Дезадаптативные процессы у менеджера
Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и/или отказе от деятельности.
Синдром менеджера – суженное состояние сознания, когда достижение прибыли и работа воспринимаются как единственно существующая реальность.
Симптомы этого заболевания – постоянная, хроническая усталость, апатия, полное отвращение к работе, неспособность сконцентрироваться на каком-либо деле, ощущение тупика, бессмысленности всего происходящего.
Наиболее восприимчивы к нему люди активного возраста - от 30 до 45 лет. Уловить момент, когда любовь к работе перерастёт в нездоровую зависимость, не всегда просто. Недуг распознаётся прежде всего по неумению переключаться со служебных переживаний на личные. Признаки у синдрома менеджера впечатляющие - бессонница, тревожность, сбои сердечного ритма, головные и мышечные боли, раздражительность, угасающее либидо, снижение работоспособности и прочие малоприятные симптомы.
Синдром менеджера грозит привести к множеству серьёзных заболеваний. Даже дисбактериоз может быть последствием стресса. При любом стрессе происходит выброс в кровь гормона коры надпочечников, который угнетающе действует на иммунную систему, и это приводит к плохой сопротивляемости организма различным инфекциям.
Лечением синдрома занимаются иммунологи.
В самых запущенных случаях человек теряет интерес к семье, прежним увлечениям и собственному здоровью.
Что же такое синдром менеджера с точки зрения специалистов?
Психотерапевты считают, что это побег от реальности, способ уйти от личностных проблем.
Часто планирование рабочего дня сводится к тому, чтобы максимально загрузить себя делами. Хотя нужно, напротив, попытаться понять, на чём сэкономить силы, чтобы добиться лучших результатов. К сожалению, среди наших менеджеров пока не сформировалась культура разделения задач на срочные и второстепенные. К тому же, большинство руководителей, не доверяя нижестоящим звеньям, стараются самостоятельно решать даже незначительные вопросы.
17. Уровни и варианты развития адаптационных систем.
Механизм психологической адаптации:
1. социально-психологические контакты;
2. поиск, восприятие и переработка информации;
3. обеспечение бодрствования и сна;
4. эмоциональное реагирование;
5. эндокринно-гуморальной регуляция;
6. другие подсистемы;
7. условный барьер психической адаптации.
Адаптационный барьер – это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна.
Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации.
Адаптационный синдром:
ü реакция тревоги,
ü сопротивление,
ü истощение.
18. Компенсаторные возможности и ресурсы человека
19. Управленческая деятельность в структуре социономических видов трудовой деятельности.
Управление как деятельность имеет четыре функции: планирование, организация, формирование мотивации у подчиненных, контроль за выполнением заданий. Эти функции связаны между собой процессами коммуникации в виде общения и обмена информацией, а также принятия определенных решений.
Общение руководителя, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи, называется управленческим общением. Цель его состоит в изменении деятельности людей в определенном направлении, что соответствует одной из целей управления, как они понимаются в кибернетике и точных науках.
Руководитель вступает в управленческое общение для того, чтобы, во-первых, передать информацию в форме распоряжений, указаний, рекомендаций и советов, во-вторых, получить от подчиненных сведения о выполнении задания и, в-третьих, для оценки качества его выполнения. Однако руководители, отдавая распоряжения, не каждый раз контролируют их исполнение и не всегда дают оценку выполненному, поэтому первая из названных функций управленческого общения — выдача распорядительной информации — осуществляется наиболее часто и оказывает наибольшее влияние на деятельность организации.
20.
Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).
Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристикадеятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие – это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции – автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям.
Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого – высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это – уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.
21. Учебная деятельность и ее психологические особенности.
Учебная деятельность – ведущая деятельность в школьном возрасте и на этапах получения профессионального образования . Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе и в высшем учебном заведении . Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.
В ходе учебной деятельности происходят изменения:
− в уровне знаний, умений и навыков;
− в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
− в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.
Учебная деятельность – это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Структура учебной деятельности. Психологические компоненты
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):
1) учебные ситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
3) контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
4) оценка – как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.
16.12.11
21(продолжение)
В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:
- мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;
- осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;
- направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка материала, его понимание и усвоение (здесь же присутствуют и разнообразные элементы воображения); работа памяти как системного процесса, состоящего из запоминания, сохранения и воспроизведения материала, как процесса, неотрывного от мышления;
- практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5) спецификой учебного предмета.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.
22.
23.
24
Профессиограмма менеджера
1. Общая характеристика труда менеджера
Содержание и основные операции (действия):
Участие в организации, контроле деятельности фирмы, предприятия, банка и др. Делопроизводство, выполнение различных видов работ с документацией: подготовка, печатание, тиражирование, работа с оргтехникой - компьютером, принтером, телефаксом, ксероксом и др. Переработка и анализ получаемой корреспонденции и информации. Работа с телефоном. Организация и проведение деловых встреч и официальных приемов, прием посетителей и клиентов. Выполнение срочных работ, командировки, участие в работе конференций.
Условия и характер труда менеджера:
Работа в специально оборудованном помещении, при комнатной температуре. Рабочий день регламентирован. Работа часто имеет монотонный, однообразный, исполнительский характер, требует усидчивости. Рабочая поза: сидя с ограниченным передвижением, в комфортных условиях.
2. Требования профессии к качеству подготовки
Знания:
Знание правил оформления документации, орфографии, литературный стилистики, делопроизводства, стенографии, устройства и правил работы с оргтехникой, этики и психологии, иностранных языков.
Умения и навыки:
Навыки работы с оргтехникой, умение быстро печатать и красиво писать, редактировать тексты. Умение общаться с клиентами, быть приятным собеседником, поддерживать престиж фирмы.
3. Требования профессии к личностным качествам
Интересы и склонности:
Широкий кругозор, эрудиция, увлечение иностранными языками, компьютерной техникой, склонность к общению с людьми. Эстетические наклонности.
Профессионально важные качества офис менеджера:
Образованность, эмоциональная устойчивость, тактичность, усидчивость, аккуратность, опрятность в одежде, вежливость, приятный голос и хорошая дикция, технические способности. Произвольное и устойчивое внимание, способность воспроизводить и перерабатывать большие объемы информации. Высокий уровень развития, большой объем оперативной памяти.
4. Медицинские противопоказания
Заболевания суставов (в первую очередь рук). Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Нарушения зрительного восприятия, связанные с потерей более 50 % зрения (бинокулярно). Нарушения зрительного восприятия, связанные с потерей более 25 % слуха (бинаурально). Эпилептиформные явления, невриты, невротические расстройства.
ФС – системная реакция организмического или личностного уровня, обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений [психология труда]. Базовым для оценки ПФС является полиэффекторный метод.
Классификация состояний:
• от сна до бодрствования;
• личностные и ситуативные;
• положительные и отрицательные (Левитов);
• кратковременные и долговременные.
Основные виды ФС в профессиональной деятельности:
• монотония;
• утомление;
• напряженность;
• стресс.
Показатели:
• изменения в функционировании физиологических систем (ЦНС, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной и др.);
• сдвиги в протекании психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, изменения в эмоционально-волевой сфере, оцениваемые при помощи психометрических процедур.
Методы диагностики:
• количественные (оценка показателей производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и количества ошибок);
• качественные (оценка показателей двигательного и речевого поведения).
Саморегуляция ФС:
• активизация механизмов непроизвольной и произвольной регуляции;
• приёмы произвольной саморегуляции (аутотренинг, йога и др.);
• поиск индивидуального стиля (гармонического, экономического, затратного) саморегуляции (связанной с механизмами экстра-интроверсии) и вегетативной регуляции (ответственной за энергетическое обеспечение ПД).
Продукты, влияющие на особенности саморегулции ПФС:
• продукты с выраженным эрготропным (для внутренней регуляции) действием являются ();
• более или менее нейтральные продукты питания ();
• в список наиболее трофотропных входят следующие продукты питания ().
26. 27.
28.