Основные способы измерения курса ВС
Основными способами измерения курса ВС являются:
- измерение компасного курса с использованием магнитного компаса (КИ-13)
- измерение магнитного курса с использованием магнитных курсовых систем,
- измерение условного (ортодромического) курса с использованием ортодромических курсовых систем (ГМК – 1, ГПК – 52 и др).
2. Элементы магнитного поля Земли.
Земля является мощным естественным магнитом. Условно принято считать, что силовые магнитные линии, представляющие магнитное поле Земли, выходят из точки южного магнитного полюса (Юм) и замыкаются в точке северного магнитного полюса (См).
См Си
Юи Юм
Точки магнитных и истинных полюсов Земли не совпадают !
Основными элементами магнитного поля Земли являются:
Напряженность магнитного поля (Н) -- это силовая характеристика магнитного поля Земли.
Магнитное наклонение (θ) --- угол наклонения продольной оси магнитной стрелки к линии горизонта.
Магнитная стрелка
Линия горизонта
θ
См Си
Магнитный экватор
Θ = 00
На магнитном экваторе θ = 00
Юм (θ = 900). В точках полюсов (См, Юм) θ = 900
(магнитная стрелка устанавливается вертикально)
Магнитное склонение(ΔМ) --- угол, заключенный между северным направлением истинного и магнитного меридианов.
Си
См См
Δм Магнитное склонение отсчитывается от истинного
Δм меридиана (Си) до магнитного меридиана(См)
_ +вправо ---- со знаком плюс (+), влево со знаком минус (-).
Величина магнитного склонения определяется по
изогонам на полетной карте или по специальным магнитным картам.
Истинный меридиан – это дуга большого круга, проходящего через истинные полюса Земли.
Магнитный меридиан – это линия, вдоль которой располагается свободно подвешенная магнитная стрелка.
Девиация компаса (Δк) -- это угол, заключенный между северным направлением магнитного и компасного меридианов.
Компасный меридиан – это линия, вдоль которой располагается стрелка магнитного компаса, установленного в кабине пилотов.
Ск См Ск
Δк Девиация компаса отсчитывается от магнитного
Δк меридиана (См) до компасного меридиана(Ск)
_ +вправо ---- со знаком плюс (+), влево со знаком минус (-).
Величина девиации компаса определяется по графику
остаточной девиации, размещенному в кабине пилотов.
Вариация (Δ) – это угол, заключенный между северным направлением истинного и компасного меридианов.
Си См Ск
Δ
Δм Δк
Δ = ( ±Δм) + (± Δк)
Пример графического определения вариации.
Дано:
Δм = + 50 Решение.
Δк = - 100 Δ = Δм + Δк =(+5) + (- 10) = - 50
Определить Δ. Ск Си См
Δ = - 50
Δк = - 100
Δм = +50
3. Курсы воздушного судна.
Курсомназывается угол, заключенный между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и продольной осью самолета (ПОС).
Курс отсчитывается от меридиана, принятого за начало отсчета,
до продольной оси самолета по ходу часовой стрелки (от 0о до 360о).
С
ПОС
КУРС
В зависимости от меридиана, принятого за начало отсчета различают:
ИСТИННЫЙ КУРС (ИК) ------ отсчитывается от истинного меридиана (Си);
МАГНИТНЫЙ КУРС (МК) ------ отсчитывается от магнитного меридиана (См);
КОМПАСНЫЙ КУРС (КК) ------- отсчитывается от компасного меридиана (Ск).
Си См СК
КК ПОС
МК
ИК
4. Зависимость между курсами. Перевод курсов.
Δм ---- магнитное склонение
ΔК ---- девиация компаса
Си См. Δ ---- вариация
Δ СК
Δк МК = ИК - Δм
Δм КК = МК – Δк = ИК - Δ
Δ = Δм + Δк.
МК
ИК КК ИК = МК + (± Δм) = КК + (± Δ)
Продольная ось самолета
Графическое решение.
Пример: Ск Си См
Дано: Δ= -50 МК = 850
ИК = 900 Δк = - 100
Δм = + 50
Δк = - 100 Δм = + 50
КК = 950
Определить МК, КК, Δ.
ИК= 900
Аналитическое решение.
МК = ИК – ΔМ = 900 - 50 = 850
КК = МК – ΔК = 850 - ( - 100) = 950
Δ = ΔМ + ΔК = 50 + ( - 100) = - 50
Задания для самостоятельной работы:
С использованием табличных данных (табл.1) осуществить перевод курсов аналитически и графически и определить:
МК –магнитный курс,Δ –вариацию
КК –компасный курс.
Варианты
Дано: | |||||||||||||||
ИКо | |||||||||||||||
ΔМо | +10 | -5 | +10 | -10 | +5 | +10 | -5 | -10 | +5 | +10 | +5 | -10 | -5 | +10 | +5 |
ΔКо | -5 | -10 | +5 | +5 | -10 | -10 | -5 | +5 | +5 | -5 | -10 | +5 | -5 | -10 |
Таблица 1.
Курсовые приборы ВС.
Магнитный жидкостный компас предназначен для определения магнитного курса самолета и используется в качестве дублирующего прибора.
|
Указатель направления (directional indicator) или просто гирокомпас. Прибор имеет подвижную проградуированную градусами шкалу, неподвижную стрелку указывающую текущее направление самолета и подвижную метку задатчика курса.
Указатель курса комбинированного указателя с-та Cessna – 172 S