Предмет и задачи психофизиологии
Глава 1.
Предмет психофизиологии, ее задачи и методы
Психическая реальность не есть нечто обособленное от процессов мозга. Мы говорим, что психический процесс и мозговой процесс неотделимы друг от друга, а потому, изучая мозговой процесс в его высших проявлениях, мы изучаем вместе с тем ход и развитие психического процесса.
В. М. Бехтерев
Надо понять, что разделение «души» и «тела» — есть лишь историческое основание имеющий психологический продукт; что дело «души» — выработка миросозерцания— не может обойтись без законов «тела» и что физиологию надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле).
А. А. Ухтомский
Феномен человека есть продукт истории, т. е. всей совокупности эволюционных процессов, подготовивших возникновение человека и последующее его существование в условиях им же созданной культуры. Следовательно, в жизнедеятельности человека концентрируется весь итог развития органического мира и вместе с тем приобретают ведущую роль социальные факторы человеческого бытия. Однако преобразование биологического под воздействием социальных факторов отнюдь не ведет к исчезновению природного начала в человеке. Биологическое в человеке предстает в самой природе социального. Поэтому если речь идет об общем контексте жизнедеятельности человеческой личности, неправомерно выделение и рассмотрение каждой из этих сторон единой природы человека вне связи с целым. Психика (сознательная и бессознательная) выступает как активное отражение в мозгу человека картин объективного мира и самого себя в этом мире, обеспечивая возможность воздействия на мир, его преобразования и целенаправленного поведения в нем. Психофизиология как наука и является той областью знаний, которая призвана изучать как внутренние, так и внешние детерминанты поведения и психики человека, субъективные и объективные стороны его существования.
Определение психофизиологии как науки
Психофизиология (от греч. psyche — «душа», physis — «природа» и logos — «учение») — наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний.
Психофизиология является междисциплинарной научной дисциплиной, возникшей на стыке психологии и физиологии и изучающей роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, т. е. исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологическим субстратом.
В становление психофизиологии как науки определяющий вклад внесли русские ученые. В середине XIX — начале XX столетия наряду с аналитической физиологией, традиционным предметом которой было изучение рефлекторной природы тех или иных функций и рассмотрение рефлекса как чуть ли не единственного механизма (и принципа) организации поведенческих актов, активно стала развиваться и синтетическая физиология целостного организма, пытающаяся выявить психофизиологическую основу регуляции поведения как совокупность внутренних и внешних детерминант. Трудами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения, которое стало пониматься как диалектическое единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Углубление знаний о нервно-психических механизмах организации сложных форм поведения способствовало изменению представлений о его детерминантах. Внедрение системного подхода в рассмотрение мотивационных детерминант жизнедеятельности человека обусловило появление целостных учений о человеке и обществе, базирующихся на естественно-научных представлениях о природе психики и поведения. Определяющую роль в этом сыграли идеи А. А. Ухтомского, ставшего своеобразным «аккумулятором» лучших традиций русской физиологической мысли. Ухтомский стоял у истоков создания целостной концепции поведения, объединяющей его объективные и субъективные стороны, материальное и идеальное как главные и неразрывные составляющие единого психофизиологического процесса.
Разработка адекватных методов физиологического исследования поведения открывала дорогу экспериментальному изучению механизмов психической деятельности человека. Многие идеи-предвидения нашли блестящее воплощение в работах целого ряда ведущих отечественных ученых — П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили, Л. В. Крушинского, М. Н. Ливанова, В. С. Русинова, Е. Н. Соколова, П. В. Симонова, А. С. Батуева и др., в которых ярко отразились современные тенденции развития психофизиологического знания.
Предмет и задачи психофизиологии
Мы должны изучать не отдельные вырванные из единства физиологические и психические процессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас; мы должны брать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно.
Л. С. Выготский
Предмет психофизиологии — структура психофизиологических факторов (биологических и социальных) и особенности их влияния на процесс исторического и индивидуального развития человека.
Цель психофизиологии состоит в том, чтобы показать человека по всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений.
Для формирования целостного представления о биосоциальной природе человека требуется:
сформировать представление о подчиненности деятельности организма и его систем работе головного мозга и, с другой стороны, показать зависимость психической деятельности, понимаемой как синтез сознательного и бессознательного, от функционального состояния головного мозга и физиологических систем организма;
раскрыть механизмы программирующей деятельности мозга человека в процессе подготовки к выполнению различных форм активности;
выявить роль системообразующих факторов, определяющих на сознательном и бессознательном уровнях психики характер нервно-психического статуса человека и особенности его деятельности;
сформировать основные представления о физиологических предпосылках формирования индивидуальной психической деятельности человека, показать роль социальной среды в воспитании основных черт характера, формировании личности.
Отсюда основными задачами психофизиологии являются:
исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях;
изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.