Условные знаки морских карт. Чтение карты
Любая навигационная карта представляет из себя лист специальной бумаги определенного формата, на который специальным образом нанесен участок поверхности Земли с необходимой для судоводителя информацией.
1) Заголовок карты.
В нем указывается наименование моря (океана) и его участок.
Например: «Черное море. Кавказский берег. От Анапы до Туапсе».
2) Масштаб карты.
Числовой масштаб карты показывает степень уменьшения участка поверхности Земли при изображении его на данной карте.
Например: «Масштаб 1:200.000 по параллели 44°» означает, что 1 мм на карте соответствует 200.000 мм = 20.000 см = 200 м » 1,08 кб. на поверхности Земли (в 1 см карты ® 2 км реальной поверхности Земли).
Масштаб карты характеризуется предельной точностью. Если учесть, что точка, поставленная на карте тонко отточенным карандашом, имеет в поперечнике 0,2 мм, тогда для путевой карты масштаба 1:200.000 предельная точность масштаба будет 200.000 ´ 0,2 мм = 40 м. Следовательно, по данной карте не может быть измерено расстояние менее 40 м.
1) Методика отсчета глубин.
То есть указывается – от какого уровня показаны на этой карте глубины.
Например: «Глубины в метрах приведены к среднему многолетнему уровню моря».
2) Данные о магнитном склонении.
Указывается величина магнитного склонения, его годовое изменение и к какому году оно приведено.
Например: «Магнитное склонение приведено к 1988 г., годовое увеличение 0,02°».
Адмиралтейский номер карты.Состоит из 5-ти (или 4-х) цифр и проставляется крупным шрифтом за рамкой карты в каждом ее углу.
Например: «32105 (или 3206)».
Номер оттиска (для карт с грифом ДСП).
Год печати, отметки о судовой корректуре (под нижней рамкой карты).
Предупреждения(под заголовком карты).
Картографическая сетка морской навигационной карты представляет собой взаимно перпендикулярные линии параллелей и меридианов проведенные через определенные промежутки. Оцифровка координат приводится на боковых рамках карты – широта; на верхней и нижней – долгота. Обе шкалы (широты и долготы) оцифрованы в соответствии с масштабом карты.
Если значение широты увеличивается от нижней рамки к верхней – карта относится к северному полушарию, а если уменьшается – к южному полушарию.
Если значение долготы увеличивается слева направо – долгота восточная, если уменьшается – западная.
Если на данной МНК находится Гринвичский меридиан (l = 0°), то вправо от него долгота восточная (Е), а влево – западная (W).
Если на МНК находится меридиан 180° (l = 180°), то вправо от него долгота западная (W), а влево – восточная (Е).
При работе на карте необходимо, прежде всего, уяснить и знать цену деления верхней (нижней) и боковых рамок карты.
Длина отрезка боковой рамки карты (меридиана), численно равная одной минуте широты, есть морская миля, то есть единица длины, принятая в судовождении.
Морская миля в виде линейного масштаба нанесена на широтной (боковых) рамке карты и используется для определения значений широт и расстояний при работе на данной карте.
Так как длина дуги меридиана в одну минуту величина переменная и зависит от широты места, то и изображение одной морской мили на карте в виде линейной величины есть величина переменная и увеличивается от экватора к полюсам. Поэтому, при измерении расстояний, необходимо использовать ту часть боковой рамки, напротив которой производятся графические построения или расчеты.
Навигационная обстановка.
Морская навигационная обстановка – это обстановка в море, определяемая физико-географическими условиями, наличием и состоянием СНО морей и рекомендациями, регламентирующими движение судов.К ней можно отнести: глубины, характер грунта, приметные ориентиры на берегу, навигационные опасности и др. Вся навигационная обстановка наносится на карту согласно «Условных знаков морских карт и карт внутренних водных путей».Издания ГУНиО. Адм. № 9025.
Например (рис. 9.1):
Рис. 9.1. Элементы навигационной обстановки на карте