Знакомство с учебными пособиями
Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках по предмету «Окружающий мир»? (Ответы детей.) Проверим, открыв рабочие тетради на с. 4-5. (Ученики знакомятся с пособиями, представленными на развороте врабочей тетради. Учитель также может их продемонстрировать.)
А еще нашими помощниками будут школьные словарики издательства «ВАКО», энциклопедии, ресурсы сети Интернет. (Учитель показывает школьные словарики, энциклопедии.)
III. Самоопределение к деятельности
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Земля и человечество».)
- Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.
- А теперь отгадайте загадку.
С телескопом много лет
Изучает жизнь планет.
Как ученого мы зовем?
Кто же это? (Астроном.)
- Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей)
- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)
IV. Постановка проблемы Работа в группах
- Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и ответить на этот вопрос.
Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие других областей знаний о действительности.
В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце — пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна — кольца, а Млечный Путь состоит из звезд.
В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных российскими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика — одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты — ученые международного уровня.
— Так для чего нужно изучать данную тему? (Высказывания детей.)
V. Открытие нового знания
Работа по учебнику
— Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособий, Интернета.)
— А еще помогут знания, которые у нас имеются. Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. А кто такой астроном? (Специалист, изучающий небесные тела — звезды, планеты.)
(Заслушать 1—2 рассказа. Рассказчику можно надеть шапочку астронома.)
VI. Первичное закрепление
Работа в группах
- А теперь построим модель Солнечной системы поработаем в группах. Распределите обязанности (Ученики из пластилина строят модель Солнечной системы.)
VII. Физкультминутка
VIII. Работа по новой теме
1. Беседа
- Отгадайте еще одну мою загадку.
В дверь, в окно стучать не 6yдет:
А взойдет и всех разбудит. (Солнце)
- Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывание дётёй.)
Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце. Они называли его по-разному: в Древней Греции и Египте — Ра, а наши предки славяне — Ярило. В честь солнца слагали гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:
Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,
Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.
Солнце — друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.
Солнце — дней и ночей божество, венец и начало.
Только его одного из богов, царящих в мире
Нам дано лицезреть...
Работа в парах
Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения поможет статья на с. 6—7 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника, предстоит выполнить задание.
- Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте. Как вы думаете, каким будет задание? (Вписать в текст недостающие данные.)
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
(Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди)
IX. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами астронома.)
— Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.)
X. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» Отвечайте по цепочке.
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Выбрать тему проекта.
2. Прочитать текст на с. 4—8 учебника, ответить на вопросы.
3. Выполнить задания 4—6 на с. 7 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Тема: Планеты Солнечной системы
Цели: познакомить с планетами Солнечной системы; сформировать представление о том, отчего на Земле происходит смена пни и ночи, времен года.
Формируемые УУД: познавательные — читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия; коммуникативные — высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; личностные — проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.
Оборудование:электронное приложение к учебнику, теллурий. Ученики заранее получают задание подготовить краткое сообщение о планетах.
Ход урока
I. Организационный момент