Анатомо-физиологические особенности

Скелета

Характерным признаком возрастного созревания скелета у детей является постепенное изменение пропорций тела. Чем меньше возраст ребенка, тем больше размеры его головы относительно общего размера тела. При рождении голова составляет примерно 1/4, в 2 – 3 года – 1/5, в 6 лет – 1/6, в старшем школьном возрасте – 1/7, у взрослого – 1/8 от общей длины тела человека. При окончательном созревании скелета высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища – в 3 раза, длина нижних конечностей – в 5 раз.

Строение черепа

Череп у новорожденного относительно велик. Он составляет 1/4 от общей длины тела, тогда как у взрослых 1/8. У новорожденного мозговой отдел черепа по объему в 8 раз превосходит лицевой (у взрослых только в 2 раза). У взрослого человека это соотношение противоположное.

Глазницы у новорожденного широкие; лобная кость разделена пополам, надбровные дуги не выражены; лобная пазуха не сформирована. Челюсти недоразвиты, нижняя челюсть состоит из двух половин. Лицевая часть черепа относительно мала. Это объясняется отсутствием зубов, недоразвитием носовых косточек и отсутствием придаточных пазух.

Череп к моменту рождения представлен большим количеством костей. Кости, составляющие черепную коробку, отделены друг от друга швами. После рождения ребенка швы между костями черепа еще не сформированы. В промежутках между костями находится соединительная ткань. Благодаря этому кости черепа могут смещаться, что имеет большое значение во время родов.

В некоторых местах между костями черепа имеются значительные расширения. Так, теменные и лобные кости черепа соединены между собой не костной, а соединительной тканью. Этот бескостный участок в месте пересечения венечного и сагиттального швов называется большой родничок. Он имеет ромбовидную форму. Для более точного выяснения размеров родничка необходимо пальпаторно определить расстояние между средними точками противоположных сторон ромба (а не между углами). У здорового ребенка оно составляет 2,5 – 3 см. Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1 – 1,5 года.

Малый родничок (задний) расположен между чешуей затылочной кости и теменными костями. Малый родничок закрывается обычно к рождению ребенка, но у 20 - 25 % детей он остается открытым и зарастает в течение первых 2-4 недель жизни ребенка.

Между затылочной, теменными и височными костями с правой и левой сторон черепа в редких случаях к моменту рождения могут определяться боковые роднички. Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) у доношенных детей при рождении закрыты. Наличие при рождении ребенка двух боковых родничков считается одним из признаков недоношенности. Закрываются они на 1-2-м месяцах жизни.

На первом году жизни череп растет быстро и неравномерно. Наибольшая интенсивность роста костей черепа наблюдается в первые 2—4 месяца. Толщина костей увеличивается в 3 раза. На 1 – 2-м году жизни срастаются половины нижней челюсти, на 2 – 3-м году ускоряется рост лицевого черепа. С трех до семи лет наиболее активно растет основание черепа, и к 7 годам рост черепа в длину в основном заканчивается. В возрасте 7 – 13 лет череп продолжает расти, но уже медленнее и равномернее.

Строение позвоночника

Позвоночник у новорожденного не имеет характерной для взрослого формы. Он почти прямой или имеет вид дуги, вогнутой спереди и выгнутой кзади. По мере роста и формирования двигательных навыков формируются физиологические изгибы позвоночника. Физиологические изгибы начинают формироваться с 2–4 мес. Когда ребенок начинает держать голову (1,5-2 мес), у него постепенно появляется шейный лордоз, когда начинает сидеть (6-6,5 мес) — формируется грудной кифоз, когда начинает стоять (6-7,5 мес) и ходить (11-12 мес) образуется поясничный лордоз. Одновременно (компенсаторно) формируется крестцовый кифоз.

В связи с незавершенностью формирования позвоночного столба и слабым развитием фиксирующих его мышц у детей легко возникают патологические изгибы позвоночника: сколиоз (боковое искривление) и/или нарушения осанки. Поэтому детям требуется строгая дозированная физическая нагрузка. Например, сажать ребенка можно только тогда, когда он самостоятельно научится сидеть.

Грудная клетка

Грудная клетка новорожденного состоит из хрящевой ткани и представляет собой усеченный конус (конусовидная форма) или имеет бочкообразную форму. Переднезадний размер грудной клетки новорожденного больше поперечного размера. Нижняя апертура широкая. Ребра гибкие и отходят от позвоночника почти под прямым углом, располагаясь горизонтально. Межреберные пространства узкие, межреберные мышцы развиты слабо. Грудная клетка широкая, короткая, в результате чего она имеет вид положения максимального вдоха.

С возрастом грудная клетка уплощается. Когда ребенок начинает ходить, грудина опускается, и ребра постепенно принимают наклонное положение (передним концом наклонно вниз). К трем годам переднезадний и поперечный размеры грудной клетки уравниваются по величине, увеличивается угол наклона ребер, становится эффективным реберное дыхание. Постепенно переднезадний размер по сравнению с поперечным размером уменьшается. К школьному возрасту, грудная клетка уплощается и в 12 – 13 лет приобретает вид положения максимального выдоха. К пубертатному периоду происходит увеличение длины грудной клетки, ребра опускаются вниз, по отношению к позвоночнику образуют острый угол, и грудная клетка принимает в зависимости от типа телосложения одну из трех форм: коническую, плоскую или цилиндрическую.

Кости таза

Таз у новорожденного располагается почти горизонтально, и высота его относительно мала. Вертлужная впадина у новорожденного овальная, значительно меньшей глубины, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена за ее пределами.

В раннем возрасте таз по форме напоминает воронку. Изменение формы и размеров происходит под влиянием массы тела, органов брюшной полости, мышц, под воздействием половых гормонов. Половые различия таза до 5 - 6 лет не выражены, и лишь, начиная со школьного периода (после 9 лет), можно заметить большее развитие таза у девочек. У мальчиков таз более высокий и узкий.

Конечности

Конечности у детей первых месяцев жизни имеют ряд особенностей. У новорожденных и детей первых месяцев жизни конечности относительно короткие и составляют 1/3 от общей длины тела. Разница в длине верхних и нижних конечностей почти отсутствует. В дальнейшем нижние конечности растут быстрее и становятся длиннее верхних.

У детей первого года жизни стопа плоская. Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S–образная). Формирование свода стопы происходит постепенно, после того как ребенок начинает стоять и ходить и по мере окостенения плюсневых костей. Трубчатые кости состоят из нескольких костных частей, отделенных друг от друга хрящевыми прослойками, - это диафиз и два основных (главных) эпифиза. У некоторых детей можно увидеть на R-грамме несколько добавочных эпифизов. Знание этих особенностей важно, чтобы отличить нормальную детскую кость от оскольчатого перелома.

Кроме того, у детей первого года жизни, особенно в первые месяцы, наблюдается кажущееся искривление ног, кажущееся плоскостопие, кажущаяся косолапость, т. к. у них хорошо выражен подкожно-жировой слой и слабо развиты мышцы.

К моменту рождения суставно-связочный аппарат у детей анатомически сформирован, эпифизы сочленяющихся костей представлены хрящом, связки растяжимее, чем у взрослых, но менее прочные (возможны подвывихи суставов), формирование суставных поверхностей, капсул и связок завершается только к 13 – 16 годам, суставы отличаются большой подвижностью вследствие слабого развития связочного аппарата и мускулатуры.

Зубы

Рождается ребенок обычно без зубов. Очень редко бывают случаи внутриутробного прорезывания резцов. Такие зубы, мешающие ребенку сосать грудь матери, необходимо удалять.

Считается, что пролиферация костной ткани на дне зубной альвеолы спереди и сзади зубного зачатка, а также повышение внутрисосочкового давления способствует росту зубов и их прорезыванию, происходящему в определенные сроки.

Молочные (временные) зубы у детей прорезываются обычно с 6 мес в определенной последовательности, при этом одноименные зубы на правой и левой половинах челюсти появляются одновременно. Порядок прорезывания молочных зубов следующий: два внутренних нижних и два внутренних верхних резца, а затем два наружных верхних и два наружных нижних резца. Таким образом, до конца первого года жизни у ребенка в норме должно быть 8 молочных зубов. В 12—15 месяцев показываются первые временные моляры (передние коренные зубы), в 18—20 месяцев — клыки, в 22—24 месяца – вторые временные моляры (задние коренные зубы). Кроме боковых резцов, нижние зубы всех остальных видов появляются обычно раньше верхних. Таким образом, к 2 годам у ребенка 20 молочных зубов. Для ориентировочного определения должного количества молочных зубов в возрасте 6-24 месяцев можно использовать следующую формулу: Х = n – 4, где n – возраст ребенка в месяцах, Х – количество молочных зубов.

Период замены молочных зубов на постоянные носит название периода сменного прикуса. Постоянный зуб прорезывается обычно через 3 – 4 мес после выпадения молочного. Возраст прорезывания молочных зубов и формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей – критерий биологического созревания ребенка (зубной возраст).

В первый период (от прорезывания первого молочного зуба до 3 – 3,5 лет) зубы стоят тесно, прикус ортогнатический (верхние зубы перекрывают нижние на одну треть) в связи с недостаточным развитием нижней челюсти, отсутствует стертость зубов.

Во втором периоде (от 3 до 6 лет) прикус становится прямым, появляются физиологические промежутки (диастемы) между молочными зубами (как подготовка к прорезыванию постоянных, более широких зубов) и их стертость.

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 лет. Последовательность прорезывания постоянных зубов происходит приблизительно в таком же порядке, как молочных (средние резцы, боковые резцы, клыки). Порядок прорезывания постоянных зубов: в 5 – 7 лет прорезываются первые моляры, в 7 – 8 лет – внутренние резцы, в 8 – 9 лет – наружные резцы. После замены молочных зубов на постоянные приблизительно в 9 – 12 лет появляются премоляры (малые коренные зубы): в 10 – 11 лет – передние премоляры, в 11 – 12 лет – задние премоляры и клыки, в 10 – 14 лет – вторые моляры, в 17 – 25 лет – третьи моляры, или зубы мудрости (могут отсутствовать).

Количество зубов у взрослого человека за счет премоляров и третьих моляров больше, чем молочных – постоянных зубов 32.

Для ориентировочной оценки количества постоянных зубов можно использовать формулу: Х = 4n – 20, где n – возраст ребенка в годах, Х – количество постоянных зубов.

У некоторых детей прорезывание зубов может сопровождаться повышением температуры тела, расстройством сна, диареей и др. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей – важный показатель биологического возраста ребенка. Постоянный прикус в норме должен быть ортогнатическим или прямым.

Наши рекомендации