Часть III. Психические состояния и их регуляция. Рис. 18.1 Схематическое представление о системной организации функционального обеспечения адаптированной психической деятельности (по Ю

Рис. 18.1 Схематическое представление о системной организации функционального обеспечения адаптированной психической деятельности (по Ю. А. Александровскому), Объяснения в тексте  
Часть III. Психические состояния и их регуляция. Рис. 18.1 Схематическое представление о системной организации функционального обеспечения адаптированной психической деятельности (по Ю - student2.ru
Александровского, они зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа чело­века, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяю­щих адаптационные возможности (рис. 18.2). К таким личностным образованиям мы относим само­оценку личности, систему ее цен­ностей и др. Следовательно, мы должны сделать вывод о том, что успешность адаптации определяет­ся нормальным функционирова­нием систем физиологического и психического уровня. Однако эти системы не могут функциониро­вать, не соприкасаясь друг с дру­гом. Вполне вероятно, что суще­ствует компонент, который обеспе­чивает взаимосвязь этих двух уров­ней и обеспечивает нормальную деятельность человека. Мы также должны предположить, что этот компонент должен иметь двойственную природу: с одной стороны, психическую, с другой — физиологическую. Таким компонентом в системе регуляции процесса адаптации выступают эмоции.

Часть III. Психические состояния и их регуляция. Рис. 18.1 Схематическое представление о системной организации функционального обеспечения адаптированной психической деятельности (по Ю - student2.ru


Рис. 18.2. Схематическое представление о функциональном барьере психической адаптации (по Ю. А. Александровскому)

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 455

Контрольные вопросы

1. Что такое гомеостаз?

2. Что такое адаптация?

3. Какие уровни и формы адаптации вы знаете?

4. Что такое функциональное состояние организма?

5. Расскажите о роли центральной нервной системы как механизме управления функциональным состоянием организма.

6. Расскажите о субъективной и объективной стороне функционального состоя­ния.

7. В чем состоит личностный принцип регуляции состояний?

8. Какие критерии оценки функционального состояния вы знаете?

9. Какие виды функционального состояния вы знаете?

10. Что такое стресс?

11. Какие стадии стресса вы знаете?

12. Охарактеризуйте основные типы стресса.

13. Назовите общие черты психического стресса.

14. Охарактеризуйте психические состояния с точки зрения соотношения «нор­ма—патология».

15. Что такое пограничные состояния и каково их соотношение с понятием «адап­тация»?

16. Что вы знаете о невротических расстройствах?

17. Что вы знаете о механизмах психической адаптации?

Рекомендуемая литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1993.

/ 2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Нау­ка, 1988.

3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

4. Ильин Е. П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М.: Нау­ка, 1978.

5. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.

6. Левитов II. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.

7. Наенко II. И. Психическая напряженность. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

8. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

9. Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000. 10. Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига: Виеда, 1992.

Глава 19. Эмоциональный стресс и

регуляция эмоциональных состояний

Краткое содержание

Понятие об эмоциональномстрессе. Стресс как неспецифическая реакция организма. Ос­новные стадии стресса но Г. Селье. Классификация психического стресса. Условия возникнове­ния информационного стресса. Особенности проявления эмоционального стресса. Классифика­ция тревоги. Индивидуальные особенности и проявления стресса.

Регуляция эмоциональных состояний. Механизмы регуляции психических состояний по Ф. Б. Березину. Функции психологической защиты и классификация видов психологической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Потребности и их роль в раз­витии стресса. Интрапсихический конфликт. Особенности построения интегрированного пове­дения.

19.1. Понятие об эмоциональном стрессе

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмо­ционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологи­ческой и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблаго­приятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для ко­торого характерно снижение работоспособности и эффективности функциониро­вания систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Что же такое стресс? Под стрессом понимают неспецифический ответ организ­ма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Г. Селье. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воз­действия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защит­ной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависи­мости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежут­ке между воздействием и ответом организма развертываются определенные про­цессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного про­цесса. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобили­зации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нару­шение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адапта­ции).

В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 457

с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, пли функциональной, мобилизации резервов, без глу­бинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация про­является, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмеча­ется увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу пер­вой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистен-ции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организ­ма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирова­ние организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные пере­стройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальней­шее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществ­ляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздей­ствия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индиви­да. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гор­моны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменя­ются защитные свойства организма.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптиро­ваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбужде­нии и активации организма, необходимой для готовности к физическому напря­жению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует зна­чительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное яв­ление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умерен­но выраженный стресс оказывает положительное влияние как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при уме­ренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характери­стик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптив­ной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем орга­низма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе полу­чило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно

Наши рекомендации