II. Изучение нового материала

Урок географии 6 класс

Автор: Головач Людмила Леонидовна

Учитель географии и биологии

СШ № 25 с .Родниковское

Осакаровского района, Карагандинской области

Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных пород и полезных ископаемых.

Задачи:

1. Продолжить формирование представлений о строении земной коры,

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», наиболее распространенных горных пород, свойства горных пород и минералов.

3. Создать условия для развития речи, умений работать в группе, умений проектной деятельности.

4. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: коллекции горных пород и минералов, физическая карта мира, мультимедийный проектор, компьютер, видеоролик.

Некоторые обучающиеся заранее получили задание провести опыт в домашних условиях по предложенной учителем инструкции, а также подготовить отчет о проделанной работе в произвольной форме (презентация, фото- или видеоотчет, устный рассказ и т.д.)

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и плана ее достижения).

II. Изучение нового материала

- Что называется литосферой?

- Из каких частей она состоит?

( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю часть мантии).

- Какое строение имеют земная кора и мантия?

Мантия находится вокруг ядра и составляет основную массу Земли. Ее мощность до 2900км. Температура до 2500 градусов. Состоит из тяжелых минералов, содержащих железо. Вещество мантии находится в твердом состоянии, за исключением мягкой внешней части.

Земная кора. Внешняя оболочка Земли, состоит из различных горных пород. Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного, базальтового. Мощность Земной коры под океанами от 5 до 10 км, 35-45км на суше и до 75км в горных районах.

- Что такое горные породы? Приведите пример известной вам горной породы

Горные породы - это вещества, из которых состоит земная кора.

- Что такое минералы?

Минералы - природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.

Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.

В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.

И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.

Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.

По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические, осадочные, метаморфические.

Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли.

1 группа инсценирует извержение вулкана:

Материалы:

ü Пластилин

ü Пустой контейнер от фотопленки

ü 1 столовая ложка пищевой соды

ü Столовая ложка уксуса

Ход опыта:

  1. Учащиеся заранее вылепили из пластилина «вулкан»
  2. Сделали отверстие на вершине вулкана. Отверстие должно быть достаточно большим, чтобы в него поместилась пустая баночка от фотопленки.
  3. Вставили пустой контейнер в отверстие.
  4. Сначала добавили в пустую баночку пищевую соду, затем уксус. Отступили на шаг назад и наблюдали, как вулкан оживет.

Глубинные:

  1. Образуются из магмы в глубине земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит медленно.
  3. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
  4. Породы кристаллические, плотные.

Излившиеся:

  1. Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит быстро.
  3. Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
  4. Горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.

2 группа учеников за неделю до урока получили задание с помощью подручных средств создать осадочную горную породу по инструкции предложенной учителем, а затем рассказать о том, что получилось.

Материалы:

ü Стеклянная банка

ü Цемент

ü Песок

ü Гипс

ü Вода

ü Пищевой краситель

Инструкция:

    1. Заполняют банку водой
    2. Засыпают в нее слой цемента толщиной примерно 4 см.
    3. Оставить на 2 дня
    4. Засыпать еще один слой, на этот раз из песка, смешанного с цементом. Оставить затвердевать.
    5. Засыпать еще на один слой, на этот раз из гипса и песка. Оставить затвердевать.
    6. Налить немного воды с пищевым красителем.
    7. Насыпать еще один слой гипса и песка. Дать ему затвердеть.
    8. Удалить банку (попроси взрослого сделать это.)

Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

  1. ветра,
  2. текучих вод,
  3. колебаний температуры
  4. и других воздействий разрушаются скалы.

Осадочные химического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ.

Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.

Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.

Известняк – мрамор,

Песчаник – кварцит,

Гранит – гнейс

(просмотр видеоролика об образовании метаморфических горных пород)

До сих пор шел рассказ о твердых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные — природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

1.Что называется полезными ископаемыми?

(Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Работа со схемой «Классификация полезных ископаемых».

III. Закрепление материала:класс делится на 4 команды.

Узнай горные породы.

Каждой команде предлагаются образцы горных пород из коллекции: торф, уголь, калийная соль, гранит, мрамор, медный колчедан, асбест, слюда, известняк, каменная соль, бурый железняк, красный железняк, пемза. (Учащиеся распознают горные породы с помощью определителя)

Наши рекомендации