Общая схема хода научного исследования.

Роль и возможности компьютеров в процессе обработки источников и научной информации.

ИТ играют важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки, обработки и распространения информации, в процессах получения и накопления новых знаний. Основные черты современных ИТ: - передача информации на любое расстояние в ограниченное время; - интерактивный режим работы; - интегрированность с другими программными продуктами; - гибкость процесса изменения данных и постановки задач; - возможность хранения больших объемов информации на машинных носителях. Современные ИТ являются той основой, на которой возможно построение работы современного университета или иного образовательного учреждения. Кроме того, сама система высшего образования является активным участником процесса развития ИТ. ИТ существенно повышают уровень эффективности работ в науке и образовании за счет: - упрощения и ускорения процессов обработки, передачи и представления информации; - обеспечения точности и качества решаемых задач; - возможности реализации ранее нерешаемых задач; - сокращения сроков разработки, трудоемкости и стоимости научно-исследовательских работ.

Исходя из задач научных исследований, выделяют следующие основные направления применения компьютерных технологий в этих исследованиях: - сбор и обработка научно-технической информации; - подбор оборудования и экспериментальных установок; - теоретические (математические расчеты, моделирование объектов и процессов) и экспериментальные (управление установками, ввод в ЭВМ данных, обработка сигналов) исследования; - обобщение, оценка, оформление и представление результатов исследований. задач, которая охватывает все этапы технического творчества от анализа технических систем до поиска вариантов решения. На этапе обработки результатов научных исследований наибольшее применением находят программные средства, обеспечивающие выполнение математических расчетов с использованием теории вероятности, теории ошибок, математической статистики, векторного и растрового анализа изображений. Обработка научно-исследовательской информации, которая чаще всего представляется в табличной форме, также весьма эффективно выполняется с использованием табличных процессоров. Электронные таблицы применяются на всех этапах. Информатизация университетского образования - необходимое условие как качественной подготовки будущего специалиста в современных условиях интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий, так и повышения конкурентного уровня самого университета на рынке образовательных услуг. В развитии процесса информатизации образования проявляются тенденции формирования системы непрерывного образования, создания единого информационного образовательного пространства, активного внедрения новых средств и методов обучения, ориентированных на использование технологий обработки данных, текстовой, графической и числовой информации; мультимедиа и «виртуальной реальности»; искусственного интеллекта и дистанционного образования. Существующие в настоящее время средства компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования позволяют реализовать практически весь цикл обучения от лекций до контрольных мероприятий. Применение вычислительной техники в образовании позволяет повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, средства эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, ускорить передачу знаний.

Редактирование рукописей.

· В зависимости от того, как изменяется текст в результате редакционной обработки, различают четыре вида правки: правку-вычитку, правку-сокращение, правку-обработку,

правку-переделку. Основные задачи правки:

· устранить погрешности, сохранившиеся после авторской доработки;

· добиться ясности и четкости формулировок;

· проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

· устранить шероховатости языка и стиля;

· редакционно-техническая обработка рукописи.

При этом предъявляются следующие требования к исправлению текста:

· необходимость правки должна быть доказана;

· правка должна быть ступенчатой;

· все поправки необходимо вносить тщательным образом.

1. Правка-вычитка При этом виде правки задача литературного редактора заключается в том, чтобы сличить текст с наиболее безукоризненным, заслуживающим доверия оригиналом и исправить технические погрешности, если они вкрались в текст. Этому виду правки подвергаются: а) официальные материалы (постановления и решения партийных и государственных организаций, доклады ответственных работников); б) произведения классиков литературы; в) переиздания книг, если они выпускаются без переработки, а также переиздания дефинитивных (от латинского definitivus - точный, окончательно установленный) текстов; г) издания исторических документов. При правке-вычитке необходимо особое внимание уделить более точному транскрибированию имен собственных и географических наименований. На титульном листе и обложке следует исправить номер издания, сверить рубрики текста с оглавлением, проверить нумерацию глав, разделов, параграфов, правильность ссылок, номера таблиц, графиков и формул. Обязательно нужно обратить внимание на последовательность расположения предисловий, если их несколько. Первым помещается предисловие к данному изданию, затем - к предыдущему. Последним, таким образом, окажется предисловие к 1-му изданию. Все выходные данные предыдущего издания, норму и сигнатуру необходимо вычеркнуть. 2. Правка-сокращение. При этом виде правки основной задачей редактора является сокращение текста (без ущерба для содержания), которое может быть вызвано: а) необходимостью уложиться в заданный объем; б) определенными задачами, стоящими перед издателями или составителями; в) недостатками текста, когда его сокращение способствует улучшению качества рукописи. 3. Правка-обработка наиболее широко применяется в редакторской практике. При этом виде правки редактор заменяет неудачные слова и обороты, добивается точности фраз и формулировок, логичности в построении произведения, более

· убедительных аргументов, устраняет все, что вносит путаницу и мешает целостному воздействию произведения на читателя. Но редактор должен сохранить особенности слога и стиля автора. Все серьезные изменения, которые редактор вносит в текст, необходимо согласовать с автором. В газете это иногда сделать не удается. В таких случаях литсотрудник правит текст самостоятельно, сохраняя авторский слог и исправляя лишь то, что противоречит нормам языка и искажает мысль. Все поправки, вносимые редактором в текст, должны быть им логически и научно обоснованы. 4. Правка-переделка применяется в тех случаях, когда редактор работает над рукописью авторов, плохо владеющих литературным языком. Этот вид правки широко распространен в практике газетной работы, в частности отдела писем. Применяется правка-переделка и при издании статей, брошюр, различного рода мемуарной литературы производственников, рационализаторов, тружеников сельского хозяйства. Однако и в данном случае необходимо сохранять специфику авторского стиля.

17. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографи-ческих описаний и ссылок

С 1 июля 2004 года постановлением Государственного комитета Российской Фе-дерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 332-ст в каче-стве национального стандарта Российской Федерации введен в действие межгосу-дарственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиогра-фическоеописание».Он введен взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81. ГОСТ 7.40-82

Библиографическое описание – совокупность данных о важнейших признаках определенного издания или публикации (автор, заглавие, место и год издания, объем и др.). Библиографическое описание содержит библиографические сведе-ния о документе приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования области и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Эти сведения позволяют пра-вильно затребовать нужное издание в библиотеке, найти в каталоге, отразить в библиографических ссылках.

В зависимости от структуры описания различают одноуровневое и многоуровне-вое библиографическое описание.

Одноуровневое описание содержит один уровень. Его составляют на одночаст-ный документ, завершенный многочастный документ в целом, отдельную физиче-скую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа.

Многоуровневое описание содержит два и более уровня. Его составляют на мно-гочастный документ (многотомный или комплектный документ в целом, сериаль-ный или другой продолжающийся ресурс в целом), либо на отдельную физиче-скую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа – один или несколько томов ( выпусков, номеров, частей многотомного комплект-ного документа, сериального или другого продолжающегося ресурса.

В состав библиографического описания входят следующие области:

область заглавия и сведений об ответственности.

область издания.

область специфических сведений.

область выходных данных.

область физической характеристики.

область серии.

область примечания.

Подготовка диссертации к защите. Процедура публичной защиты.

Порядок защиты диссертации.

1. Процедура рассмотрения диссертации по месту выполнения. После того, как диссертация написана и подготовлен машинописный вариант автореферата, дис-сертация должна быть подготовлена к рассмотрению на заседании кафедры вуза, где она выполнялась.

Руководитель организации назначает 2-3 рецензентов из числа специалистов, способных провести квалифицированный анализ диссертации. В число рецен-зентов вносятся не менее одного доктора наук, специалиста по теме диссер-тации. Рецензенты проверяют качество проведения научного исследования и ре-презентативность полученных результатов, научную ценность диссертации и полноту отражения результатов диссертационного исследования в представляе-мых публикациях.

Письменные рецензии на рассмотренную диссертацию должны быть предъявле-ны соискателю за 10 дней до обсуждения диссертации на заседании кафедры.

В рецензии должны найти отражение следующие вопросы:

• актуальность темы исследования и связь с научно-исследовательской работой организации, где выполнялась работа,

• конкретное личное участие автора в получении новых научных результатов,

• степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сфор-мулированных в диссертации,

• вывод о полноте публикации основных положений и результатов диссертацион-ного исследования в научных изданиях,

• научная и практическая значимость полученных результатов исследования и рекомендации по дальнейшему их использованию,

• оценка структуры диссертации, языка и стиля изложения научного материала,

• соответствие темы диссертации специальности, по которой диссертационному совету разрешено принимать диссертации к защите.

При наличии у рецензента практических замечаний по диссертации, они отража-ются в выступлении или письменной рецензии. Рецензент обязан чётко сформу-лировать в своём выступлении вывод: рекомендовать к защите или не рекомендо-вать. Процедура рассмотрения диссертации

• По мере подготовки рецензий руководитель кафедры назначает заседание ка-федры. Открывает заседание и объявляет повестку дня, называет ФИО соискате-ля, тему диссертации и рецензентов.

• Слово предоставляется соискателю для сообщения по теме диссертации. Затем ему задают вопросы по содержанию диссертации, методологии и методике науч-ного исследования, на которые ему необходимо ответить.

• Выступление рецензентов. Ответы соискателя на замечания, предложения и по-желания рецензентов.

• Выступление присутствующих на заседании.

• Подведение итогов дискуссии.

Заключение принимается открытым голосованием простым большинством голо-сов присутствующих на заседании и оформляются в виде выписки из протокола заседания кафедры с указанием процесса рассмотрения.

Организация может принять решение: не рекомендовать диссертацию к защите и рекомендовать соискателю произвести её существенную доработку. Отрицатель-ное заключение, полученное в ходе предварительного рассмотрения на заседании кафедры, не является препятствием диссертационному совету для приёма её к за-щите. Заседание кафедры оформляется протоколом.

2. Представление диссертации в диссертационный совет.

Автор пишет заявление на имя руководителя диссертационного совета, прилагает 3-4 экземпляра диссертации и автореферат, заполняет 2 экземпляра личного листка по учёту кадров, готовит копии документов о высшем образовании, кото-рые могут быть заверены в отделе кадров по месту основной работы соискателя.

3. Предварительное рассмотрение диссертации в диссертационном совете.

4Подготовка к защите. Подготовка соискателя к защите

5. Защита диссертации. Публичная защита соискателем диссертации на диссерта-ционном совете является важным этапом аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Именно в процессе научной дис-куссии на защите диссертации соискатель должен отстоять результаты своего научного труда. Поэтому наличие каких-либо отрицательных отзывов и заклю-чений не может являться препятствием постановки диссертации на защиту.

Публичная защита диссертации должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности о соблю-дения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность всех выводов и рекомендаций научного и практического характе-ра, содержащихся в диссертации. При этом подлинное уважение и внимание к со-искателю выражаются не в преувеличении его заслуг и необоснованных восхва-лениях, а в соблюдении должной требовательности и научной этики.

Схема защиты диссертации:

1. Председательствующий открывает заседание диссертационного совета, изве-щает о количестве присутствующих на заседании совета. Определяется право-мочность заседания. Объявляется повестка дня.

2. Учёный секретарь сообщает о документах, поступивших в совет от соискателя.

3. Соискатель кратко излагает основные положения диссертации. Отвечает на во-просы аудитории.

4. Выступает научный руководитель или консультант с отзывом о работе соиска-теля.

5. Учёный секретарь оглашает письменные отзывы на диссертацию (заключение ведущей организации) и на автореферат. Соискатель отвечает на замечания в от-зыве ведущей организации и отзывах на автореферат.

6. Выступают официальные оппоненты. При выступлении оппонент зачитывает ту часть отзыва, в которой содержатся критические замечания по диссертации, а остальную часть отзыва может излагать в произвольной форме. После выступле-ния каждого оппонента соискателю предоставляется слово для ответа на вопросы и замечания.

7. Заключительное слово предоставляется соискателю. Избирается счётная комис-сия для проведения тайного голосования. Объявляется перерыв и проходит голо-сование. После

перерыва оглашаются итоги голосования, утверждается Заключе-ние совета, проект которого готовит и предоставляет совету соискатель.

Подготовка материалов по защите в ВАК Перечень документов, направляемых в ВАК после защиты диссертации, определен Приложением 14 к Положению о диссертационном совете.

Он включает:

• сопроводительное письмо,

• опись документов.

• справку о выдачи диплома кандидата наук – 2 экз.

• автореферат диссертации – 3 экз.

• стенограмму заседания совета (защиты) – 2 экз.

• заключение совета – 2 экз.9 • регистрационно-учетную карточку – 2 экз.

• ИКД (информационная карта диссертации) – 2 экз.

Кроме этого, подготовленные ранее: • копию документа об образовании, • удо-стоверение о сдаче кандидатских экзаменов, • личный листок по учету кадров, Подготовка вышеприведенного перечня документов и подписание их в диссерта-ционном совете занимают достаточно много времени. Вместе с тем надо уложить-ся в один месяц, это требование ВАК. Документы необходимо готовить тщатель-но как по сути защиты, так и по формальным признакам. Не допускается искаже-ние процедуры защиты и правка диссертации и автореферата по результатам об-суждения.

Участие в научных форумах

Виды докладов:

Пленарный доклад, выполняемый известным ученым. Длительность доклада до 40 минут, вместе с вопросами. Доклад сопровождается мультимедиа презентаци-ей.

Секционный доклад

Все остальные доклады распределены по секциям. Каждый секционный доклад состоит из двух частей: устной и постерной.

Во время первой части докладчику в назначенное время выделяется 10 минут для устного сообщения. Сообщение выполняется непосредственно возле плаката. До-пускается использование мультимедиа с ноутбука докладчика (электрическая ро-зетка предоставляется).

По окончании всех устных сообщений секции производится обсуждение докладов в режиме постерной презентации.

Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Общая структура такого доклада может быть следующей:

Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуаль-ной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем за-ключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на состав-ляющие).

Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах иссле-довательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспери-ментальный характер).

Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связан-ных с получением результатов).

Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую полу-чил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении ре-зультатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фак-там. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстриро-вать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, кон-спективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не бо-лее 4 или 5.

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при напи-сании реферата.

Титульный лист

Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, ука-зываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый во-прос)

Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)

Список литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке «Как написать реферат».

Выступление перед аудиторией.

Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и раз-делов исследовательской работы.

Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.

Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.

Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть при-мерно 120 слов в минуту.

Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируй-те ответы.

Для участия в работе площадок форума необходимо в обозначенный срок направить на e-mail руководителю площадки следующие материалы в указанный срок:

a) заявку по форме;

b) статью (при намерении опубликования), подготовленную в соответствии с тре-бованиями;

c) копию платёжного документа, подтверждающего факт оплаты за публикацию статьи (если такое имеется)

Требование к предоставляемым материалам для публикации

@ Формат: файл MS Word; имя файла – фамилия первого автора (по-русски); размер бумаги – А4; поля – по 2 см со всех сторон.

@ Оформление: шрифт – TimesNewRoman, размер – 14 pt; междустрочный ин-тервал – полуторный; выравнивание – по ширине; выступ первой строки – 1 см.

@ Структура: название (прописными, полужирный, по центру), на следующей строке – инициалы и фамилия автора (-ов) (строчными, по центру), на следующей строке – полное название организации, город (строчными, курсив, по центру), после интервала в одну строку – текст статьи, после интервала в одну строку – список литературы (если имеется) под заглавием Библиографический список.

@ Библиографический список приводится в порядке цитирования; на все пере-численные источники должны быть ссылки в тексте (в квадратных скобках); ис-пользование сносок недопустимо.

@ Графический материал: рисунки в черно-белом исполнении; все линии и точки на рисунках должны быть отчетливо видны при печати; размер текста на рисун-ках – не менее 9 pt; размеры рисунка – не более 110´ 170 мм.

@ Объем: не более 7 страниц.

Самопрезентация – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Виды самопрезентации

1. «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается чело-веком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой об-раз. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в струк-туре общественного сознания. Недостаток: человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации, т. е. индивидуум не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация или же она будет носить негативный характер (бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя).

2. «Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояль-ности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными слова-ми, чтобы завоевать расположение важных для нас людей (и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас), мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».

Внешность оратора - Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.

Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с ауди-торией. Хорошие деловые манеры оратора проявляются в следующем:

n Обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо во-время.

n Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также четкое соблюдение регламента.

n Специально отведенное время для ответов на вопросы.

n Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушате-лей – показатель мастерства и общей культуры оратора.

n Комплименты аудитории – часть этикетной культуры. Например, в начале вы-ступления можно сказать: «Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», «Выступать перед вами – большая честь для меня» и т. п.

n Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории.

Алгоритм самопрезентации

1. Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезен-тации.

2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невер-бального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезен-тации и временным промежутком ее реализации.

3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.

4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной». Помните, что Вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изме-нять Вас же самих, если, конечно, Вы видите смысл в «искусственной самопрезен-тации».

Подготовка и представление доклада. Презентация.

Подготовка доклада.

1. выбор темы научного доклада

2. подбор материалов

3. составление плана доклада. работа над текстом

4. оформление материалов выступления

5. подготовка к выступлению

Вникните в тему доклада. Определите основные проблемы и подумайте, всё ли вам понятно.

Найдите источники, где вы собираетесь брать информацию.Ограничивайте количество источников.Соотносите работу с объёмом доклада, сложностью темы.

Составьте план доклада. Сделайте маленькую вступительную часть, обозначьте тему, кратко расскажите об источниках информации (назовите их), после основной части перейдите к вашим заключительным выводам.

Напишите черновик доклада.

Сделайте два варианта доклада: чистовой вариант и речь, представляющую собой сокращённую версию доклада.

Прорепетируйте защиту доклада, прочтите речь вслух.

Представление доклада

Уже с самого начала выступления докладчик должен установить контакт с аудиторией.Если он произносит 125—145 слов в минуту, он сможет продержать слушателей в напряжении в течение всего выступления, особенно если при этом он использует разнообразные интонации и модуляции голоса что придает его словам дополнительный смысл и силу.

Если выступающий стремится выглядеть естественно, ему даже следует выучить основное содержание своего выступления наизусть,

обладать хорошей дикцией.

Порядок расположения слайдов диктуется логикой выступления, но можно выделить разделы, которые являются общими для любой презентации. К ним относятся:

1. Титульный лист.

2. Содержание презентации. На слайде представляется план презентации.

3.Основная часть презентации, отражающая основные мысли и идеи выступления.

4. Резюме, выводы.

5. Заключительный слайд.

Цели презентации :убеждение или информирование.

Дизайн слайдов должен быть простым. Необходимо, чтобы идея слайда воспринималась с первого взгляда, за 10–15 секунд. Предел для хорошего текстового слайда – 290 знаков, это примерно 30–35 слов. Слайд не следует перегружать рисунками и другими "украшениями" для того, чтобы не усложнять восприятие, не отвлекать внимание от основной мысли, выраженной на нем. Зритель не должен искать главную мысль, она должна быть сразу видна.Использование цвета должно иметь смысл. Цвет применяется для того, чтобы создать настроение, вызвать определенные ассоциации, акцентировать внимание на каком-то элементе слайда, быть символом чего-либо. Использование единой цветовой схемы по всей презентации облегчает возможность создания впечатления целостности выступления и структурной согласованности его частей.

Специальные эффекты должны быть сведены к минимуму.

Общая схема хода научного исследования.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. В применении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться па понятии "проблема" более подробно.

Таким образом, если соискателю1 удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели2.

Описание процесса исследования — основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил3.

Очень важный этап хода научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

3. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Общая характеристика.

Метод – конкретный способ получения новых знаний и решения задач в рамках любой науки.

Понятие метод - от греческого слова «методос», т.е. путь к чему-либо.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.

Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Понятие метода следует отграничивать от понятия методики научного исследования.

Методика - это совокупность способов и приемов познания. Можно сказать, что методика – это конкретизация метода, доведение его до алгоритма, четкого пошагового описания способа получения нового знания.

Методология – система базовых принципов, методов и средств научного исследования.

Правильно выбранная методология обеспечивает эффективность исследования.

Каждая наука имеет свою методологию.

Также есть уровень всеобщей методологии.

Общенаучные методы познания:

Индукция - движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция - выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.

Аналогия - способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т.п.).

Идентификация – отождествление изучаемого объекта с каким-либо образцом, моделью, архетипом.

АРХЕТИП - от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первоначальный образ, идея. Понятие архетипа широко используется в аналитической психологии К.Г. Юнга (1875–1961) для характеристики всеобщих образов коллективного бессознательного.

Сравнение – метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Экстраполяция – распространение обнаруженных в одной сфере тенденций и закономерностей на другую сферу.

Эмпирические методы: наблюдение

Наблюдение – способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту различают простое и включенное наблюдение. Простое - наблюдение со стороны. Включенное - исследователь открыто или инкогнито включается в качестве участника.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, его называют полевым, а если условия были специально созданы - лабораторным.

Наблюдение обеспечивает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

непосредственным, когда исследователь сам воспринимает и указывает признаки объекта;

опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Широко применяется в статистике для определения степени изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

Эксперимент – это искусс

Наши рекомендации