Системная парадигма анализа функциональных состояний человека. Свойства функционального состояния как системной реакции
История становления исследований функциональных состояний человека в физиологии и психологии труда. Инженерно-психологическая традиция изучения функциональных состояний оператора.
Глава 3.1
http://www.universalinternetlibrary.ru/book/32895/ogl.shtml
Понятие функционального состояния первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Основным содержанием первых исследований был анализ мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма[3][4].
В то же время анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности не ограничивается только физиологическими представлениями и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов данной проблематики. Подобные исследования проводилисьУхтомским А.А. в России и Г.Селье за рубежом[5][6].
Начиная с 1970-х гг. начались активные исследования функциональных состояний. В числе первых исследователей, внесших существенный вклад в их разработку, следует назвать имена крупнейших психологов того времени — Ф.Гальтона, Э. Крепелина, Г.Эббингауза, А. Бине и др[7][8].
Доминирующие направления исследования ФС на разных этапах развития психологии труда
Физический труд - мануфактурное производство 1899-1930гг (динамика • работоспособности и состояния утомления)
Механизированный труд - конвейерное производство 1930-50гг (состояние утомления • и монотонии)
Автоматизированный труд - операторские профессии 1960-80гг (состояние • психического напряжения)
Компьютеризованный труд - массовые профессии в постиндустриальном обществе с • 1980гг (состояние стресса: информационный, эмоциональный, профессиональный и пр.)
Понятие «функциональное состояния человека» в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Отличия от физиологической трактовки.
Функциональное состояние — это относительно устойчивая структура актуализируемых субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности и определяет эффективность решения трудовых задач. Данное определение используется в структурно-интегративном подходе в психологии[1].
Существует также физиологическая трактовка понятия ФС, в ней оно рассматривается как состояние организма, отдельной физиологической системы, органа, ткани[1][2].
Изучение функциональных состояний работающего человека - одна из центральных проблем комплекса наук о трудовой деятельности, прежде всего психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
Комплексный подход
ФС - это неграмотный комплекс тех наличных функций и качеств человека, которые прямо или косвенно определяют эффективность его деятельности
Характеристика основных подходов к изучению функциональных состояний работающего человека: энергетического, феноменологического, поведенческого и комплексного.
Энергетический подход
ФС рассматривается как характеристика протекания процессов жизнеобеспечения на уровне как отдельных физиологических систем, так и всего организма в целом, в терминах интенсивности и эффективности энергозатрат со стороны физиологических систем, привлекаемых для решения поведенческих задач. Исследования фокусируются на анализе базовых физиологических механизмов, обеспечивающих протекание метаболитических, нервно-гуморальных, церебральных, вегетативных и других процессов в разных условиях и режимах деятельности. Основная задача этих исследований состояла в нахождении таких физиологических коррелятов, которые позволяли бы дифференцировать разные типы психофизиологических состояний по специфическим "паттернам активации", т.е. по устойчивым конфигурациям физиологических реакций, характерных для разных ситуаций[1][2][9].
Феноменологический подход
ФС рассматривается как характеристика переживаемого человеком опыта, в том числе в аффективно-окрашенной форме (чувства, эмоции, переживания и др.), представленного в наблюдениях или самонаблюдения. В исследованиях, выполненных в рамках феноменологического подхода, обосновывается многомерный характер проявлений психического состояния и предпринимаются продуктивные попытки выявления структурно-функциональных связей между рефлексивными оценками состояния и "запуском" поведенческих программ, соответствующих особенностям субъективного отношения или "видения себя" в конкретной ситуации[1][2][9].
Поведенческий подход
ФС рассматривается как характеристика результатов и способов выполнения деятельности / решения задач на уровне внешне представленного поведения. Важным направлением в рамках этого подхода являются исследования качественной стороны реализации поведенческих актов, изменения в которых приводят к сдвигам результативности деятельности. Развитие поведенческого подхода стимулировало и возникновение более совершенных поведенческих и психометрических методов оценки ФС – тестовых испытаний, моделирующих решение определенных фрагментов поведенческих задач[1][2][9].
Комплексный подход
ФС рассматривается как целостная многокомпонентная характеристика проявлений изучаемых психических явлений, в том числе - состояний. На основе многочисленных исследований, проводимых в рамках комплексного подхода, были разработаны новые теоретические конструкты и методические инструменты, подготовившие базу для реализации принципов системного анализа ФС. Однако в целом комплексный подход выступает главным образом как стратегия сбора данных о многоуровневых проявлениях ФС, но не предлагает обоснованной концептуальной схемы для анализа, интеграции и содержательной интерпретации этих многомерных данных. Решение актуальных для практики проблем, связанных с полноценной диагностикой и оптимизацией ФС как сложного системного объекта, было обосновано при разработке структурно-интегративного подхода к анализу ФС[1][2][9].
Системная парадигма анализа функциональных состояний человека. Свойства функционального состояния как системной реакции.
Системный подход
ФС рассматривается как относительно устойчивая (для определенного периода времени) структура актуализируемых субъектом внутренних средств, которая характеризует сложившиеся в конкретной ситуации механизмы регуляции деятельности и обусловливает эффективность решения поведенческих задач. Важно подчеркнуть, что в данном случае ФС рассматривается как результат включения человека в процесс активной и целенаправленной деятельности, ведущую роль в которой играют мотивационные установки работника и доступные ему в конкретный период времени внутренние ресурсы для выполнения решаемых задач[9][10].
Основные понятия системного подхода
§ Система - совокупность взаимодействующих между собой элементарных структур / процессов, объединенных в целое решением общей задачи, которая не может быть выполнена ни одним из её компонентов в отдельности[11].
§ Системообразующий фактор - главный фактор, интегрирующий в единое целое работу разнокачественных элементов и определяющий её динамику во времени.[12]