Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ

Содержание дисциплины по разделам

4.1 Психофизиология как наука.

4.2 Психофизиология профессиональной деятельности.

4.3 Психофизиология работоспособности и адаптации к условиям деятельности.

4.4 Психофизиология индивидуальных различий

5. Содержание дисциплины по видам учебных занятий:

Содержание лекций

Номер раздела Содержание лекций Часы
  Лекция 1. Психофизиология как научная отрасль.
Лекция 2. Методы психофизиологии.
Лекция 3. Психофизиология профессиональной деятельности.
Лекция 4. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Лекция 5. Профессиограмма. Методы ее построения.
Лекция 6. Психофизиологические компоненты работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Лекция 7. Системная психофизиология. Теория функциональных систем. Системогенез.  
Лекция 8. Психофизиология индивидуальных различий. Концепция свойств нервной системы. Лекция 9. Психофизиология отдельных видов деятельности.  
  Итого

Содержание практических занятий.

Номер раздела Содержание практических занятий Часы
  Семинар1. Психофизиология как научная отрасль.
Семинар2. Методы психофизиологии.
Семинар3. Психофизиология профессиональной деятельности.
Семинар4. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Семинар5. Профессиограмма. Построение профессиограммы отдельной специальности.
Семинар 6. Психофизиологические компоненты работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Семинар7. Системная психофизиология. Теория функциональных систем. Системогенез.  
Семинар 8. Психофизиология индивидуальных различий. Исследование свойств нервной системы. Семинар 9. Построение оптимального режима труда и отдыха в отдельных видах деятельности.  
  Итого

5.3 Лабораторный практикум – учебным планом не предусмотрен

Самостоятельная работа студентов

Темы курсовых работ

1. Методы психофизиологического исследования. (Необходимо составить программу психофизиологического исследования для вашего предприятия).

2. Понятие «функциональное состояние», подходы к этому понятию. (Исследуйте примеры непосредственной связи функционального состояния профессионала, работающего на конкретном рабочем месте (педагога, врача, офисного служащего или другого хорошо знакомого Вам специалиста), и неоптимальной организации его труда).

3. Оптимальные режимы труда и отдыха. (Проанализируйте понятие «оптимальный режим труда и отдыха». На основе анализа режима труда и отдыха на вашем предприятии, разработайте вариант оптимизации данного режима для вашего предприятия).

4. Эргономический анализ рабочего места специалиста. (Проведите эргономический анализ вашего рабочего места с точки зрения соответствия его психофизиологическим критериям).

5. Факторы, играющие ведущую роль в развитии утомления у специалиста. (Проанализируйте, какие факторы в структуре вашей трудовой деятельности играют ведущую роль в развитии утомления).

6. Анализ состояния утомления у профессионала. (Дайте краткую характеристику обычно переживаемых Вами проявлений утомления в конце обычного рабочего дня по признаком физического истощения, нарушений в протекании когнитивных функций, типичной субъективной симптоматики и нарушений показателей поведения/успешности поведения. Постарайтесь определить, относятся ли они к проявлениям только острого утомления или включают признаки хронического утомления).

7. Профессиограмма должности. (Составьте профессиограмму любой должностной позиции на вашем предприятии).

8. Методы оптимизации эмоционального состояния. (Опишите методы оптимизации эмоционального состояния, применимые к работающему человеку).

5.4.2.Самостоятельная проработка отдельных разделов лекционного курса:

1. Клинические исследования в психофизиологии

2. Инструментальные исследования в психофизиологии.

3. Психофизиология утомления.

4. Психофизиология формирования рабочего навыка.

5. Психофизиология любви.

6. Психофизиология отрицательных эмоций.

7. Психофизиология отклоняющегося поведения.

5.5 Контрольные вопросы по дисциплине:

1. Психофизиология как область знания.

2. Методы психофизиологических исследований (общая характеристика).

3. Методы изучения работы головного мозга (энцефалограмма, магнитоэнцефалография, вызванные потенциалы, ТКЭАМ, компьютерная томография, ЯМР-томография, ПЭТ- томография)

4. Методы изучения других физиологических показателей (регистрация ответов нейронов, КГР, ЭКГ, плетизмография, электромиография, пневмография, пупиллометрия, электроокулография).

5. Полиграф.

6. Психофизиология профессиональной деятельности, ее цели и задачи.

7. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

8. Профессиональная пригодность.

9. Профессиональный отбор. Профессиональный подбор.

10. Профессиограмма, ее компоненты. Методы построения профессиограммы.

11. Подходы к понятию «функциональное состояние»

12. Основные вида мышечной работы и рабочая поза человека.

13. Рабочее место как фактор, влияющий на функциональное состояние работающего человека.

14. Напряженность, как функциональное состояние.

15. Утомление

16. Психофизиологические компоненты работоспособности.

17. Динамика работоспособности и характеристика ее стадий.

18. Биологическая обратная связь.

19. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени.

20. Темп и ритм работы.

21. Малоподвижность и монотонность.

22.Анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок.

23. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности

24. Влияние эмоции на деятельность человека.

25. Стресс.

26. Профессиональная адаптация.

27. Психофизиологический анализ трудовых операций.

28. Физиологический механизм неблагоприятного влияния санитарно-
гигиенических факторов на работоспособность,

29. Оптимизация режимов труда и отдыха.

30. Классификация тяжести труда и ее факторы.

Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ

6.1 Технические средства обучения

Обучающие видеофильмы

Наши рекомендации