Вопрос 14 Урок географии. Методика подготовки учителя географии к уроку

Урок географии является традиционной формой коллективного обуче­ния. Эффективность урока зависит от углубленного понимания его целе­вых функций, возможностей совершенствования средств и способов орга­низации учебной деятельности, но также от поиска вариативности струк­туры урока. Поэтому самая яркая особенность урока географии заключает­ся в единстве его нормативного и творческого характера. Отсюда следует, что урок географии обладает гибкой структурой и бесконечным числом от­тенков, что достигается различными педагогическими способами.

Структура урока географии определяется его целевыми задачами по усвоению знаний, формированию умений, стимулированию интеллекту­альных способностей учеников, воспитательными функциями. Тем самым урок обретает гибкий характер, он нацелен на приобщение школьников к самостоятельной развивающей деятельности. Поэтому показателем качест­ва урока географии становится не столько научная эрудиция учителя, сколько разнообразие приемов, с помощью которых активизируется позна­вательная и творческая деятельность учащихся, формируются их личност­ные качества.

В зависимости от содержания и дидактических целей уроки географии можно разделить на несколько типов: вводный; урок изучения нового ма­териала; урок закрепления знаний и формирования умений; повторно- обобщающий; контрольно-проверочный; комбинированный. Наибольшее распространение в педагогической практике получил комбинированный урок. Обычно он несет в себе несколько дидактических целей и отличается структурным разнообразием. Не теряют своей важной роли и другие типы уроков.

В зависимости от ведущего метода урок географии можно превратить в урок-лекцию, урок-конференцию, урок-диспут, урок-викторину, урок- путешествие, игровой урок и т. д. В практике обучения географии апроби­рован также интегрированный (межпредметный) урок. Широко использу­ется в настоящее время проблемный урок. Он обладает структурой, соот­ветствующей этапам поисковой деятельности: постановка учебной про­блемы, актуализация необходимых знаний, выдвижение гипотезы, вариан­ты решения, проверка полученных результатов. В условиях проблемного урока имитируется ситуация научного или практического поиска, разви­вающая творческие качества личности обучающегося.

В ходе учебного процесса на уроке географии может использоваться фронтальная, групповая или индивидуальная организация учащихся. Каж­дая из них имеет особенности и зависит от целей и характера урока.

Урок географии в настоящее время необходимо рассматривать в кон­тексте личностно ориентированного обучения. Здесь надо учитывать, что в педагогическом процессе приоритетным становится самостоятельное по­знание учащихся, требующее индивидуализации обучения. Следовательно, обязательным становится дифференцированное (уровневое) обучение, ори­ентированное на конкретную личность учащегося.

Таким образом, интенсивный поиск новых форм организации учебной деятельности породил специальный термин в теории и методике обучения географии — современный урок.

Современный урок географии

Современный урок нередко противопоставляется уроку традиционно­го типа. В чем их различия?

Первым показателем здесь выступают цели урока. В условиях тради­ционного урока главная цель — усвоение знаний и формирование умений. Основная цель современного урока — развитие личности школьника в опоре на знания и умения. То есть цель современного урока географии простирается от статичных компонентов дидактики к универсальной идее всестороннего развития личности. В этом случае происходит необходимый психологический переход обучаемого «от мира сигнала к миру смысла». Тем самым ученик и его сознание становятся предметной частью совре­менного урока.

Второй показатель заключается в изменении роли учителя в процессе обучения. На традиционном уроке основная функция педагога заключается в передаче учебной инфоромации и создании условий для ее усвоения. Здесь активен только учитель. На современном уроке его обязанность заключается в организации учебной деятельности школьников. Учитель оп­ределяет и мотивирует цели урока, формулирует задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы Поэтому главным при­знаком современного урока является самостоятельная деятельность уча­щихся, решение учебных задач и проблем.

Третье отличие — изменение характера отношений между учителем и учащимися в процессе обучения. На традиционном уроке преобладает ав­торитарный стиль общения. Современный урок характеризуется атмосфе­рой педагогического сотрудничества и сотворчества. Это может быть вы­ражено в выборе различных форм учебной деятельности на уроке, а также в передаче некоторых функций учителя учащимся.

Четвертый признак — логика построения учебного процесса и рас­пределения времени. В этом смысле современный урок обладает компози­ционной структурой, демонстрирующей слияние его элементов и этапов. Применение знаний из заключительного звена урока превращается в на­чальное, а самостоятельная работа учащихся организуется на всех этапах, поэтому современный урок отличается интегрированным содержанием и часто носит межпредметный характер.

Пятый признак связан с особенностями общения учащихся на уроке. В современных условиях коллективной учебной деятельности акцент должен ставиться на развитие индивидуальных особенностей школьников. Поэто­му общение учащихся на уроке должно быть интерактивным. Существен­ным признаком современного урока при этом становится оперативная связь с текущими событиями.

Таким образом, современный урок географии ориентирован на при­общение учащихся к систематической самостоятельной работе творческого характера. Современный урок требует создания особого психологического климата солидарного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на формирование личностных качеств школьника.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Самостоятельной считается такая работа, которая выполняется уча­щимися по заданию и под контролем учителя. Самостоятельной может быть работа с учебником, картой, дополнительной литературой, докумен­тами, информационными материалами и т. д. По содержанию самостоя­тельные работы делятся на воспроизводящие, поисковые, творческие, Вос­производящие работы требуют от учащегося главным образом репродук­тивных действий при выполнении типовых задач и упражнений. Поиско­вые работы побуждают к активному осмыслению учебного материала, вы­полнению логических операций, нахождению вариативных решений учеб­ных задач. Творческие работы отличаются высокой интенсивностью самостоятельной познавательной деятельности, продуктом которой являются собственные смысловые суждения и оценки.

По дидактическому назначению самостоятельные работы можно раз­делить на самостоятельные работы по изучению нового материала, по за­креплению полученных знаний и контролирующие. По уровню самостоя­тельности учащихся работы могут выполняться по образцу, реконструк­тивно, в частично-поисковом или исследовательском режиме. С точки зре­ния индивидуализации самостоятельные работы бывают общеклассные, групповые и индивидуальные. По форме выполнения они делятся на уроч­ные и домашние.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, побуждающий учащегося к активной познавательной деятельности. Орга­низация самостоятельной работы требует от учителя тщательно продуман­ной методики.

Подготовка учителя к уроку географии

Урок географии — это такт учебного процесса, содержание которого заключается в постоянном педагогическом поиске. Поэтому любой урок является становлением, а не логически доступным ставшим. Указанное существо урока должно фигурировать во главе каждого дидактического рассмотрения и действия.

Урок географии — это также демонстрация профессиональных ка­честв учителя. Деятельность педагога на уроке выражает часть его облика, экспрессивных проявлений и определенной культуры. Тем самым урок во­площает практически все элементы учебно-воспитательной системы и яв­ляется не только рациональной конструкцией, но творческим произведени­ем. Урок всегда воплощает авторскую идею учителя и его индивидуальный стиль. Их воздействие в любой ситуации остается неизменным и почти ни­когда не теряет своей силы. Поэтому учитель должен умело конструиро­вать сценарий урока, предвосхищать возможные (или планируемые) си гуа- ции учебного процесса, опираться на основные дидактические правила и факты. Иными словами, педагогические законы обретают силу во время урока, только преломляясь через личность учителя. Следовательно, подго­товка учителя к уроку играет исключительно важную роль.

Подготовку учителя к уроку географии можно условно разделить на опосредованную и непосредственную. Опосредованная, или предваритель­ная, подготовка осуществляется непрерывно. Она связана с накоплением знаний, впечатлений, опыта, погружением в культуру и эмпирическую данность. Непосредственная, или текущая, подготовка включает изучение программно-методического комплекса, научной и учебной литературы, ди­дактических материалов.

Непосредственная подготовка учителя к уроку начинается с составле­ния тематического плана. Тематическое планирование является основой организации учебного процесса. Тематический план отражает требования стандарта образования, направленные на освоение знаний, овладение уме­ниями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся, воспитание качеств личности и применение знаний и умений в повседневной жизни. Тематический план позволяет на­метить общую систему профессиональной деятельности учителя. Поэтому тематическое планирование требует серьезных педагогических размышле­ний.

Тематическое планирование определяет также поурочное проектиро­вание учебной дисциплины. Поурочный план предназначен для эффектив­ной реализации основных принципов дидактики, апробации инновацион­ных идей. Проектирование уроков — это процедура, которая состоит в тео­ретическом осмыслении и описании планируемой педагогической реаль­ности в форме конкретных действий участников обучающего цикла. В ито­ге урок становится сущностным компонентом процесса решения учебно- воспитательных задач, самовыражением педагога, направленным на разви­тие образовательной практики.

Таким образом, тематическое и поурочное планирование отражают специфическую деятельность учителя, имеющую самостоятельный смысл. Особая роль тематического и поурочного планирования заключается в их инвариантном практико-ориентированном характере, предметной целост­ности и алгоритмичности реализации. Тематический и поурочный план требуют обязательного взаимопонимания автора и пользователей, но также сотворчества в педагогическом процессе.

Качество урока и всей учебно-воспитательной системы во многом за­висит от егремления и умения учителя осуществлять педагогическую реф­лексию. Педагог обязан анализировать и адекватно оценивать свою дея­тельность, не только выявлять достижения, но и видеть недостатки своей работы, находить резервы для улучшения урока.

Наши рекомендации