Обусловленность и задачи ознакомления младших школьников с природой

Предшествующий опыт становления и развития начального есте­ственнонаучного образования и проведенные научные исследования свидетельствуют о необходимости и возможности ознакомления младших школьников с природой. Не повторяя хода становления и развития начальных естествознания и географии, приведем в до­казательство лишь некоторые весьма убедительные высказывания. М. В. Ломоносов: «... мне натура — мать ... знания в оной тщусь ис­кать». И далее: молодым людям он советует прилагать «крайнее ста­рание к естественных вещей познанию»1. В. Ф. Зуев: «Нет почти человека, которому бы познание вещей естественных не было нуж­но»2. А. И. Герцен: «Нам кажется почти невозможным без естество­ведения воспитать действительно мощное умственное развитие»3. К. Д. Ушинский: «... считаю эти предметы (предметы природы — авт.) самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности»4. В. П. Вахтеров: «Что же касается начального образования, то нет дру­гого предмета, который мог бы более заинтересовать учащихся... как естествоведение»5. Д. Н. Кайгородов: «... это было какое-то громадней­шее недоразумение — изгнание природы из школы — недоразумение, пе­ред которым наши потомки будут только руками разводить»6. Б. Е. Рай­ков: «Человек, не знающий основ естествознания, подобен слепцу, который не может разобраться в окружающем и бродит ощупью»7.

1 Цитируется по книге В. В. Бобровниковой «Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова», - М., 1961. - С. 20-22.

2 Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. — М.; Л., 1955. — С. 242.

Герцен А. И. Избранные педагогические высказывания. — М., 1951. — С. 67. * Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения — М., 1968. — С. 207. 5 Вахтеров В. П. Предметный метод общения — М., 1918. — С. 35.

Кайгородов Д. Я. На разные темы, преимущественно педагогические. — СПб., 1907. —

7 Райков Б. Е. Методика естествознания. — М.; Л., 1947. — С. 9.




Перечень подобных высказываний можно было бы продолжить. Но уже из него можно сделать вывод о том, что налицо исторический аспект обусловленности естественнонаучного образования.

Социальные и экономические потребности человечества выдви­гают науки о природе на одно из первых мест среди других наук. В самом деле, почти вся экономика любого государства строится на научных исследованиях, выполненных в области естествознания. От уровня развития экономики зависит, социальная жизнь обще­ства. Значит у членов общества должен быть определенный обра­зовательный уровень в области этих наук. Кроме того постоянно растет число людей, для которых естественнонаучное образование становится профессиональным. Обусловленность естественнонауч­ного образования вызвана также и необходимостью передачи добы­той информации из поколения в поколение.

Нельзя пройти мимо и такой роли естественнонаучного образова­ния, как развитие личности ребенка. Изучение наук о природе фор­мирует мировоззрение, наблюдательность, развивает мышление, речь, волю, чувства, эмоции, экологическую и санитарно-гигиени-ческую культуру, положительные нравственные качества, практи­ческие умения и навыки и т. д. Перечисленные выше личностные качества, включая и эрудицию, входят в понятие «культурный че­ловек». Следовательно как часть обусловленности естественнона­учного образования выступает и еще один аспект — социокуль-турный.

Естественнонаучное образование обусловлено и современными экологическими проблемами. В самом деле, противоречие между сложившимся состоянием развития цивилизации и природой до­стигло предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к ката­строфе. Вызывают серьезную озабоченность такие надвигающиеся явления, как изменение климата, усиление проникновения на Зем­лю ультрафиолетового излучения, генетические изменения, эпиде­мии, исчезновение ряда видов растений и животных и т. п. Достиг­нутая сегодня предельная нагрузка на природу требует не только поисков путей поддержания сбалансированного хода развития и состояния окружающей природной среды, но и повседневного вни­мания к природе. Понятно, что все это повышает требования к об­разовательному уровню всего общества.

В перечисленных случаях, доказывающих важность естественно­научного образования, немалая роль принадлежит начальной шко­ле. Мало того, в ряде случаев влияние природы именно на младшего школьника так велико, что почти не может быть восполнено на по­следующих этапах обучения. Здесь речь идет прежде всего о разви­вающей роли изучения природы в духовном развитии ребенка.

И, наконец, введение ознакомления младших школьников с при­родой диктуется необходимостью пропедевтики систематического естественнонаучного образования, создания для него некоторой ос­новы. В самом деле, ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей; формирова­нию практических умений и навыков учебного труда. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.

Таким образом, необходимость естественнонаучного образования младших школьников обусловлена историей развития образования, огромным его влиянием на развитие всех сторон личности ребен­ка, экономической необходимостью повышения образовательного уровня членов общества в области естественных наук, современным экологическим состоянием окружающей среды, важностью пропе­девтики систематического естественнонаучного образования.

Исследование педагогами и психологами реальных учебных воз­можностей младших школьников убедительно доказывают право­мочность и доступность естественнонаучного образования на на­чальном этапе обучения.

Все сказанное требует определения целей начального естествен­нонаучного образования. На современном этапе целью учебного предмета «естествознание в начальной школе» является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель опреде­ляет следующие задачи обучения:

1) формировать и развивать элементарные представления и пер­воначальные понятия об окружающей природе, об изменении и вза­имосвязи ее компонентов, о природе как едином целом1;

2) развивать положительные личностные качества: научное ми­ровоззрение, мышление, речь, наблюдательность, любознательность и творческие способности, патриотизм, экологическую и санитар-но-гигиеническую культуру, эмоциональное восприятие мира, по­ложительные нравственные качества и т. д.;

3) совершенствовать теоретическую2 и практическую учебную дея­тельность (например: наблюдение, распознавание, исследование, осмыс­ление, обобщение, самооценка, самоконтроль, выращивание растений и уход за ними, охрана природы, охрана и укрепление своего здоровья, работа с лабораторным оборудованием, чтение, письмо, рисование).

1 Более подробно эта задача раскрывается в конкретных программах конкретных ва­риантов естественнонаучного образования.

2 В психолого-педагогической и методической литературе в качестве синонима термина «теоретическая деятельность» используется термин «познавательная деятельность».


 

 

Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания

В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе и реализо­вано в соответствующих учебниках. Одцако, каким бы ни было со­держание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принци­пы. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными иссле­дованиями, проведенными в методике преподавания естествозна­ния в ходе ее становления и развития и, по нашему мнению, могут быть следующими.

1. Естественнонаучное образование в начальной школа наибо­лее целесообразно строить по принципу интеграции в педагоги­чески целесообразном объединении и трансформации сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом (см. с. 27 настоящего посо­бия). Вместе с тем имеется опыт преподавания в начальной шко­ле самостоятельных учебных предметов естествознания и геогра­фии, например в системе Л. В. Занкова. Однако сравнительного исследования результативности обучения по интегрированным курсам и самостоятельных естествознания и географии не прово­дилось, поэтому, выдвигая данный принцип, мы опирались на рет­роспективные научные исследования и длительную педагогиче­скую практику.

2. Содержание и структура начального естествознания должны отвечать принципу научности, т. е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое минимальное содержание учебного материала должно быть необходимым и достаточным для того, что­бы в ней нашли отражение целостное содержание и структура ка­кой-либо теории. Эта целостность применительно к начальному естествознанию, с нашей точки зрения, заключается в теории: разви­тие в природе идет от простых форм к сложным. Значит, отбирается такая группа основных естествоведческих понятий, законов, законо­мерностей, которая бы составила основу восприятия данной теории. При этом следует учесть, что понятия, законы и закономерности отбираются и структурно оформляются таким образом, чтобы меж­ду ними можно было устанавливать взаимосвязи. Без такой воз­можности теряется целостность научного знания.

Принцип научности имеет особое значение для начального есте­ствознания. Дело в том, что распространенным является факт, когда дети приходят в школу с искаженными бытовыми знаниями о при­роде, в частности — знаниями, проникнутыми антропоморфизмом. Немалую роль играют в этом художественные произведения. Недо­статочно высокий образовательный уровень ряда учителей в обла­сти естествоведческих наук также отрицательно сказывается на на­учном уровне знаний учащихся. Если на начальном этапе обучения не откорректировать эти ошибки, то они сохраняются у человека, порой, на всю жизнь. Поэтому содержание начального естествозна­ния не просто должно отвечать принципу научности, но и быть на­правленным на коррекцию, уточнение, исправление уже имеющих­ся знаний.

3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учеб­ный предмет.

4. Важным принципом отбора и конструирования содержания естествознания является принцип практической направленности. Теоретической основой его применения служат разработанные в ди­дактике положения о целесообразном соотношении сознания и де­ятельности, о необходимости деятельностного подхода в обучении. Этот принцип реализуется прежде всего в том, что содержание учебного естествознания отбирается с учетом преимущественного усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности — наблюдения, распознавания признаков, экспери­мента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Значи­мость этого принципа заключается еще и в том, что его использо­вание создает запас конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления.

5. Тесно связан с принципом практической направленности дру­гой специфический принцип — краеведческий. Начало этому прин­ципу было положено В. Ф. Зуевым. Сущность его заключается в том, в начальной школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и социологии отдаленных территорий Земли.

6. Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа эко­логической направленности определяется требованиями времени. В самом деле, экологических знаний, экологической культуры тре­бует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт. В наше время влияние человека на природу становится все силь­нее и заметнее. Одной из сторон этого влияния является исполь-

зование человеком природных ресурсов в своей хозяйственной де­ятельности. Но природные ресурсы в конечном итоге исчерпаемы. И при длительном и нерациональном использовании они могут ис­сякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни на Земле. В этом плане у человечества достаточно серьезных опасений: ко многим проблемам — политическим, военным, экономическим, энергетическим — добавляется еще одна — экологическая. Поэто­му в нашей стране обязанность охранять-природу стала требовани­ем конституции, а экология — необходимым образовательным ком­понентом всех естественнонаучных учебных дисциплин. Наиболее существенными в экологическом образовании младших школьни­ков являются следующие положения:

— знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных Коммонером в виде законов;

— практические меры по восстановлению нарушенного в приро­де равновесия;

— правила поведения в природе.

Названные компоненты должны рассматриваться в содержании естествознания как причина и следствие, вытекать одно из другого и, в конечном итоге, подводить ребенка к пониманию необходимос­ти совершенно определенного отношения к природе и непосредствен­ного посильного участия в ее охране. Отсюда вытекает необходи­мость при разработке содержания начального естественнонаучного образования определить виды и содержание мероприятий по охра­не природы, которые могут выполнять младшие школьники.

7. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами ес­тественнонаучного образования.

8. Содержание начального естественнонаучного образования дол­жно отвечать общественным целям воспитания и развития подрас­тающего поколения.

Наши рекомендации