Контроль, оценка знаний, умений и навыков

ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ

Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протека­ния дидактического процесса, точное определение его резуль­татов. Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом, достичь оптимальных для имею­щихся условий' результатов. Целью дидактического диагно­стирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивно­стью. Различают диагностирование обученности, т. е. достиг­нутых результатов, промежуточных состояний обученности — успеваемости, а также обучаемости — возможностей об­учаемых.

В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучае­мых. Последняя преимущественно лишь констатирует резуль­таты, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами их дости­жения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, провер­ку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль, оценивание знаний и умений обучаемых вклю­чаются в диагностирование как необходимые составные час­ти. В новой демократической школе не может быть формаль­ного контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучае­мому.

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутин­ных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и вос- питании, определяют иные подходы. В системе диагности­рования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), спо­собствуют самоопределению личности, что в условиях конку­рентного общества служит важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения пре­вращается в способ рационального определения личного рей­тинга — показателя значимости (веса) человека в цивилизо­ванном обществе.

КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

Существует прямая и непосредственная зависимость про­дуктивности обучения от количества, качества, полноты, свое­временности (оперативности), глубины, объективности кон­троля. Контроль — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка — составной компонент контро­ля. Основной дидактической функцией ее является обес­печение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени ос­воения учебного материала, своевременное выявление недос­татков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью опреде­ление не только уровня и качества обучённости учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксируют­ся в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).

Основой для оценивания успеваемости учащегося являют­ся итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преиму­щественно в баллах или процентах, а качественные — в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно»

и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается опре­деленный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5).

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мо­тивации, влияния на личность. Именно под влиянием объектив­ного оценивания у школьников создается адекватная само­оценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностичес­кой значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирова­ния обученности (успеваемости) учащихся являются объектив­ность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностичес­ких тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, рав­ном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, уме­ний. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необхо­димости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального воспри­ятия знаний и до их практического применения. Систе­матичность заключается и в том, что регулярному диагно­стированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплекс­ного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, про­верки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает

и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается опре­деленный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5).

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мо­тивации, влияния на личность. Именно под влиянием объектив­ного оценивания у школьников создается адекватная само­оценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностичес­кой значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирова­ния обученности (успеваемости) учащихся являются объектив­ность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностичес­ких тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, рав­ном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, уме­ний. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необхо­димости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального воспри­ятия знаний и до их практического применения. Систе­матичность заключается и в том, что регулярному диагно­стированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплекс­ного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, про­верки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностиро­вания.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит нагляд­ный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации про­белов.

ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ КОНТРОЛЯ

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать зна­ния, умения учащихся нужно в той логической последователь­ности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать пред­варительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса пред­шествующего учебного года. Предварительная проверка сочета­ется с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает воз­можность диагностирования усвоения обучаемыми лишь от­дельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки -— обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких фак­торов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Специальным видом является комплексная проверка, с помо­щью которой диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов зна­ния, умения для решения практических задач (проблем). Напри­мер, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний по физике, химии, математике, биологии, географии и других предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрени­ем интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы пре­одолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки — диаг­ностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Третьим звеном проверки знаний, умений является по­вторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тема­тической. Параллельно с изучением нового материала учащие­ся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными эле­ментами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки — системати­зация и обобщение.

Пятое звено в системе — итоговая проверка и учет зна­ний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости прово­дится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеариф­метического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактичес­кой обученности в соответствии с поставленной на данном эта­пе целью.

Специальным видом является комплексная проверка, с помо­щью которой диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов зна­ния, умения для решения практических задач (проблем). Напри­мер, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний по физике, химии, математике, биологии, географии и других предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрени­ем интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы пре­одолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки — диаг­ностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

В области определения системы оценок (отметок) наблюда­ется большое разнообразие как в принципах, так и в конкрет­ных подходах, выборе способов оценивания и выставления оценок. В зарубежных школах практикуются разные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты разные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двух­балльную и др.

До революции в России существовала шестибалльная система оценки знаний (Г баллами от нуля до пяти. В 1918 г. оценка «О» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала использо­ваться все реже, а начиная с 50-х гг. все меньше стала использо­ваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, ко­торые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двух­балльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, «ступенька» между «тройкой» и «четверкой» непреодолима для большинства обучаемых. Однако многие педа­гоги используют «дополнения» к обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три града­ции «пятерки» («пять с плюсом», «пять», «пять с минусом»), три градации «четверки» (аналогично), три градации «тройки» и «двойки». Налицо типичная десятибалльная шкала оценок.

Научно-исследовательские учреждения Российской Академий образования предложили новые оценочные шкалы, которые про­ходят экспериментальную проверку в различных регионах стра­ны. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок, в которой кроме названных десяти баллов суще­ствуют два экстремальных: балл «I» («спасайте») свидетельству­ет о том, что учащийся требует немедленной индивидуальной по­мощи или особенного внимания, вплоть до помещения в специ­альное учебное учреждение; высший балл «12» (экстремальный максимум — «ура!») — о появлении способного и чрезвычайно одаренного учащегося, которого следует обучать индивидуально по специальной программе или же в учебном заведении с углуб­ленным изучением предметов.

Несмотря на преимущества десяти- и двенадцатибалльной шкал оценок, они, учитывая инертность школьной системы, вряд ли будут внедрены в широкую практику в ближайшее время. Поэтому педагоги ищут способы повышения стимулирую­щей роли пятибалльной шкалы. Можно выделить несколько та­ких способов.

Первый — выставление оценок со знаками «плюс» и «минус». Существующие правила ведения классных журналов не позволя­ют учителям использовать оценки с дополнительными обоз­начениями. В этих условиях педагог идет на компромисс: в классном журнале выставляет привычные оценки без плюсов и минусов, а в своей записной книжке — уточненные.

При втором способе цифровая балльная оценка дополняется словесной. Этот способ не имеет инструктивного запрета, но ис­пользуется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.

Иногда прибегают к третьему способу — выставлению оценки в дневнике, которое сопровождается записью, адресо­ванной родителям. При этом используется опора на мотив от­ветственности учащегося перед семьей. В этом не было бы ничего необычного, если бы не одно обстоятельство. Если про­смотреть записи в дневниках, то можно убедиться, что они преимущественно имеют негативный характер. Но отрица­тельная стимуляция разрушает мотив. Известно, что в пятых-шестых классах роль мотива ответственности постоянно сни­жается, но снижается она, как показали исследования, не для всех обучаемых, а только для тех, в дневниках которых пре­обладают замечания.

Четвертый способ заключается в опоре на коммуникативный мотив. Каждому, оказывается, не безразлично, как к нему отно­сятся товарищи, что они думают. Педагог должен это исполь­зовать. Но опять же не злоупотребляя негативным стимулиро­ванием, разрушающим мотив. В дореволюционных гимназиях существовало правило: хвалить учащегося перед классом мож­но, а ругать, высказывать неодобрение — нет. Неплохо былобыи современным педагогам вспомнить это правило.

Пятый способ заключается в усилении коммуникативного воз­действия. Для этого необходимо приучать учащихся к сопережи­ванию успехов и неудач товарищей по классу.

Шестой способ — использование экранов успеваемости. В классной комнате вывешивается экран, на котором выставля­ются все оценки обучаемых. Этот способ имеет недостатки: может способствовать воспитанию зазнайства у отличников в безразличия у отстающих, если надлежащим образом не наце­лить обучаемых на правильное восприятие информации.

Седьмой способ — организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если он при этом и остается отличником. И наоборот, слабый выигры­вает, когда начинает работать лучше. В соревновании «с самим собой» все обучаемые находятся в одинаковых условиях — неус­певающий может победить в нем, если получит на одну не­удовлетворительную оценку меньше, чем за прошлую неделю. А отличник проиграет, когда вместо привычной «пятерки» по­лучит лишь «четверку». Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.

Наши рекомендации