Время реакции как показатель функционального состояния человека

Свидетельством того, что время реакции отражает устойчивые индивидуальные характеристики, является тот факт, что вариационные кривые, построенные на основании замеров, сделанных в разные дни и часы у одного и того же лица, как правило, сохраняют "свой индивидуальный портрет" (Т.Д.Лоскутова, 1975). При этом, однако, форма распределения ответных реакций варьирует в соответствии с изменением функционального состояния человека (А.М.Зимкина и др., 1974, Б.Д.Асафов и др., 1975, А.Г.Смирнова, А.М.Полякова, 1989).

На отражение в характеристиках сенсомоторных реакций функционального состояния человека указывалось в многочисленных экспериментальных исследованиях (О.Г.Газен-ко, 1955, В.П.Соловьева, 1973, В.С.Фомин и др., 1978, Л.С.Нерсесян и др., 1984, А.А.Меденков,В качестве свидетельства ухудшения функционального состояния рассматривается увеличение времени как простых р-ций,так и реакций выбора, числа ошибок. Однако однонаправленные изменения характеристик простых и сложных сенсомоторных реакций имеют место далеко не всегда. В частности, при развитии состояния монотонии время простой сенсомоторной реакции снижается, а сложной – увеличивается Гамбашидзе, Е.Г.Ямпольская, 1976, Т.К.Капжина, 1978, Мойкин, В.И.Тхоревский, 1978). Однако и в этом случае порог как простой, так и сложной реакций монотонно возрастает по мере перехода от апатии к скуке и, затем, к сонливости. Аналогичные изменения имеют место как при сенсорной, так и при моторной монотонии.

А.М.Зимкиной с соавторами (1974) эмпирически получены три количественных критерия, позволяющих при анализе форм вариационных кривых времени простой зрительно-двигательной р-цииоценить особенности функционирования центральной нерв системы. Они полагают, что функциональный уровень системыопределяется абсолютными значениями времени р-ции, устойчивость этого уровня - их изменчивостью, а функц-ныевозможности в целом - соотношением этих показателей. Критерий функциональных возможностей является

наиболее существенным, поскольку позволяет судить о способности формировать и поддерживать адекватную реализуемой деятельности функциональную систему.

Статич анализ показал наличие жесткой взаимосвязи между этими критериями. Последнее свидетельствует о том, что уровеньфункционального состояния мозга и его устойчивость взаимосвязаны:состояние тем устойчивее, чем выше его уровень. Высокий уровень функционального состояния здоровых людей хар-тся малыми колебаниями в разные часы и дни (Лоскутова, 1975). Изменение функционального состояния вследствие утомления и снижения уровня бодрствования сопровождается увеличением его изменчивости во времени. Установление граничных значений для нормы позволило разбить диапазонактивного бодрствования на три поддиапазона, соответствующих высокому, среднему и низкому уровням функц СОСТОЯНИЯ.

Для получения устойчивых оценок рекомендуется измерять латентные периоды реакций на серию раздражителей (100 стимулов), подаваемых через равные интервалы времени (3-5 с), а обработку полученных данных проводить с привлечением методов спектрального анализа (Т.М.Семешина, С.М.Жужгин, 1990). При обработке результатов оценивается временной тренд измеренных значений, спектральные характеристики ряда и т.д. Показано, что низким функциональным возможностям человека соответствует стабильный тренд и появление характерных пиков в спектре мощности анализируемой хронограммы в низкочастотной области. Для получения таких оценок, однако, требуется достаточно много времени, в течение которого функциональное состояние человека может измениться.

Роль полушарий мозга в организации произвольных движений неодинакова, причем она может изменяться при изменении состояния ЦНС. Так, "меченые ритмы", связанные с установлением центрально-периферических взаимоотношений в ритме выполняемых движений, при снижении работоспособности спортсмена преобладают в правом полушарии, а при повышении - в левом (Е.Б.Сологуб, 1973). В норме у правшей оптимальная структура функциональной системы, реализующей простую зри­тельно-двигательную реакцию, требует участия нижне-теменной области доминантного полушария (А.М.Зимкина, 1978) и не требует участия лобных областей коры. При снижении функционального состояния доля задних ассоциативных структур левого полушария в организации произвольных движений снижается. В результате, в состоянии дремоты ведущая роль переходит к нижнетеменной области правого полушария и лобным областям. Избирательная чувствительность задних ассоциативных структур левого полушария к сдвигам функционального состояния ЦНС свидетельствует о том, что их включение в целостную мозговую деятельность происходит при более высоком уровне активации и осуществляется в более узком диапазоне состояний, чем симметричной области правого полушария.



Наши рекомендации