найти достаточно просторную (для заданного контингента отдыхающих) территорию, обладающую комфортными условиями. При этом она должна отвечать требованиям стационарных учреждений отдыха, а именно обладать комфортными свойствами в течение максимально большого (или, по меньшей мере, в течение заданного) периода времени. Только в этом случае мы вправе считать, что перешли от анализа условий рекреационной деятельности к анализу рекреационных ресурсов (запасов).

Поэтому характеристика рекреационных ресурсов должна включать данные о качестве природных условий, о площади (или об объеме), которую эти качества характеризуют, и о длительности периода, в течение которого эти качества проявляются.

Существует группа естественных ресурсов, которые непосредственного участия в рекреационном процессе не принимают, а обеспечивают нормальное функционирование учреждений отдыха (площади для строительства). Таким образом, под природными рекреационными ресурсамиследует понимать природные и природно-технические геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления некоторого контингента людей в течение некоторого времени.

При анализе понятия социально-исторические рекреационные ресурсы дело обстоит, пожалуй, сложнее, чем в случае с природными ресурсами. Прежде всего, необходимо выделить группу культурно-исторических ресурсов – культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.

Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха выступают то как условия, то как ресурсы. Так, население курортной местности выступает как условие рекреационной деятельности, а часть его, которая может быть занята в учреждениях отдыха,- это уже трудовые ресурсы этого хозяйства.

Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: А – интенсивно используемые, Б – экстенсивно используемые и В – неиспользуемые.

Появление у общества новых потребностей вызывает изменение структуры спроса на территорию, выдвигаются на передний план отрасли-лидеры, которые получают преимущественное право на «отбор» для себя ресурсов территории. Это может иметь место и тогда, когда пригодные для данного вида использования территории заняты другими угодьями. С такими явлениями приходится сталкиваться при рекреационном освоении территории, когда возникает необходимость сооружения учреждений отдыха на землях, занятых сельскохозяйственными и другими объектами. Изъятие их для функции оздоровления означает, что на какой-то момент сельскохозяйственные фонды (например, виноградники) становятся рекреационными ресурсами территории, а после вложения новых средств и труда они переходят в категорию рекреационных фондов.

Подводя итог всему сказанному выше, П.В. Большаник предлагает понимать под рекреационными ресурсами природные, природно-технические и социально-экономические геосистемы и их элементы, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства.

Точка зрения

По определению, данному рекреационным ресурсам Т.В. Николаенко к ним относятся компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые, благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.

По мнению В.А. Квартальноварекреационные ресурсы – часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей (В.А. Квартальнов, 2000).

Можно встретить и такое определение, где под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое или опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека (Л.Б. Башалханова, И.А. Башалханов, 2000).

Согласно Н.С. Мироненко, рекреационные ресурсы – это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения.

Они обладают рядом свойств. Во-первых, они историчны, то есть могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др. Во-вторых, они территориальны, то есть занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от туристских маршрутов.

Соответственно, выделяют 2 типа рекреационных ресурсов – природные и культурно-исторические.

Под природными рекреационными ресурсами понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы объектов, возможность их обзора.

Культурно-исторические ресурсы включают в себя:

· материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

· духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

Точка зрения

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом является чуть ли не любое место, отвечающее следующим двум критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека; 2) место является сочетанием двух и более различных в природном отношении сред.

Статистически наиболее привлекательными являются краевые зоны, стык различных сред (вода – суша, лес – поляна, холм – равнина и т. п.). В идеале, наиболее привлекательны стыки предельного количества контрастных сред: горы + море + разнообразная культурная среда. Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. (Т.В. Николаенко, 1998).

Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, детерминированы задачами социокультурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. После прохождения пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прежней высокой оценке одних и тех же рекреационных ресурсов. Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. Таким образом, рекреационные ресурсы – это своего рода "плавающая точка", отражающая процесс целостного освоения пространства СКС (Т.В. Николаенко, 1998).

Рекреационные ресурсы обладают емкостью – то есть способностью принимать определенное количество рекреантов и выдерживать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия.

Емкость рекреационных ресурсов определяется исходя из нормативов:

· нагрузка антропогенная, нормы которой определяются применительно к различным биогеоценозам в различных природных зонах доля прогулочного, пешеходного туризма и экскурсионной деятельности в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды;

· нагрузки предельно допустимые – антропоэкологические нормативы, нарушение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.

С емкостью природных ресурсов связано понятие «рекреационный потенциал».Рекреационный потенциал – отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. Можно также определить рекреационный потенциал как способность территории принять определенное (предельное) количество рекреантов, при котором не происходит нарушения состояния природного и экологического равновесия.

Точка зрения

Как считает один из ведущих отечественных специалистов в области рекреационной географии А.М. Сазыкин, появляются публикации, искажающие теорию рекреационной географии. Например, И.В. Зорин и В.А. Квартальнов рекреационным потенциалом называют "отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов". Потенциал не может быть "отношением", хотя его изучение позволяет оценить предельно возможную численность туристов. Рекреационный потенциал территории – "это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности", а главной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы.

Из определения рекреационных ресурсов по И.В. Зорину и В.А. Квартальнову, во-первых, не ясно, почему они часть ресурсов туристских, что в них не входит, во-вторых, где в этом определении их важнейшая часть – культурно-исторические рекреационные ресурсы. По-видимому, авторы под рекреационными ресурсами понимают только природную составляющую. В этой же работе, поясняя понятие "ёмкость рекреационных ресурсов" (по сути природных!), рассматривается "нагрузка антропогенная". Нагрузка антропогенная не имеет норм, определяемых "в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды", т. к. это реальная нагрузка, которая может быть ниже, равна или быть больше предельно допустимой и называется она в туризме рекреационной нагрузкой (антропогенная нагрузка – нарушения природы при любой деятельности человека, не только рекреационной). Предельно допустимые рекреационные нагрузки не "определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации", т. к. они различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нормативы касаются единичных случаев, например пляжей, природоохранных зон.

В настоящее время имеется необходимость составления территориальных балансов отдыха – современного и перспективного, с помощью матрицы, где по одной из осей расположены районы «потребления отдыха» с разбивкой внутри каждого района на возрастные и социальные группы населения, а по другой – районы «производства отдыха» с разбивкой на формы рекреации. Данная методика была разработана более 20 лет назад и на настоящий момент является актуальной и необходимой процедурой.

Более того, необходим рекреационный кадастр – систематический свод данных, включающих количественную опись природных объектов и явлений рекреационного назначения. Он должен содержать географическую характеристику, данные о динамике, степени исследованности объекта или явления, рекомендации по использованию, необходимые меры по охране. Первые попытки составить кадастр туристских объектов России были предприняты А.И. Зориным – представителем научной школы Российской международной академии туризма.

Наряду с хорошо разработанным в отечественной науке понятием рекреационных ресурсов существует и успешно развивается своеобразное учение о туристских ресурсах, которое, тем не менее, встречает рациональную критику со стороны ряда ученых-географов страны (А.М. Сазыкин, А.С. Кусков и др.).

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов – объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов – туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связан с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы создают возможность расширен

Наши рекомендации