Общая логическая схема хода научного исследования.
ТЕОРИЯ 7
Функция и цель науки.
Будучи единственной фундаментальной наукой, которая включает в сферу своей деятельности и общество, и природу, география к тому же активно взаимодействует практически со всеми направлениями наук – общественными, естественными, техническими и др., взаимно обогащаясь, способствуя приэтом широкой географизации всей системы научного знания. На рубеже веков усиливается фундаментальная, проблемная, прогностическая и идеографическая(т. е. нацеленная на исследование индивидуальной конкретной действительности) тенденции в развитии географии, которая находится на стадии перехода из преимущественно описательной в науку фундаментальную конструктивного и прогнозного направления. И уже в этих положениях заключена в концентрированном виде сущность главных функций географии :гносеологической ( познавательная)и конструктивной (преобразовательной).
Исторически основной ф-цией было: поис новых земель, затем рынков сбыта, функция обеспечения военного дела.
Сейчас функции:
1) участие в исследованиях и решении природно-ресурсных проблем, проблем рац.природопользования.
2) управленческая – обеспечение управления ПТК
3)разработка экологизированных географических технологий
4)проектирование территориальных систем
5)оптимизация территориальной структуры общества
6)разработка экологизированных географических технологий
7) мировозренческая – расширение кругозора
8) культурно-просветительская (культура специалиста – географа и всего населения страны)
9)воспитательная
10) образовательная
11)информационная.
2. Основные средства научно-технических исследований.
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства по- знания: материальные, математические, логические, языковые. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смыс- ле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей. Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для на- учных исследований. В истории с возникновением материальных средств по- знания связано формирование эмпирических методов исследования – наблю- дения, измерения, эксперимента. Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической про- верке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии но- вых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроско- па, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используе- мые обобщения, идеализации и аргументы. Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций корен- ным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих 28 отраслях науки, делает их средствами научного познания, расширяет и уп- рощает научные коммуникации. В том числе, в последние десятилетия вы- числительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тыся- чи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно уп- ростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз по- вышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д. Математические средства познания. Развитие математических средств по- знания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстра- гированных от их конкретного содержания, разработала и применила кон- кретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала пра- вила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, мно- жеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредст- венно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логи- ческим правилам из ранее известных отношений и форм. Под влиянием ма- тематических средств познания претерпевает существенные изменения тео- ретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические дан- ные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономер- ности. Математические средства используются также как особые формы идеализа- ции и аналогии. Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи: – каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, по- зволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контро- лировать характер этих рассуждений? – каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпири- чески наблюдаемых характеристик? – как логически анализировать исходные системы научных знаний, как со- гласовывать одни системы знаний с другими системами знаний? – каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.? 29 Использование логических средств в процессе построения рассуждений и до- казательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, пута- ницу от противоречий. Языковые средства познания. Важным языковым средством познания явля- ются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний. Правила использования языков как естественных, так и искусствен- ных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказа- тельства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исход- ным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влия- ние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
Этапы научного исследования. Содержание первого этапа.
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем этот весьма важный выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т.д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума и т.д.).
Проблема научного исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.
Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте.
В научной работе можно выделить несколько предметов исследования, но их не должно быть много.
Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Например, задачи исследования в научной работе могут быть проранжированы в следующем виде:
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Второй этап работы содержит:
– выбор методов и разработку методики проведения исследования;
– непосредственно специальные процессы самого научного исследования;
– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап является заключительным
Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Любой исследователь исходит из характера научной проблемы, целей и задач работы, конкретного информационного материала, которым он располагает, уровня ресурсной оснащенности исследования и своих возможностей. Каждый рабочий этап исследования имеет свои характерные особенности.
ПРАКТИКА 7
Задание 7. Опишите требования к оформлению научного исследования.
Общие положения.Оглавление (содержание), которое располагают за титульным листом, печатается через полтора интервала, разделы отделяются пробелом в два интервала.
Текст работы печатается на листах стандартного формата А4 (210х295 мм), с одной стороны через одинарный интервал (1,0), 14 шрифтом, с оставлением полей: сверху = 25 мм, снизу = 20 мм, слева = 30-35 мм, справа = 10-15 мм, отступ = 1,25; текст выравнивается по ширине страницы.
Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют постраничную нумерацию.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов оформляют систематично тексту, заголовки подразделов – с абзаца. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.
Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов – строчными буквами, заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся.
Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово («Приложение») и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №); например, Приложение 1.
В работе используется общая нумерация страниц, включая библиографию и приложения. Первая страница – титульный лист, вторая – оглавление (содержание) работы. Введение, каждая глава основной части работы, заключение, библиография и приложения начинаются с новой страницы. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами по центру. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страниц на них не ставят (т.е. введение начинается с 3 стр.).
Можно выделить общие правила оформления:
· Научная работа выполняется на белой односортной бумаге формата А4 с одной стороны листа, работа должна быть сброшюрирована в твёрдой обложке.
· Текст работы набирается на компьютере, размер шрифта – 14 пунктов, гарнитура шрифта Таймс (Times Nev Roman
· Схемы, формулы, рисунки и таблицы следует выполнять на компьютере, либо чёрными чернилами или тушью.
· Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или заштриховывания штрихом.
Нумерация страниц и глав:
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы ставится внизу посередине без точки в конце.
Титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц, но номер не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Каждый структурный элемент научной работы (введение, главы и т. п.) следует располагать с новой страницы. Заголовок располагается посередине строки без точки в конце и пишется прописными (заглавными) буквами, не подчёркивая, отделяя от текста межстрочным интервалом. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовке не допускаются.
Разделы и подразделы работы:
Они должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела включает номер главы, раздела и порядковый номер подраздела, разделённые точкой, например, 1.11, 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2. и т.д. Если раздел состоит из одного подраздела, то нумеровать его не следует. Заголовки разделов и подразделов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчёркивая.
Оформление элементов научной работы:
1. Титульный лист должен содержать полное наименование учреждения, название работы, данные о студенте, руководителе, город и год написания работы.
2. Содержание раскрывает структуру работы. В содержании отражаются все элементы работы (кроме титульного листа), а так же главы, разделы основной части.
3. Введение – объём не более 2-5 страниц. В нём даётся обоснование выбора темы, характеризуется её актуальность, теоретическая и практическая значимость, цель и задачи исследования.
4. Основная часть – содержание этой части должно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Она может состоять из нескольких глав, в каждой главе выделяют разделы и подразделы. В первой главе происходит обзор теоретических источников по теме исследования. Во второй главе характеризуется изучаемый объект, раскрываются методики и организация исследования. В третьей главе излагаются собственные исследования, так же в отдельную главу может быть выделено и применение результатов исследования.
5. Заключение – объём 1-3 страницы. Содержит краткое и конструктивное изложение итогов проведённого исследования, отражает теоретическое и практическое значение работы.
6. Список использованных источников – Должен включать перечень всех источников, на которые исследователь ссылается в тексте работы. Список оформляется в соответствии с требованиями государственного стандарта.
7. Приложение– содержит вспомогательный материал, который с целью сокращения объёма работы не вошёл в основную часть. Приложение не нумеруется.
Порядок оформления таблиц, графического материала, формул.Форма таблицы применяется при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей. Таблица имеет два уровня членения: вертикальный – графы; горизонтальный – строки. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу нежелательно (объем таблицы может быть при необходимости уменьшен за счет уменьшения шрифта до 10 и интервала до 1.0). Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.
ТЕОРИЯ 7
Функция и цель науки.
Будучи единственной фундаментальной наукой, которая включает в сферу своей деятельности и общество, и природу, география к тому же активно взаимодействует практически со всеми направлениями наук – общественными, естественными, техническими и др., взаимно обогащаясь, способствуя приэтом широкой географизации всей системы научного знания. На рубеже веков усиливается фундаментальная, проблемная, прогностическая и идеографическая(т. е. нацеленная на исследование индивидуальной конкретной действительности) тенденции в развитии географии, которая находится на стадии перехода из преимущественно описательной в науку фундаментальную конструктивного и прогнозного направления. И уже в этих положениях заключена в концентрированном виде сущность главных функций географии :гносеологической ( познавательная)и конструктивной (преобразовательной).
Исторически основной ф-цией было: поис новых земель, затем рынков сбыта, функция обеспечения военного дела.
Сейчас функции:
1) участие в исследованиях и решении природно-ресурсных проблем, проблем рац.природопользования.
2) управленческая – обеспечение управления ПТК
3)разработка экологизированных географических технологий
4)проектирование территориальных систем
5)оптимизация территориальной структуры общества
6)разработка экологизированных географических технологий
7) мировозренческая – расширение кругозора
8) культурно-просветительская (культура специалиста – географа и всего населения страны)
9)воспитательная
10) образовательная
11)информационная.
2. Основные средства научно-технических исследований.
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства по- знания: материальные, математические, логические, языковые. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смыс- ле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей. Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для на- учных исследований. В истории с возникновением материальных средств по- знания связано формирование эмпирических методов исследования – наблю- дения, измерения, эксперимента. Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической про- верке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии но- вых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроско- па, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используе- мые обобщения, идеализации и аргументы. Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций корен- ным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих 28 отраслях науки, делает их средствами научного познания, расширяет и уп- рощает научные коммуникации. В том числе, в последние десятилетия вы- числительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тыся- чи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно уп- ростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз по- вышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д. Математические средства познания. Развитие математических средств по- знания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстра- гированных от их конкретного содержания, разработала и применила кон- кретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала пра- вила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, мно- жеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредст- венно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логи- ческим правилам из ранее известных отношений и форм. Под влиянием ма- тематических средств познания претерпевает существенные изменения тео- ретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические дан- ные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономер- ности. Математические средства используются также как особые формы идеализа- ции и аналогии. Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи: – каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, по- зволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контро- лировать характер этих рассуждений? – каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпири- чески наблюдаемых характеристик? – как логически анализировать исходные системы научных знаний, как со- гласовывать одни системы знаний с другими системами знаний? – каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.? 29 Использование логических средств в процессе построения рассуждений и до- казательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, пута- ницу от противоречий. Языковые средства познания. Важным языковым средством познания явля- ются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний. Правила использования языков как естественных, так и искусствен- ных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказа- тельства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исход- ным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влия- ние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
Общая логическая схема хода научного исследования.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.