Как происходит исцеление
«Молитва веры исцелит болящего». Эта молитва не является магическим средством, но как молитва веры она обращается к всемогущему Господу. Он совершает исцеление. Дело здесь касается не «усиленной» молитвы, но молитвы веры.
В евангельском тексте, в первоисточнике употребляются три различных выражения для исцеления, и вдобавок еще одно слово в Марка 16.
Первое слово «спасать». «Молитва веры исцелит (в первоисточнике – „спасет") болящего». Греческое слово ЗОЦО. Это слово имеет несколько обширных и глубоких значений. Это тоже слово, которое употребляется для понятия освобождения от греха, для избавления. Оно выражает смысл: божественное исцеление является частью избавления, совершенного на кресте и участием в полном спасении Иисуса Христа. Этим словом Дух Святой показывает связь со спасением. Исцеление больных не является отдельным действием, но частью осуществления спасения Иисуса Христа. Оно находится в прямой взаимосвязи с избавлением на кресте (сравни Ис. 53).
Второе понятие мы находим в следующем стихе: «восставит его Господь» – по-гречески ЭГАЙПО. Это слово имеет значение оживить, поднять. При исцелении переживается причастность сил воскресения. Хочу сказать с некоторой смелостью: исцеление через молитву веры есть частичка «воскресения в миниатюре». Болезнь относится к царству смерти, исцеление – к царству жизни и воскресения. Сила воскресшего восставляет смертное тело. Согласно слова ЭГАЙПО исцеление находится в прямой связи с воскресением.
Другое понятие мы находим в Марка 16:18. Тут говорится: «И они будут здоровы» – по-гречески ЭХО КАЛОС. Слово, которое здесь применяется, используется для перевода еврейского слова ТОБ из истории сотворения. После каждого дня творения мы читаем: «И увидел Бог, что это ТОБ – хорошо». Мысль такова, что божественное исцеление является участием в новом, совершенном творении. Это участие является предвкушением — «знамением» — нового неба и новой земли, где не будет плача и вопля.
Третье понятие в тексте послания Иакова мы находим в 5:16, где говорится: «... чтобы исцелиться». Тут стоит греческое слово ИАОМАЙ. Это выражение имеет ввиду выздоровление в медицинском смысле.
Исцеление, которое связано с крестом, с воскресением и с новым творением, приносит в результате и медицинское выздоровление. Это исцеление не воображаемое, но его результат можно проверить с помощью медицины. Врач должен подтвердить исцеление. Недавно человек, страдавший раком слюнной железы и уже списанный врачом, получил исцеление и затем врачебное заключение: «Рак невозможно больше обнаружить – вы исцелены».
Исцеление приносит больше, чем только здоровье организму. Исцеление больного есть залог для завершения полного вечного спасения во Христе.
В стихе 16 говорится: «Много может молитва праведного в своем действии». Так дословно написано в первоисточнике (вместо «... усиленная молитва»). Молитва может быть радостной, и все-таки иметь действие. Но это должна быть молитва праведного и молитва веры.
Есть еще одна важная мысль. Слово говорит: «Много может усиленная молитва праведного». Но здесь не говорится: «Все может усиленная молитва праведного». Не существует всемогущей молитвы, но есть всемогущий Бог, Которому мы молимся. Это слово имеет нечто ободрительное как для больного, так и для молящегося. Молящийся не так быстро попадет в кризис веры, если в том или ином случае больной не исцелится. Он должен знать одно: усиленная молитва праведного может много, но не все. В слове «много» заключаются большие обетования. Никакая искренняя молитва или действие во имя Христа не остается без большого благословения.
Для больного эта мысль тоже очень утешительна. Он знает: молитва праведного не только не вредит, но она многое может. Даже если не произойдет исцеление, как его ожидали, то все-таки многое благое совершится. Благословляющее служение пресвитеров приводит в движение силу Божию. В одном из упомянутых выше случаев смертельно больной получил радость к переходу в вечность. Молитва была этому причиной.
Каждая молитва верующих пресвитеров, действующих во имя Господа и по заданию общины, производит великое. В небесах мы будем изумляться, сколько произошло при возложении рук и молитве. Это я хочу сказать для ободрения верующих и пресвитеров.
В слово «многое» включено и исцеление от неизлечимых болезней. Избегайте недооценивания молитвы праведного. Она может изменить многое, превзойдя просимое и ожидаемое!
По указанию апостола больных нужно помазать елеем. Правда, здесь не стоит слово ЭНХРИ, которое применяется в Новом Завете для описания действий «помазания» при священных и культовых обрядах, а стоит слово АЛЯЙПО. Дословный перевод был бы таким: «смазывать маслом» или «натирать». Это выражение медицинское, а не культовое. Из текста видно, что целью помазания является не священнодействие, а помощь и исцеление больного. Больной, которого помазали елеем, не становится «помазанником Господним», а только ищущим исцеления.
В нашем тексте речь идет не об исцелении болезней, а о больных! У Бога в центре внимания стоит не проблема, а сам человек. Все Его исцеления являются знамениями любви к людям. Не следует ли нам христианам проверить наше отношение друг к другу? В общине должно быть видно новое общество. Любовь всегда видит человека, а не проблему.
Замечаем ли мы, почему Бог всегда делает ударение на то, что община должна идти иным путем, чем мир? Два раза в тексте стоит «кто из вас». Несмотря на все недостатки, нам необходимо видеть в общине тело Христа и быть ей верным членом. Слово говорит: «Пусть призовет пресвитеров Церкви», следовательно, своей общины. Каждый христианин должен принадлежать к библейской общине, в которой есть пресвитера. И только те являются действительными пресвитерами, которые вообще знают библейский горизонт служения. Пресвитера не являются административным учреждением, но соработниками Божиими, служение которых Господь подтверждает и охотно отвечает на их молитву и веру.
Глава 8
ЧУДОТВОРЕНИЯ
«Иному чудотворения» (1 Кор, 12:10).
Этот перевод не совсем точный. В первоисточнике стоит греческое слово ЭНЕРГЕМАТА ДЮНАМЕОН. Дословный перевод должен звучать «действия сил». Как «действия», так и «сил» стоят во множественном числе. Специального дара, творить чудеса, не существует. Но существует дар, через который проявляется широкое, безграничное действие сил. Этой формулировкой Дух Святой желает предостеречь, чтобы мы не утверждались на одном каком-либо особом проявлении силы. Это дает свободу для всех возможных действий силы и препятствует непризнанию какого-либо действия силы только потому, что оно необычно или чуждо.
Господь часто производил совершенно необычные действия силы в служении благословенных, искренних мужей Божиих. Подумаем только о сопровождающих знамениях некоторых пробуждений:
люди падали, тряслись или даже витали в воздухе (Веслей, Георг Фокс, Греат Ревиваль в США и др.). Многие христиане беспокоились. Их боязливый вопрос гласил: «Где это написано в Библии?» Причину такой боязливости и возможно следующего за этим противления следует искать в том, что слишком мало знают о даре действия сил. Для того, чтобы воспрепятствовать всякому стандартному определению и ограничению, оба слова стоят во множественном числе. Это указывает на такое множество действий сил, что всякий каталог попал бы в опасность не заметить, выпустить или воспротивиться какой-либо новой возможности действия Божьих сил.
Популярный перевод «чудотворения» вероятно, посодействовал некоторой робости по отношению к необычным действиям сил. Ведь никто не предполагает за этим дар «действия сил».
Новый Завет желает сделать нас открытыми для богатства действия сил, и для всего необычного, что Бог дарует нам. Он говорит о «знамениях и чудесах, и различных силах» (Еф. 2:4). Это было ново, чуждо и необычно для современников апостола Павла, так как говорится, что через возложение рук апостолов совершались многие знамения. Они не определяются точно, а только обобщенно – «многие знамения». Этот дар действия сил должен вывести человека за рамки обычных переживаний. Должны происходить вещи, которые не являются естественными в нормальном переживании церкви и мира. Господь, Который открывается в этих действиях сил, больше чем наш разум. Мы не должны суживать этот дар до дара чудотворения (чудеса по-гречески ТЕПАС). К действиям сил могут относиться чудеса, но могут быть и действия, которые мы никогда не назвали бы «чудесами». Мы хорошо сделаем – соответственно первоисточника – оставив этому дару его обширность и оставаясь открытыми для всего многообразия этих действий.