Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

В 8 классе развиваются исследовательские и проектные умения, сформированные на предшествующих этапах изучения литературы.

Напомним, что наша позиция -- признание принципиального различия между категориями «проект» и «исследование». Исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания, организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины. Результат исследования, также в соответствии с традициями академической культуры, отражается в письменных или устных текстах. Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения, не имеет жёсткой регламентации последовательности действий. Результат проектной деятельности может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем.

В курсе 8 класса продолжаются уроки-исследования «Постигаем секреты художественного текста», а также уроки, посвящённые реализации конкретного проекта. Цель этих занятий – формирование исследовательского (или проектного) мышления учащихся, развитие аналитических умений школьников. Учителю необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к организации исследовательской и проектной деятельности: выявлять склонность учащихся к одному или к другому виду деятельности, допускать выбор учащимися формы выполнения исследовательского или проектного задания, поощрять результативные «попытки» выполнения заданий.

Так же, как и в учебниках 5 – 7 классов, в учебнике 8 класса после каждого изученного раздела содержатся формулировки тем возможных исследований или проектных работ. Напомним, что в учебнике 7 класса была представлена памятка «Как подготовиться к конференции и организовать её проведение».

Однако в учебнике 8 класса появляются принципиально новые подходы и учебные задачи, которые позволяют начать более сложный этап обучения исследовательской деятельности: приобщают учащихся к принципам научного познания, академической культуры.

1. Каждый раздел учебника представляет собой своеобразную модель исследовательской деятельности: в начале раздела формулируется цель исследования (разрешение познавательного противоречия), а также конкретные задачи, направленные на достижение этой цели. Например:

Жанр жития в древнерусской литературе

Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос: Согласны ли вы с утверждением академика Д.С. Лихачева, исследователя древнерусской культуры, полагавшего, что вся древнерусская литература – это литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни?»

Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:

· Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Приведите примеры произведений этих жанров. О чем и о ком они повествуют?

· Что такое житие? Каков канон житийной литературы? Кто из выдающихсяагиографов вам известен? Как он работал над своими произведениями?

· Какие события положены в основу сюжета «Жития преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца»?

Чтение, анализ произведений, входящих в каждый раздел, изучение текстов учебника, конспектирование представленной в учебнике научной литературы, выполнение учебных задач являются, таким образом, адаптированными для школьников этапами научной (исследовательской) деятельности.

2. В конце каждого раздела учебника помещен подраздел «Учимся работать с научной литературой». Раздел методически продуман как постепенно (от автора к автору) усложняющаяся учебная задача. В нем приводится фрагмент литературоведческой или публицистической статьи, связанной с идеей данного раздела. К фрагменту статьи даются специальные задания, организующие пошаговое овладение умением конспектировать научные тексты.

3. В конце каждой части учебника в Приложении I помещена памятка «Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе»; в Приложении II – «Список литературы, рекомендуемой для выполнения исследовательских или проектных работ».

Рекомендации по использованию электронных учебных материалов

Напомним то, что уже было отмечено нами в методическом пособии для учителя. Одна из традиционных сверхзадач методики преподавания любого предмета – экономия времени ученика. Поэтому работу с электронным приложением надо организовывать не ради «моды» и «необходимости», а с целью оптимизировать учебную деятельность школьников. Не будем забывать: первичными для постижения литературы являются «бумажные» тексты, медленное чтение с карандашом в руке, перечитывание, пометы на полях и т. д. Ни в коем случае не подменяем учебник электронным пособием.

Полагаем, что при изучении литературы электронное приложение помогает ученику в следующих основных случаях:

- быстро найти информацию, выходящую за пределы пространства учебника (сведения об авторах, полный текст учебника, критические статьи и пр.) – для этого в электронном приложении существует специальная система ссылок;

- подобрать качественный иллюстративный материал (также через систему ссылок);

- запоминать слова из раздела «Проверь себя» -- для этого в электронном приложении нами разработаны специальные кроссворды;

- проводить самостоятельное исследование или осуществлять проектную деятельность. Большую помощь в решении данной задачи оказывает именно электронное приложение к учебнику, содержащее ссылки на источники художественных и научных текстов.

Наши рекомендации