Общая схема хода научного исследования

4.1. Общая методология научного творчества

Для начинающих исследователей весьма важно не только хо­рошо знать основные положения, характеризующие научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного твор­чества, ибо, как показывает современная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде всего недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении ло­гических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

4.2. Научное изучение как основная форма научной работы

Всякое научное исследование от творческого замысла до окон­чательного оформления научного труда осуществляется индивидуально, однако можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накоп­ленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное их старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь воз­рождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного иссле­дования. Но в то же время научное изучение - это обоснован­ное применение научного предвидения. Изучать в научном смысле - это значит быть научно объ­ективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое при­менение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже от­крытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут дол­гое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

При научном исследовании важно все. Концентрируя внима­ние на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учи­тывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, по­казать его общепознавательное, теоретическое или практичес­кое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования - творческий процесс, в основе которого всегда лежит за­мысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму от­ражения действительности. Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но за­частую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя пред­лагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее "в лоб".

Развитие, идеи до стадии решения задачи обычно соверша­ется как плановый процесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хо­рошо оснащенное современными средствами научное исследо­вание надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой и общеидейной обработки первоначаль­ного замысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.

Таким образом научное изучение можно представить в виде следующей последовательности: Задача – идея – реализация – научный подход.

Наши рекомендации