Вопрос 14 Урок географии. Методика подготовки учителя географии к уроку
Урок географии является традиционной формой коллективного обучения. Эффективность урока зависит от углубленного понимания его целевых функций, возможностей совершенствования средств и способов организации учебной деятельности, но также от поиска вариативности структуры урока. Поэтому самая яркая особенность урока географии заключается в единстве его нормативного и творческого характера. Отсюда следует, что урок географии обладает гибкой структурой и бесконечным числом оттенков, что достигается различными педагогическими способами.
Структура урока географии определяется его целевыми задачами по усвоению знаний, формированию умений, стимулированию интеллектуальных способностей учеников, воспитательными функциями. Тем самым урок обретает гибкий характер, он нацелен на приобщение школьников к самостоятельной развивающей деятельности. Поэтому показателем качества урока географии становится не столько научная эрудиция учителя, сколько разнообразие приемов, с помощью которых активизируется познавательная и творческая деятельность учащихся, формируются их личностные качества.
В зависимости от содержания и дидактических целей уроки географии можно разделить на несколько типов: вводный; урок изучения нового материала; урок закрепления знаний и формирования умений; повторно- обобщающий; контрольно-проверочный; комбинированный. Наибольшее распространение в педагогической практике получил комбинированный урок. Обычно он несет в себе несколько дидактических целей и отличается структурным разнообразием. Не теряют своей важной роли и другие типы уроков.
В зависимости от ведущего метода урок географии можно превратить в урок-лекцию, урок-конференцию, урок-диспут, урок-викторину, урок- путешествие, игровой урок и т. д. В практике обучения географии апробирован также интегрированный (межпредметный) урок. Широко используется в настоящее время проблемный урок. Он обладает структурой, соответствующей этапам поисковой деятельности: постановка учебной проблемы, актуализация необходимых знаний, выдвижение гипотезы, варианты решения, проверка полученных результатов. В условиях проблемного урока имитируется ситуация научного или практического поиска, развивающая творческие качества личности обучающегося.
В ходе учебного процесса на уроке географии может использоваться фронтальная, групповая или индивидуальная организация учащихся. Каждая из них имеет особенности и зависит от целей и характера урока.
Урок географии в настоящее время необходимо рассматривать в контексте личностно ориентированного обучения. Здесь надо учитывать, что в педагогическом процессе приоритетным становится самостоятельное познание учащихся, требующее индивидуализации обучения. Следовательно, обязательным становится дифференцированное (уровневое) обучение, ориентированное на конкретную личность учащегося.
Таким образом, интенсивный поиск новых форм организации учебной деятельности породил специальный термин в теории и методике обучения географии — современный урок.
Современный урок географии
Современный урок нередко противопоставляется уроку традиционного типа. В чем их различия?
Первым показателем здесь выступают цели урока. В условиях традиционного урока главная цель — усвоение знаний и формирование умений. Основная цель современного урока — развитие личности школьника в опоре на знания и умения. То есть цель современного урока географии простирается от статичных компонентов дидактики к универсальной идее всестороннего развития личности. В этом случае происходит необходимый психологический переход обучаемого «от мира сигнала к миру смысла». Тем самым ученик и его сознание становятся предметной частью современного урока.
Второй показатель заключается в изменении роли учителя в процессе обучения. На традиционном уроке основная функция педагога заключается в передаче учебной инфоромации и создании условий для ее усвоения. Здесь активен только учитель. На современном уроке его обязанность заключается в организации учебной деятельности школьников. Учитель определяет и мотивирует цели урока, формулирует задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы Поэтому главным признаком современного урока является самостоятельная деятельность учащихся, решение учебных задач и проблем.
Третье отличие — изменение характера отношений между учителем и учащимися в процессе обучения. На традиционном уроке преобладает авторитарный стиль общения. Современный урок характеризуется атмосферой педагогического сотрудничества и сотворчества. Это может быть выражено в выборе различных форм учебной деятельности на уроке, а также в передаче некоторых функций учителя учащимся.
Четвертый признак — логика построения учебного процесса и распределения времени. В этом смысле современный урок обладает композиционной структурой, демонстрирующей слияние его элементов и этапов. Применение знаний из заключительного звена урока превращается в начальное, а самостоятельная работа учащихся организуется на всех этапах, поэтому современный урок отличается интегрированным содержанием и часто носит межпредметный характер.
Пятый признак связан с особенностями общения учащихся на уроке. В современных условиях коллективной учебной деятельности акцент должен ставиться на развитие индивидуальных особенностей школьников. Поэтому общение учащихся на уроке должно быть интерактивным. Существенным признаком современного урока при этом становится оперативная связь с текущими событиями.
Таким образом, современный урок географии ориентирован на приобщение учащихся к систематической самостоятельной работе творческого характера. Современный урок требует создания особого психологического климата солидарного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на формирование личностных качеств школьника.
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Самостоятельной считается такая работа, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя. Самостоятельной может быть работа с учебником, картой, дополнительной литературой, документами, информационными материалами и т. д. По содержанию самостоятельные работы делятся на воспроизводящие, поисковые, творческие, Воспроизводящие работы требуют от учащегося главным образом репродуктивных действий при выполнении типовых задач и упражнений. Поисковые работы побуждают к активному осмыслению учебного материала, выполнению логических операций, нахождению вариативных решений учебных задач. Творческие работы отличаются высокой интенсивностью самостоятельной познавательной деятельности, продуктом которой являются собственные смысловые суждения и оценки.
По дидактическому назначению самостоятельные работы можно разделить на самостоятельные работы по изучению нового материала, по закреплению полученных знаний и контролирующие. По уровню самостоятельности учащихся работы могут выполняться по образцу, реконструктивно, в частично-поисковом или исследовательском режиме. С точки зрения индивидуализации самостоятельные работы бывают общеклассные, групповые и индивидуальные. По форме выполнения они делятся на урочные и домашние.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, побуждающий учащегося к активной познавательной деятельности. Организация самостоятельной работы требует от учителя тщательно продуманной методики.
Подготовка учителя к уроку географии
Урок географии — это такт учебного процесса, содержание которого заключается в постоянном педагогическом поиске. Поэтому любой урок является становлением, а не логически доступным ставшим. Указанное существо урока должно фигурировать во главе каждого дидактического рассмотрения и действия.
Урок географии — это также демонстрация профессиональных качеств учителя. Деятельность педагога на уроке выражает часть его облика, экспрессивных проявлений и определенной культуры. Тем самым урок воплощает практически все элементы учебно-воспитательной системы и является не только рациональной конструкцией, но творческим произведением. Урок всегда воплощает авторскую идею учителя и его индивидуальный стиль. Их воздействие в любой ситуации остается неизменным и почти никогда не теряет своей силы. Поэтому учитель должен умело конструировать сценарий урока, предвосхищать возможные (или планируемые) си гуа- ции учебного процесса, опираться на основные дидактические правила и факты. Иными словами, педагогические законы обретают силу во время урока, только преломляясь через личность учителя. Следовательно, подготовка учителя к уроку играет исключительно важную роль.
Подготовку учителя к уроку географии можно условно разделить на опосредованную и непосредственную. Опосредованная, или предварительная, подготовка осуществляется непрерывно. Она связана с накоплением знаний, впечатлений, опыта, погружением в культуру и эмпирическую данность. Непосредственная, или текущая, подготовка включает изучение программно-методического комплекса, научной и учебной литературы, дидактических материалов.
Непосредственная подготовка учителя к уроку начинается с составления тематического плана. Тематическое планирование является основой организации учебного процесса. Тематический план отражает требования стандарта образования, направленные на освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание качеств личности и применение знаний и умений в повседневной жизни. Тематический план позволяет наметить общую систему профессиональной деятельности учителя. Поэтому тематическое планирование требует серьезных педагогических размышлений.
Тематическое планирование определяет также поурочное проектирование учебной дисциплины. Поурочный план предназначен для эффективной реализации основных принципов дидактики, апробации инновационных идей. Проектирование уроков — это процедура, которая состоит в теоретическом осмыслении и описании планируемой педагогической реальности в форме конкретных действий участников обучающего цикла. В итоге урок становится сущностным компонентом процесса решения учебно- воспитательных задач, самовыражением педагога, направленным на развитие образовательной практики.
Таким образом, тематическое и поурочное планирование отражают специфическую деятельность учителя, имеющую самостоятельный смысл. Особая роль тематического и поурочного планирования заключается в их инвариантном практико-ориентированном характере, предметной целостности и алгоритмичности реализации. Тематический и поурочный план требуют обязательного взаимопонимания автора и пользователей, но также сотворчества в педагогическом процессе.
Качество урока и всей учебно-воспитательной системы во многом зависит от егремления и умения учителя осуществлять педагогическую рефлексию. Педагог обязан анализировать и адекватно оценивать свою деятельность, не только выявлять достижения, но и видеть недостатки своей работы, находить резервы для улучшения урока.