По ознакомлению с природой младших школьников
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, и она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, то для этого педагоги используют разнообразные формы деятельности.
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребёнка положительной Я - концепции, которая характеризуется тремя факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б) убеждённостью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственной значимости.
Положительная Я – концепция характеризует позитивное отношение ребёнка к самому себе и объективность его самооценки.
2.Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребёнок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально – одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребёнка, необходимых умений и навыков.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.
5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счёте, направлена на повышение эффективности учебного процесса.
Перечисленные задачи определяют основные формы внеклассной работы в достижении её основной цели и носят характер общих положений.
Внеклассная деятельность в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Для проведения внеклассной работы не требуется полного состава класса. К таким формам внеклассной учебной работы относят предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и другие.
Формы внеклассной работы –это те условия, в которых реализуется её содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создаёт сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложенный классификации объекты воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы).
Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из методических источников, опыта педагогических работников, литературы или из телевидения.
Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить её воспитательное значение с позиции её цели, задачи, функций:
а) Массовые формы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Они позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив. Они способствуют развитию у детей умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнования, игра требует непосредственной активности каждого. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.
Эти массовые формы внеклассной работы можно разделить на две большие группы, которые отличаются характером деятельности детей.
· Первая группа – фронтальные формы. Деятельность детей организована по принципу «рядом», т.е. они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одну и ту же деятельность самостоятельно.
· Вторая группа форм организации внеклассной деятельности детей характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого участника зависит успешность действия всех.
Оба направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. К формам массовой воспитательной работы относятся праздники, утренники, экскурсии, коллективные творческие дела и т.д. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Широко используются конкурсы, олимпиады.
Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении. Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные экскурсии, текущие и итоговые.
б) Групповые формы способствуют выполнению и развитию интереса и творческих способностей в определённой области науки, искусство, спорте. Наиболее распространены такие формы, как кружки и секции. В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и т.д. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки.
в) Индивидуальные формы. Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка доклада, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей детей. Так же индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности, вдумчивости. Основополагающим условием её эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:
1. Полное принятие ребёнка, т.е. его чувств, переживаний, желаний.
2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определённого результата.
3. Понимание внутреннего состояния ребёнка требует от учителя умения читать невербальную информацию посылаемую ребенком.
4. Не давать советов, если в них не нуждаются.
К индивидуальным формам относятся:
· наблюдения за объектами,
· дневник наблюдений
Ниже приведем некоторые виды внеклассной работы по начальному естествознанию с младшими школьниками.