Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями

Используемый учебник: Информатика и ИКТ. 7-9 класс. Учебник. / Под ред. Н.В. Макаровой.- Базовый курс. Теория – Питер, 2008 (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год)

Практикум по информационным технологиям 7-9 класс/ Под ред. Н.В. Макаровой Питер – 2009.

MULTIMEDIA – поддержка курса:

· Интернет – ресурсы:

· http://makarova.piter.com/

· Официальный сайт УМК по информатике и ИКТ Н. В. Макаровой

· Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

· Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

· Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и информационным технологиям

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный Основными опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Содержание образования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Название темы Количество часов
Раздел 1. Информационная картина мира Тема 1.1. Понятие об информации Тема 1.2. Представление информации Тема 1.3. Информационная деятельность человека Тема 1.4. Информационные процессы. Тема 1.5. Представление об объектах окружающего мира. Тема 1.6. Понятие модели Контрольная работа №1 по теме «Информационная картина мира»    
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий Тема 2.1. Основы алгоритмизации. Тема 2.2. Представление о программе. Тема 2.3. Системная среда Windows Контрольная работа №2 по теме: «Основы алгоритмизации. Системная среда Windows. Тема 2.4. Прикладная среда графического редактора Paint. Тема 2.5. Прикладная среда текстового процессора Word. Контрольная работа №3 по теме «Программное обеспечение информационных технологий»          
Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий. Тема 3.1. Компьютер как средство обработки информации. Представление о микропроцессоре. Тема 3.2. Устройства памяти. Тема 3.3. Устройства ввода информации. Тема 3.4. Устройства вывода информации. Контрольная работа №4 по теме Техническое обеспечение информационных технологий».    
ИТОГО

Литература и средства обучения

Учебно-методический комплект - для учителя:

1. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям

/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

3. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию

/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

4. Информатика. Методическое пособие для учителя. 7 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2004

5. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2008

- для учащихся:

1. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

3. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс.Задачник по моделированию/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

· мультимедийные ПК;

· локальная сеть;

· глобальная сеть;

· мультимедиапроектор;

· принтер;

· сканер.

Программные средства:

· операционная система Windows;

· полный пакт офисных приложений Microsoft Office;

· растровые и векторные графические редакторы;

· архиватор Winrar.

Календарно-тематическое планирование по «Информатика и ИКТ», 7 класс

  Номер темы в учебнике, практикуме, задачнике, программе Содержание   Из них Дата Примечание
Номер урока Всего часов Теория Прак тика По плану Фактически
Номер п/п Номер в теме Учеб­ник Прак­тикум Задач­ник Про­грамма  
Часть 1. Информационная картина мира
    1.1 Инструктаж по техника безопасности и правилах поведения в кабинете информатики. Понятие об информации. Представление информации 6.09    
    1.2 Представление информации - 13.09    
    1.3 Информационная деятельность человека       _ 20.09    
    1.4 Информационные процессы - 27.09    
6 (6.1, 6.2)         1.6 Представление об объектах окружающего мира: что такое объект, свойства и параметры объекта     —   4.10    
      6 (6.3)         1.6     Представление об объектах окружающего мира: действие как характеристика объекта     -     11.10        
6(6.4)     1.6 Среда существования объекта 18.10    
7.1     1.7 Понятие модели - 25.10    
        Контрольная работа по теме «Информационная картина мира» _ 8.11    
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
10,11,12 1-3 8.1-8.2   2.1 Основы алгоритмизации Практическая работа № 1 «Циклический алгоритм» Практическая работа № 2 «Представление алгоритма в виде блок-схемы»       15.11 22.11. 29.11    
13.1-13.2     2.2 Представление о программе - 6.12    
14-18 5-9   2.3 Системная среда Windows Практическая работа № 3 «Параметры файла и папки, действия над файлом и папкой». Практическая работа № 4 «Работа с окнами графического интерфейса. Запуск программ (приложений)». Практическая работа № 5 «Работа в Windows как в многозадачной среде. Технология и способы обмена данными ». Практическая работа № 6 «Настройка параметров Рабочего стола».                 13.12 20.12     27.12   17.01     24.01    
        Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации. Системная среда Windows» - - 31.01    
20-22 11-13     2.5 Прикладная среда графического редактора Paint. Практическая работа № 7 «Создание и редактирование рисунка». Практическая работа № 8 «Создание и редактирование рисунка с текстом».               7.02   14.02     21.02    
23-28 14-19     2.6 Прикладная среда текстового процессора Word. Практическая работа № 9 «Знакомство с приемами клавиатурного письма». Практическая работа № 10 «Знакомство с окном текстового процессора Word. Создание и редактирование документа». Практическая работа № 11 «Форматирование документа». Практическая работа № 12 «Оформление текста в виде таблицы и печать документа». Практическая работа № 13 «Включение в текстовый документ графических объектов».                     28.02   7.03     14.03   4.04   11.04     18.04    
        Контрольная работа по теме «Программное обеспечение информационных технологий» - - 25.04    
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий
16,17     3.1 Компьютер как средство обработки информации   - 2.05    
    3.2 Устройства памяти 9.05    
    3.3 Устройства ввода информации   16.05    
    3.4 Устройства вывода информации. Практическая работа № 14 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств».     - 30.05    
        Контрольная работа по теме «Техническое обеспечение информационных технологий» 23.05    
                             

Литература для учителя:

· Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы / Н.В. Макарова. - 2-е изд. – СПб: «Питер», 2008.

· Информатика и ИКТ. Учебник. 7–9 класс. /Н.В. Макарова. – СПб: «Питер», 2008.

· Информатика и ИКТ. Практикум. 7–9 класс. /Н.В. Макарова. – СПб: «Питер», 2008.

Литература для обучающихся:

· Информатика и ИКТ. Учебник. 7–9 класс. /Н.В. Макарова. – СПб: «Питер», 2008.

· Информатика и ИКТ. Практикум. 7–9 класс. /Н.В. Макарова. – СПб: «Питер», 2008.

Муниципальное образовательное учреждение

Марьинская основная общеобразовательная школа

Согласовано: Утверждаю

На педагогическом совете Директор школы:

Протокол №______ ___________/Кудрявцева С.Н./

от «___»__________20_____г «____»_____________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По информатике

Ступень обучения основное общее образование 8 класс

Количество часов 34 Уровень базовый

Учитель I категории Кудрявцева Светлана Николаевна

Программа разработана на основе Программы по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция)

Макаровой Н.В.. – СПб.: Питер, 2008

с. Марьино, 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике и информационным технологиям», рекомендованного Министерством Образования Российской Федерации, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по информатике и ИКТ Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2008.

Программа предусматривает обучение по учебно-методическому комплекту профессора Макаровой Н.В.. УМК Макаровой включен в перечень учебников рекомендованных Министерством образования РФ на 2010-2011 учебный год.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения информатики и ИКТ в VIII классе из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом школы на изучении предмета « Информатика и ИКТ» отведено 34 часа, а по программе Макаровой Н.В. отводится 68 часов, поэтому в рабочей программе на изучение информатики уменьшается количество часов за счет резервного времени.

Количество часов всего: 34 ч.; в неделю – 1 ч.

Количество часов по четвертям: 1 четверть - 8 ч., 2 четверть - 8ч., 3 четверть - 9 ч., 4 четверть - 9 ч.

Количество практических работ: 10

Количество контрольных работ: 4

1-я четверь: контрольных работ – 1, практических работ –1

2-я четверь: контрольных работ – нет, практических работ –4

3-я четверь: контрольных работ – 1, практических работ –5

4-я четверь: контрольных работ – 2, практических работ – 0

Учебно-методический комплект для учителя:

1. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

2. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

3. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. под ред. проф. Н.В. Макаровой - СПб.: Питер, 2006.

Учебно-методический комплект для учащихся:

1. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

2. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Программное обеспечение:ОС Windows, Microsoft Office и т.д.

Цели обучения информатике и ИКТ:

· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;

· воспитаниеответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опытаиспользования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;

· овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень):

Знать/понимать

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

· программный принцип работы компьютера;

· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Наши рекомендации