Консолидирующая функция
Издревле многие объекты выполняли роль центральных, основных для той или иной группы населения — членов одного и того же рола, людей, проживающих на одной и той же территории или относящихся к некоей социальной группе.
Простейшими объединяющими о6ъектами являются родовые святилища. Как показывают археологические раскопки, святилище занимало центральное место в населённых пунктах у многих народов. Наряду с небольшими родовыми святилищами, вокруг которых строилось жилое пространство древних поселений, святилища более крупного масштаба объединяло племенные союзы и целые народы, населяющие обширные территории[8].
Сплачивающим объектом может стать выдающееся произведение архитектуры. В каждом государстве, у каждого народа существуют объекты архитектуры, которые являются символами, знаками стран. Примерами таких объектов являются: Парфенон(Греция), храм Айя-София(Турция), Эйфелева башня(Франция).
Объединяющую роль играют объекты, связанные с культом предков. Захоронения всегда были местом, позволяющим потомкам идентифицировать себя как представителей именно этой территория или группы людей. Кладбище могло объединять вокруг себя не только небольшую округу, включающую одно или несколько поселений, но и обширную территорию — примером может служить караимское кладбище в Исафатской долине у Чуфут-Кале, которое приобрело статус престижной общенациональной усыпальницы н стало караимской святыней для всего Крыма.
Еще одним типом объектов, объединяющих людей, являются места, связанные с личностью того или иного земляка (соотечественника, единоверца), прославившего себя некими великими деяниями. Примером культа исторической личности может служить почитание монголами Чингисхана, человека, далекого от святости в ее традиционном понимании, но оставившего в истории яркий след, ставшего национальным символом величия и доблести. Почитаемым земляком, объединяющим вокруг себя целый народ может стать государственный деятель, религиозный подвижник, полководец, деятель культуры.
Часто личностью, вокруг которой консолидируются люди, проживающие на территории или относящиеся к социальной группе, является «отец-основатель» — исторический или легендарный деятель, давший начало культурному освоению территории или развитию труппы людей. Для Рима такими деятелями являются Ромул и Рем, для Исландии — первые поселенцы (известные почти поименно) и старейшины, собравшиеся на первый совет, для Санкт-Петербурга — Петр 1, для США — президенты Вашингтон и Линкольн, для ряда стран Южной Америки — генерал С. Боливар.
Показательна консолидирующая роль святынь на примере еврейского народа. Вследствие исторических обстоятельств евреи оказались расселенными по всему миру. Однако они сумели сохранить связь со святынями, остающимися в Палестине и, прежде всего, в Иерусалиме. Наличие общееврейских святынь было одним из факторов, способствовавших сохранению самовосприятия евреев как единою народа. В 1947 толу, после многих столетий изгнания. Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение о воссоздании в Палестине еврейского государства — народ вновь консолидировался вокруг географического центра, имеющего сакральный статус.
Особую роль консолидирующие сакральные объекты играют при освоении новой территории. Они возводятся как центры культурного пространства, и уже вокруг них начинает возникать жилая территория.
Медиаторная функция
Как правило, считается, что в местах религиозного поклонения осуществляется связь с высшими силами. Молитва в священном пространстве воспринимается как нечто более действенное, чем молитва в современном, «профанном» месте.
В традиции североамериканских индейцев почитаемые места считаются «вратами к священному» и являются местом получения пророчеств, обретения просветления, здесь через очистительный пост и молитву можно обрести вещий сон, мистическое знамение. В евразийском шаманизме места поклонения представляются вратами в верхний (небесный) и нижний (подземный) миры. В античной Европе существовал особый тип священных объектов — оракулы, где человек самостоятельно или при помощи специальной жрицы (пифии, сивиллы) мог получить ответы на интересующие его вопросы.
Близость священных мест разных религий к божественному обуславливает и то, что именно здесь осуществляются жертвоприношения, принесение даров богам.
В различных традициях бытует мнение, что люди, особенно святые, своими действиями (молитвами, осуществлением религиозных ритуалов) повышают качественный уровень почитаемого места, делают его «намоленным»[8].
Медиаторная функция наиболее устойчива во времени по сравнению с другими функциями. При утрате общественного значения мест поклонения, даже до такой степени, что не остается и следов культа, в народе долго сохраняется ощущение причастности объекта к чему-то потустороннему[7].
В сакрализованном пространстве связь с инфернальным миром тесна (по крайней мере, теснее, чем в пространстве «обычном»), и благодаря этому здесь происходят события, выходящие за рамки обычных[8].