Понимание болезни на разных этапах развития медицины
Болезнь существует давно – со времени возникновения человека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода:
– априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и умозаключениях;
– фактические (данные археологии и палеопатологии –изучение костей древнего человека и бальзамированных трупов с обнаружением переломов, костных опухолей и т.д.).
Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:
1. Магический (колдовство).
2. Религиозный. Болезнь – это результат действия разгневанного божества.
3. Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты принимаются за существо болезни. Так возникло онтологическое (ontos – существо) представление о сущности болезни, которая вызывается проникшим в организм человека каким–то существом. Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой 13 и т.д., и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин "сглазить".
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни – гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг {кризис} организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
1. Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом, (нефрит, пневмония и др.).
2. Сохранились некоторые принципы лечения: кровопускание, дача слабительных, потогонных.
3. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально–этические установки – "клятва Гиппократа".
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891 –1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее "Факел".
Одновременно с этим появилось другое направление, представители которого происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных составных частей человеческого тела. Его назвали солидарным (solidus – плотный). Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов – мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изменения формы атомов, так и от неправильного расположения их.
Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь примитивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что представители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.
Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму – жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной – в сердце и физической – в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков.
В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждении, согласно которым особый вид жизненной силы – "Архей", находящийся в желудке, – определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рассуждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.
Материалистические взгляды на болезнь в то время развивал выдающийся представитель медицины Востока Абу–Али Ибн–Сина– АВИЦЕННА (980–1037). У него были самые значительные к тому времени труды по медицине и главным среди них был "Канон медицины", охватывавший вопросы анатомии, биологии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочтение наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие невидимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой.
Научное развитие медицины, и в частности нозологии, началось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формирование представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук: сначала химии, затем физики, а позднее анатомии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:
1. ятрохимическое (jatros – врач),
2. ятрофизическое.
Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм человека, по его мнению, – это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь.
По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных.
Представители ятрофизического направления развивали механистические взгляды на болезнь. Они усматривали определенное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легкие– с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов физики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.
Исследования Везалия (1514–1564) в области анатомии, работы Гарвея (1578–1657) по кровообращению и Мальпиги (1628–1694) по капиллярному кровообращению оказали существенное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский анатом Морганьи (1728–1771) высказал мысль о связи болезней с анатомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге "О сидалищах и причинах болезни" (т.е. о локализации и причинах болезней). Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни со структурными изменениями в органах.
Его учение продолжил Биша (1771 –1802), достаточно подробно для того времени описавший патологоанатомические и микроскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологическими изменениями в органах для того времени было весьма прогрессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине.