О практических работах в курсах географии
Усиление практической направленности учебного предмета, на которое нацеливают Концепция и ФГОС общего образования в части учебного предмета «География», требует пристального внимания педагогов к проблеме формирования умений как одному из основных компонентов в содержании географического образования.
Практические работы, предусмотренные программой, выступают важнейшим средством усиления практической значимости школьной географии и являются обязательными для выполнения учащимися. Практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.
Список практических работ по географии определён в Примерной ООП ООО (с.337-341), где приводится примерная тематика практических работ, при выборе которых рекомендуется учитывать учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение образовательной деятельности.
Обучающие практические работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.
Тренировочные практические работы выполняются на уроке под контролем учителя и нацелены на отработку и совершенствование умений.
Итоговые практические работы выполняются учащимися с максимальной степенью самостоятельности и рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными практическими работами, или в новые условия.
Однако в большинстве учебных программ по географии обучающие, тренировочные и итоговые практические работы не выделены, что вызывает определенные затруднения в организации образовательной деятельности по географии.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3 п. 7) предоставляет право учителю свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Поэтому учитель, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая содержание учебной программы, особенности образовательной организации, класса, выстраивает систему практических работ и определяет критерии её оценивания. Учитель сам определяет статус практической работы (обучающего, тренировочного и итогового характера).
При этом практические работы обучающего и тренировочного характера рекомендуется проводить, так как они являются мониторинговой формой аттестации обучающихся. Однако не все тренировочные работы следует оценивать и выставлять отметки в классный журнал (только удовлетворительные или по желанию учащихся). Оценке подлежат итоговые практические работы, выполняющие контролирующую функцию. Эти работы должны быть отражены в рабочих программах учителя.
Для проведения практической работы не всегда целесообразно выделять целый урок, поскольку процесс деятельности происходит неразрывно с овладением знаниями, в тесном единстве содержательной и процессуальной сторон учения. Наряду с этим учителю при планировании системы практических работ целесообразно выделять специальные уроки, уроки-практикумы. Они ориентированы на обучение приёмам и способам практической деятельности, на совершенствование и закрепление умений, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными учебными действиями.
Рекомендации по учёту региональных и этнокультурных особенностей при изучении предмета «География»
При изучении предмета «География» необходимо учитывать региональные и этнокультурные особенности региона, где обучается ученик. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).
Учет региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
− достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования потенциала регионального и этнокультурного компонента содержания образования;
− сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;
− овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
− расширение знаний об особенностях проживания коренных жителей Мурманской области в условиях Кольского Севера, знакомство с особенностями уклада жизни саамов, поморов.
Региональные и этнокультурные особенности на материале предмета «География» могут быть реализованы в рамках трех моделей:
1. Введение учебных курсов (за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений) или курсов внеурочной деятельности (в рамках плана внеурочной деятельности) «Школа юного географа-следопыта» (5-6 классы), «Природное и культурное наследие Мурманской области» (7 класс); «География Кольского Севера» (8-9 классы); «Экономическое развитие Мурманской области» (9-10 классы) и т.п.
2. Включение в содержание учебного предмета «География» учебных модулей «Развитие географических знаний об освоении Кольского Севера» (5-6 классы); «Памятники историко-культурного наследия Мурманской области» (7 класс) и др.
3. Изучение содержательной линии «География родного края» дисперсно в соответствии со структурой, логикой и последовательностью тематического плана учебного предмета «География» в 5-11 классах.
Рабочие программы отдельных предметов, курсов также разрабатываются с учётом региональных и этнокультурных особенностей. Если в целевом разделе конкретизировались планируемые результаты, это должно быть отражено в программах учебных предметов, курсов в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» и в содержании учебного предмета, курса, а также в тематическом планировании.
Общеобразовательная организация может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся. При этом план внеурочной деятельности должен предусматривать применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей и интересов обучающихся, форм реализации внеурочной деятельности в конкретной общеобразовательной организации. Наряду с этим в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» эти особенности также учитываются при разработке оценочных материалов, отражающих региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающих оценку освоения планируемых результатов.
Использование краеведческого материала при реализации регионального компонента не должно носить фрагментарный характер.
Реализация краеведческого принципа должна быть отражена в содержательных и методических особенностях экскурсий и практических работ на местности по изучению учащимися природных и хозяйственных объектов своего региона. Учителю предоставлено право выбора таких объектов, на примере которых проводится закрепление полученных на уроках географии знаний, отрабатываются практические умения, связанные с определением направлений, расстояний, протяженности, высот форм рельефа, других характеристик.
Краеведческий принцип обучения реализуется также посредством проведения наблюдений за окружающей средой, организацией наблюдений за погодой, необходимой для проведения практических работ по теме «Атмосфера», фенологическими наблюдениями и т.п.
Рекомендации по изучению наиболее сложных тем
(на основе анализа результатов государственной итоговой аттестации)
Стратегическая задача школьного образования - формирование у школьников ключевых предметных компетенций - невозможна без опоры на понятийную основу курса. Для овладения содержанием учебного предмета «География» нужны осознанные знания, опосредованные в географических понятиях. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению тем теоретико-практической направленности, формированию базовых понятий - основных категорий географии, на которых основывается формирование географических умений.
Анализ результатов ГИА по географии позволяет выявить уровень сформированности ведущих умений/учебных действий, причины его несоответствия ожидаемым результатам и внести необходимую корректировку в изучение соответствующих тем, трудных для учащихся, выявив причины невысоких результатов. Он показывает, что наиболее низкие результаты наблюдаются в освоении учебного материала по следующим темам: «Внутренние воды», «Почвы», «Климат», «Природные зоны», «Географические следствия движений Земли»; «Химическая промышленность».
Недостаточно сформированы картографические умения; умения распознавать существенные признаки географических объектов и явлений. Многие выпускники не используют предоставленные источники географической информации; не умеют выбрать источник, наиболее подходящий для решения конкретной проблемы.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся способствует усвоению содержания учебных курсов. При изучении всех учебных предметов принципиальное значение имеет понимание слова как универсальной по характеру и уникальной по объему единицы языка, единицы коммуникации и феномена культуры. Особое внимание нужно уделять работе с текстом; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать информационной переработке текста; учить письменному пересказу, созданию новых текстов по предлагаемым опорным словам. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках географии, и в системе внеурочных занятий.
В целях совершенствования преподавания учебного предмета «География» и повышения уровня подготовки выпускников рекомендуется:
1) определить причины низких результатов по выявленным разделам / темам учебной программы,
2) проанализировать методические просчеты учителя, связанные с единообразием подходов к обучению и минимальной активностью учащихся, с отсутствием системы в формировании ключевых предметных компетенций, заменой системы достижения планируемых результатов «подготовкой к государственной итоговой аттестации»;
3) планировать изучение курса с учетом его особенностей и выявленных проблем,
4) организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе; добиваться освоения учащимися соответствующей терминологии;
5) использовать эффективные методики, помогающие повышать качество умений и навыков, формируемых в процессе изучения географии;
6) использовать индивидуальный и дифференцированный подходы в образовательной деятельности, понимаемые как совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебной деятельности, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению, как способ повышения уровня усвоения всех компонентов содержания учебного предмета.
Положительные изменения в качестве географического образования выпускников Мурманской области, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в образовательной деятельности различных источников географических знаний и формированию умений самостоятельно их использовать.
Но в то же время необходимо обратить внимание на ряд проблем в достижении предметных результатов обучения географии.
Таблица 2.
Возможные проблемы достижения предметных результатов
обучения географии и пути их решения
Предметные результаты Выпускник научится: | Возможные проблемы достижения результатов |
Выбирать источники географической информации, адекватные решаемым задачам. Ориентироваться в источниках информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания; выявлять недостающую взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках. Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Использовать различные источники информации для решения географических задач | На уроке используются два источника информации, чаще всего текстовый и картографический. Мало работают со статистическим материалом (особенно в среднем звене). Видят в видео- и фотоизображениях только иллюстрацию, а не источник дополнительной информации. Затрудняются при работе с несколькими источниками информации, выборе одного. Испытывают трудности при трансформации информации из одной формы в другую. Например, часто не видят возможности использования полученной из различных источников информации в быту |
Возможные пути решения проблемы: - работать на уроке с различными источниками информации; - строить самостоятельную работу на уроке так, чтобы разные группы учащихся искали пути решения поставленной задачи, получая информацию из разных источников и могли сравнить точность и быстроту получения информации; - предлагать учащимся задания, направленные на трансформацию полученной с помощью разных источников информации из одной формы в другую (из текстовой в графическую, из статистической в схематическую, из наглядной в словесную, из текстовой или наглядной в картографическую и т.д.); - стараться применять на уроках элементы частично-поискового метода с применением различных источников информации; - предлагать учащимся задания, основанные на краеведческом материале и задания, имеющие очевидную практическую значимость | |
Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков | Невозможность проведения измерений (отсутствие необходимого оборудования в классе) |
Возможные пути решения проблемы: - если в школе отсутствуют приборы для измерения температуры воздуха или давления, предлагать учащимся вести наблюдения за погодой с использованием данных домашних приборов. Данная работа может выполняться в мини-группах, в дальнейшем оформлена, как мини-проект; - организация экскурсий на метеорологическую станцию или приглашение на урок специалиста из данной сферы с рассказом об особенностях его работы и используемом оборудовании (с его демонстрацией, если это возможно) | |
- Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию. - Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий | Учащиеся часто испытывают затруднения с выделением общих черт при сравнении процессов или явлений |
Возможные пути решения проблемы: - использовать на уроках элементы поисково-исследовательского метода; - предлагать учащимся выполнение заданий на составление характеристик по типовым планам и на сравнение географических признаков и объектов, материков и стран с использованием карт атласов, контурных карт; - давать задания, направленные на поиск причинно-следственных связей между природным богатством стран и хозяйственной деятельностью населения; - сравнение традиционно хозяйственной деятельности населения стран или регионов | |
Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития | Учащиеся имеют слабое представление о Концепции устойчивого развития |
Возможные пути решения проблемы: - познакомить учеников с основными принципами Концепции устойчивого развития- предлагать ученикам задания по оценке взаимодействия деятельности человека и компонентов природы, использовать наглядность, приводить статистические данные; - давать задания по анализу статистических данных; - использовать проектную работу с учащимися по данному вoпрocу | |
Различать (распознавать, приводить примеры) | изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран. Использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач | поверхностное представление о демографической ситуации в мире, о демографических процессах, не могут подвести под свои практические знания теоретическую базу |
Возможные пути решения проблемы: - чаще подкреплять изучение демографических процессов примерами из истории и современной жизни; - предлагать учащимся задания, направленные на анализ современной демографической ситуации; - использовать на уроках краеведческий материал; - анализировать с учащимися демографическую ситуацию; предлагать проведение учащимися самостоятельных исследований по данному вопросу; - чаще работать со статистическим материалом; - давать учащимся задания по трансформации материала по данной теме из одной формы в другую (из текстовой в картографическую, из текстовой в схематическую); - предлагать задания по построению графиков и диаграмм с последующим их анализом в посменной или устной форме. | |
Описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов. Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран. Устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям. Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий. | У учащихся плохо сформирован навык давать характеристику объекта по типовому плану; недостаточно сформирована географическая картина мира. При характеристике конкретных материков и частей света ученики затрудняются в применении уже имеющихся у них знаний об основных закономерностях и причинно-следственных связях. |
Возможные пути решения проблемы: - формировать у учащихся устойчивые умения при описании объекта переходить от общего к частному или, наоборот, от частного к общему; - предлагать разнообразные задания по работе с картой, номенклатурой; - закреплять умение давать характеристику по плану; - составлять задания на сравнение, выделение общих черт природы разных материков с опорой на уже полученные знания и материал, представленный в различной форме (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) и формулировку выводов | |
Различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России. Оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения | Ученики затрудняются в формулировании преимуществ и недостатков географического положения России |
Возможные пути решения проблемы: - сформировать у учащихся четкое представление, что такое географическое положение; - чаще давать задания по характеристике географического положения страны | |
- Использовать знания о мировом, зональном летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни | У учащихся не сформированы навыки в определении зонального времени |
Возможные пути решения проблемы: Составление заданий на определение поясного времени с ярко выраженной практической направленностью | |
- Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов. - Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России. - Объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны. - Оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России. - Использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни | Учащиеся затрудняются в выделении причин, определяющих природные особенности отдельных регионов России. Затруднение вызывает и необходимость оценить природные ресурсы разных регионов нашей страны. |
Возможные пути решения проблемы: - при изучении особенностей отдельных регионов страны предлагать учащимся задания, направленные на сравнение, выделение причин сходства и различия природы регионов; - составлять задания, направленные на решение практико-ориентированных вопросов; - при сравнении особенностей регионов использовать как картографический, так и статистический материал; предлагать задания на выявление причинно-следственных связей и закономерностей; - при изучении новой территории организовывать самостоятельную работу с опорой на уже полученные знания; - использовать краеведческий материал | |
Различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения | Учащиеся затрудняются в определении большинства факторов, влияющих на численность населения России. Испытывают затруднения при анализе половозрастных пирамид населения. Часто не могут сформулировать практическую значимость понимания особенностей демографических процессов |
Возможные пути решения проблемы: - составлять задания по работе с различными источниками информации (текстом учебника, картами, статистическими данными) с последующим анализом, обобщением и выводами; - формулировка заданий с опорой на уже изученный материал (особенности климата или рельефа России); - организация проектной работы по данной тематике с опорой на краеведческий материал; - организация интегрированных уроков географии и истории, МХК, литературы; - больше внимание уделять вопросу формирования толерантности; - предлагать учащимся задания практического характера: с опорой на знания данного материала и умения работать с различными источниками информации; - предлагать учащимся задания практического характера по работе с половозрастной пирамидой | |
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России; - Использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики для объяснения особенностей структуры хозяйства | Учащиеся плохо различают показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства. Не ориентируются в факторах размещения хозяйства. Не могут объяснить причины размещения предприятий по территории страны |
Возможные пути решения проблемы: - подготовить задания, направленные на формирование у учащихся четкого представления о показателях, характеризующих отраслевую, функциональную и территориальную структуры хозяйства; - при изучении каждого межотраслевого комплекса особое внимание уделять факторам размещения; - предлагать учащимся задания, направленные на закрепление у них навыка определения фактора размещения предприятия (работа с картами и дополнительными материалами); - составление заданий с использованием краеведческого материала; - работа с картами и картосхемами | |
Объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России. Сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России. Сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран | Затруднения учащихся вызывает проведение процедуры сравнения, выявления основных черт сходства и различия. Учащиеся могут затрудняться в постановке цели сравнения и формулировке вывода |
Возможные пути решения проблемы: - формулировка заданий, направленных на определение цели сравнения; - организация работы по плану; - составление заданий, направленных на отработку грамотного формулирования выводов; - организация групповых форм работы по анализу и дальнейшему сравнению статистических показателей, характерных для России и других стран мира | |
Уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута. Приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии | У учащихся не сформированы умения ориентироваться при помощи компаса и использовать его для определения азимута. Это связано с возрастными особенностями учащихся и с недостаточным количеством часов на закрепление темы. Ученики не воспринимают электронные средства связи как предметы для использования в обучении |
Возможные пути решения проблемы: - предлагать учащимся как можно больше практических заданий по работе с компасом; - включать задания по определению азимута в самостоятельные и контрольные работы и по другим темам (в качестве вопроса на повторение); - организовывать парную или групповую формы работы при изучении данной темы; - составлять тематическое планирование с учетом данной проблемы (выделить дополнительные часы резервного времени); - организовывать с учениками различные формы работы с использованием современных средств связи; - предложить ученикам самим выделить все возможности применения современных средств связи для решения учебных и практических задач по географии | |
Описывать погоду своей местности. Давать характеристику рельефа своей местности. | Учащиеся не могут привести конкретные примеры, характеризующие природу Мурманской области. Затруднения могут быть вызваны нехваткой времени на изучение регионального компонента |
Возможные пути решения проблемы: - составлять тематическое планирование с учетом данных вопросов (выделить дополнительные часы резервного времени); - запланировать ведение учениками дневника наблюдений за погодой (индивидуальные или групповые); - для знакомства с особенностями рельефа запланировать экскурсию на местность- при изучении соответствующих тем использовать примеры краеведческого характера; - обращать внимание учащихся на особенности природы нашей местности; - предложить учащимся соответствующие темы мини-проектов; - использовать иллюстративный материал по природе и хозяйству Мурманской области; - проводить с учащимися разнообразные конкурсы и выставки (конкурс рисунков, фотографий родного края и т.д.) | |
Объяснять расовые отличия разных народов мира | Недостаточность или отсутствие знаний учащихся по данному вопросу |
Возможные пути решения проблемы: - при изучении данной темы предложить вопросы, направленные на сопоставление внешних особенностей представителей разных рас с природными особенностями в местах их зарождения | |
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории | Не сформированы навыки работы с текстом, что может вызвать затруднение при работе с записками путешественников |
Возможные пути решения проблемы: - как можно чаще включать задания по работе с текстом (как с текстом учебника, так и с разнообразными литературными или научными текстами, записками путешественников); - предлагать учащимся индивидуальные задания по анализу записок путешественников; - возможно проведение самостоятельных работ с использованием данных текстов, поиском в них необходимой информации (по плану или отвечая на вопросы) с последующей трансформацией полученной информации в схематическую или картографическую форму | |
Оценивать место и роль России в мировом хозяйстве | У учеников может вызвать затруднение объяснение причин данной ими оценки о роли нашей страны в мировом хозяйстве |
Возможные пути решения проблемы Построение вопросов, направленных на оценивание роли и места России в мировом хозяйстве с аргументированным подтверждением своей оценки |
Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности
По географии
В соответствии с п. 14 ФГОС основного общего образования в основной образовательной программе основного общего образования в организационный раздел включается план внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
При проектировании внеурочной деятельности для учителей полезным будет использование пособий:
1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 177 с.
2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М. Просвещение, 2014. - 127 с.
3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2011.-96 с.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. Просвещение, 2014. - 224 с.
5. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - Москва: Русское слово, 2015. - 296 с.
6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.- М: Просвещение, 2013. - 96 с.
Учителям географии следует повышать интерес учащихся к исследовательской деятельности и принимать участие в многочисленных конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся разного уровня. Важнейшей особенностью географического образования должно стать участие в мероприятиях и проектах, реализуемых общественными организациями, такими как Русское географическое общество, военно-патриотическое движение «Юнармия, общество «Знание» и другие.
Необходимо обратить внимание учащихся на такие новые формы работы, как дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты в сети Интернет, в том числе фенологические, краеведческие, добровольческие и особенно в социальных сетях, профессиональные географические интернет-сообщества и сетевые структуры. Новые формы географического образования должны сопровождаться воссозданием наиболее действенных из традиционных форм работы со школьниками – проведение экскурсий и походов, организация слетов и соревнований, развитие и поддержка олимпиадного движения, проведение интеллектуальных турниров, квестов и дискуссионных клубов.
Реализации потенциала внеурочной деятельности будет способствовать организация внеклассных мероприятий, посвященных юбилейным датам истории российской географии, жизни и деятельности ученых и путешественников. Так, например, в 2017 г. году первый в России Баргузинский заповедник отметит 100-летний юбилей, 5 мая – 140 лет со дня рождения Г.Я. Седова, русского гидрографа и исследователя Арктики и т.д.