Педагогическое проектирование. Роль учителя географии в проектной деятельности обучающихся.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с обучающимися) или коммуникативная.
Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Кратко остановимся на истории развития теории и практики педагогического проектирования и технологии. История это непростая. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах: системотехнике, методах исследования операций, теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике. Эти дисциплины построены на теории конструирования, связывающей так или иначе технику и человека.
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Педагогическая система – это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
Педагогический процесс и педагогические ситуации. Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию обучающихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него – в рамках определенной подсистемы.
Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций входит в проектирование самого процесса.
Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций.
Этапы педагогического проектирования:
Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Принципы педагогического проектирования:
1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций – является главным.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Работа над проектом позволяет нам выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя. При этом, конечно, изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Роль учителя:1)повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели;2) может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;3) компетентен в нескольких (не во всех!) областях;4) может четко спланировать и реализовать проект;5) организует обсуждение способов преодоления
возникающих трудностей путем косвенных, наводящих
вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную
связь;6) поддерживает групповой процесс решения проблем;7) дает четкий анализ результатов как выполненного проекта
в целом, так и отдельных его этапов
25.современные педагогические технологии географического образования.
Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности.
Главными признаками технологии обучения считают:
1.четкая постановка учебных целей, задач, осознание значимости изученного материала, мотивация учебной деятельности школьников;
2.построение последовательной поэлементной процедуры, достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности;
3.обучение по образцам (тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (приемов учебной работы);
4.организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;
5.широкое применение различных форм тестовых заданий для проверки результатов обучения.
Виды учебных технологий делятся на три группы:
1.Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки общеучебных, специальных умений.
2.Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление индивидуального субъективного опыта ребенка (субъективная основа с установкой на саморазвитие личности) (Якиманская И.С.).(дифференцированное обучение;коллективное взаимообучение;полное усвоение знаний;модульного обучения.)
3. Технология развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников.
Модульная технология.
Основная идея-ученик должен учиться сам.Модуль-это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Структура модульной программы :Модуль 1го порядка учебный элемент- этапы урока, или это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно,2го порядка (урок),3го порядка (тема),4го порядка (содержание курса),5го порядка (учебный предмет).Задачи ученика при работе с модулем:-цели усвоения модуля (урока)и каждого УЭ ;-задания для выполнения разного сложности;-материалы для работы (ссылки на источники, приложения);-указания на вид и форму работы (как овладеть учебным мат-лом: выучить, составить конспект, решить задачу и пр);-контроль, определяющий степень усвоения учеб. материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся).Задачи учителя при работе с модулем:-оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деят-тью учащихся через модули.-уточнение модулей при практич.работе с ними.-контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.
Технология применения опорных сигналов.Идею применения опорных сигналов разработал В.Ф.Шаталов. Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоре материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально
яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.
Примерный порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных
слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,
использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.
Т р е б о в а н и я к составлению логических схем:
- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);
- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные,
вспомогательные и т.д.)
-наглядность схемы(цветовое решение и т.п.).
Игровая технология. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР: По месту проведения - урочные и внеурочные. По дидактической цели - игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности - индивидуальные и коллективные. По характеру действий и содержанию следующая классификация: Игры-естесственные- для детей, животных Искусственные-академические (имитационные (ролевые), неимитационные( учебные))- неакадемические.
Для организации дидактической игры характерен ряд этапов. 1.Подготовительный- осущ-ся планирование, опр-ся содержание материала и время необх-ое на проведение игры, готовятся раздат.материалы. Учитель м.познак-ть с общим сценарием игры, правилами.
2.Организационный- шк-ки знакомятся с целью игры, проблемами, необх-ой инфой. Объяс-ся правила, её особенности, план проведения, критерии оценки резуль-ов. Делятся на гр.. Затем знакомятся с задачами, кот. им предстоит выполнить. 3.Проведение игры- совершается запланированное сценарием действие. Учитель следит за тем, чтобы все участники гр.могли высказать своё мнение, дать ответ. При необх-ти учитель оказывает помощь в понимании проблем, определении путей решения учебных задач. Больш.знач. им. создание благопр-го эмоционального фона, серьёзное отношение, деловой настрой участников.4.Подведение итогов - организуется дискуссия, коллективное обсуждение. Происходит обмен мнением и опытом, высказываются критические замечания, вырабатываются обобщающие выводы. Учитель подводит итоги, осущ-ся оценка, предлагается оценить свою работу и работу членов группы.
Игровая технология позволяет создать условия для формирования всех четырёх компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру