Тема 6. Состояния человека в труде. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний

Понятие психических состояний. Характеристики различных состояний человека в процессе трудовой деятельности: функциональный комфорт, психическое утомление, психическая напряженность, отсутствие мотивации, эмоциональный стресс, монотония, тревожность, индифферентное состояние. Связь психических состояний с условиями труда (осознание цели, достаточность средств, очевидность результата). Виды ситуаций в процессе труда. Понятие неблагоприятных функциональных состояний. Пути и способы профилактики неблагоприятных функциональных состояний человека в труде. Проблема стресса в деятельности руководителя. Индивидуальные тактики управления стрессом в профессиональной деятельности.

Тема 7. Психология профессионального самоопределения

Сущность профессионального самоопределения. Культурно-исторический смысл проблемы. Соотношение понятий профориентация, профконсультация, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, карьера. Основные факторы выбора профессии. Характеристика субъекта самоопределения. Основные ориентиры самоопределяющегося человека: ценностные и нравственные ориентации, жизненные сценарии и стратегии, образ жизни, социальные роли и стереотипы. Основные этапы развития человека как субъекта труда и профессионального самоопределения, их характеристика. Кризисы профессионального становления.

Тема 8. Психологические проблемы профессионального консультирования

Основные задачи профконсультации (информационно-просветительская, диагностико-корректирующая, психологическая поддержка, помощь в выборе и принятии решения). Методы профконсультирования. Типы профконсультаций, этический кодекс профконсультанта. Основные категории клиентов, их психологические и социальные характеристики. Профконсультационная работа в системе профориентации молодежи. Методы и технологии профконсультационной работы с незанятым населением. Профконсультационная работа в системе управления кадрами на предприятии (подбор, отбор, расстановка, диагностика персонала).

Этические принципы профконсультационной работы.

Литература

Основная

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И, Психология труда и инженерная психология: Учеб. Пособие/Под ред. А.А. Крылова - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 224с.

2. Дружилов С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности. Учебное пособие по курсу «Психология труда». – Новокузнецк: НИПК, 1998. – 101с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности //Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, №6. – С.35-44.

5.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 207 с.

6.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб.-метод. Пособие - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992. 94 с.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350с.

8.Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400с.

9. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития//Вопросы психолологии – 1989. – № 5. – C. 158-164.

10. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учебное пособие/Под ред. П.С. Никифоровой, 2000.

11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480с.

12. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.

13. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебн. пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 224с.

14. Хакимова Н.Р. Методические рекомендации по изучению курса «Психология профессиональной деятельности»: Учебно-метод. Пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2001. – 39с.

Дополнительная

1. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности.// Вестник Моск. Ун-та, Сер. 14. Психология, 1995. №2, с. 53.

2. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Учебное издание. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. – 196с.

3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М., 1970.

4. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия//Вопросы психологии, 1983. - №1, С. 102-108.

5. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: Принтер, 1993. – 57с.

6. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии//Вопросы психологи - 1984. - № 4. - С. 5-14.

7. Косилов С.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М.: Мед., 1974.-240с.

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. – Л., 1984.

9. Левитов Н.Д. Психология труда. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 182-203. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. 187с.

10. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. – М., 1997.

11. Леонова А.Б. Кузнецова А.С. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 103 с.

12. Машкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 208 с.

13. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. № 5.

14. Психологические исследования формирования личности профессионала. / Под ред. Бодрова М., 1991.

15. Психологические проблемы профессиональной деятельности. / Под ред. П.С. Никифорова. СПб, 1991.

16. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.

17. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1997.

18. Решетова 3.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. 207 с.

19. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М.: Высш. шк., 1984.

20. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 247 с.

21. Стрелков Ю.К. Профессиональная и инженерная психология: Учеб. пособие. – М., 2001.

22. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. – М.: Смысл, 2000. – 199с.

23. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.

24. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1972. С. 164-302.

Психология семьи

Наши рекомендации