Тема 1.1 Предмет, задачи и методы возрастной физиологии и психофизиологии

Вопросы для самопроверки по темам.

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы возрастной физиологии и психофизиологии

1. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?

2. Охарактеризуйте варианты решения психофизиологической проблемы?

3. Что изучает возрастная психофизиология?

4. Что изучает возрастная физиология?

5. В чем заключается значение компьютерной метафоры для психофизиологии?

6. Чем отличаются психологические методы от психофизиологических?

7. Как связаны ритмические составляющие электроэнцефалограммы с состоянием человека?

8. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?

9. Как различаются пневмография и спирография?

  1. Какие новые компьютерные методики существуют в настоящее время?

Тема 2.1 Общие закономерности и возрастные особенности роста и развития детей и подростков

1. Какие общие закономерности развития детей и подростков?

2. Какие возрастные особенности детей от рождения до 12 лет?

3. Какие возрастные особенности подростков по сравнению с взрослыми людьми?

4. Какие критические периоды существуют в онтогенезе человека?

Тема 2.2 Возрастные особенности нервной и эндокринной систем

1. Каково развитие центральной нервной системе в онтогенезе?

2. Каково развитие симпатического отдела периферической нервной системы в онтогенезе?

3. Каково развитие парасимпатического отдела периферической нервной системы в онтогенезе?

4. Каково развитие мета-отдела периферической нервной системы в онтогенезе?

5. Какая связь работы нервной и эндокринной систем?

6. Каково развитие эндокринной системы в онтогенезе?

Тема 2.3 Возрастные особенности высшей нервной деятельности и анализаторов

1. Каково развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе?

2. Есть ли гендерная специфика развития высшей нервной деятельности в онтогенезе?

3. Каково развитие зрительного и слухового анализаторов в онтогенезе?

4. Каково развитие тактильного и вкусового анализатора в онтогенезе?

5. Какая приоритетная связь работы ВНД и анализаторов в разные периоды развития?

Тема 2.4 Возрастные особенности органов пищеварения и выделения и опорно-двигательного аппарата

1. Когда возникает ощущение вкуса продуктов в онтогенетическом развитии рецепторной системы?

2. Когда сформировывается состав желудочного сока?

3. Каково центральное регулирование акта дефекации в онтогенетическом развитии?

4. Каково центральное регулирование акта мочеиспускания в онтогенетическом развитии?

5. Каковы возрастные особенности опорно-двигательного аппарата?

Тема 2.5 Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

1. Каково развитие сердечно-сосудистой системы в онтогенезе?

2. Каково морфологическое строение и развитие сердца в онтогенезе?

3. Что такое гемато-энцефалический барьер?

4. Каково развитие дыхательной системы в онтогенезе?

5. Какая связь работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем?

Тема 3.1 Нейрофизиологические основы психических процессов. Системная организация мозга.

1. Каковы сегодняшние принципы и категории системного подхода и синергетики?

2. Какова теория функциональных систем П.К.Анохина?

3. Какова теория доминанты А.А.Ухтомского?

4. Какова концепция А.Р.Лурия?

5. Каковы онтогенетические особенности нейрофизиологического взаимодействия?

6. Каково развитие психических процессов в онтогенезе?

Тема 3.2 Психофизиология функциональных состояний

1.. Какие показатели используются для диагностики функциональных состояний?

2. Какие структурные образования мозга контролируют уровень бодрствования?

3. В чем специфика психоэмоционального стресса?

4. Какие механизмы на второй стадии общего адаптационного синдрома усиливают защитные силы организма?

5. В чем состоят особенности психофизиологического подхода к определению функциональных состояний?

6. Охарактеризуйте значение комплексного подхода в изучении функциональных состояний.

7. Какие структурные образования мозга контролируют уровень бодрствования?

Тема 3.5 Психофизиологические закономерности онтогенетического развития

Примерные темы рефератов.

Тема 2.4 Возрастные особенности органов пищеварения и выделения и опорно-двигательного аппарата

1. Развитие органов пищеварения.

2. Развитие органов выделения.

3. Развитие опорно-двигательго аппарата.

Типы роста тканей организма

Рост и развитие младенцев.

Тематика контрольных работ

1. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения.

2. Проблема дуализма в психофизиологии.

3. Методология в возрастной физиологии и психофизиологии.

4. История возрастной психофизиологической науки.

5. Аспекты психофизиологии.

6. История возрастной физиологии.

7. Развитие нервной системы.

8. Развитие анализаторной системы.

9. Онтогенез человека.

10. Развитие висцеральных органов.

11. Развитие покровной и опорно-двигательной систем.

12. Функциональные состояния в контексте эргономики и психофизиологии: сравнительный анализ.

13. Проблема соотношения активности и реактивности в психофизиологии.

14. Физиологические механизмы обеспечения мотивационно-потребностной сферы человека.

15. Биоэлектрическая активность мозга как метод исследования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности человека.

16. Стресс и его роль в жизни человека.

17. Гендерная специфика в реагировании на стресс.

18. Детекторная концепция восприятия.

19. Нейрофизиологические механизмы селективного внимания.

20. Естественнонаучный подход к изучению памяти.

21. Теории памяти.

22. Развитие памяти в онтогенезе.

23. Взаимодействие полушарий мозга в познавательной деятельности человека.

24. Психофизиологический подход к интеллекту.

25. Формы интеллекта.

26. Развитие интеллекта в онтогенезе.

27. Концепция трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия).

28. Функциональная асимметрия и "расщепленный мозг".

29. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.

30. Связь речи и мышления.

31. Развитие ВПФ в онтогенезе.

32. Теория нейронной эффективности.

33. Биологические предпосылки общих и специальных способностей.

34. Использование вызванных потенциалов в изучении когнитивных функций человека.

35. Векторная психофизиология и ее применение в изучении восприятия и памяти.

36. Проблема «транспорта» памяти.

37. Физиологические теории памяти.

38. Перенос центров речи и его условия.

39. Электрофизиологические методы в изучении речевой деятельности человека.

40. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия в онтогенезе.

41. Вызванные потенциалы в исследовании внимания.

42. Мозговая система внимания.

43. Сознание и межполушарная асимметрия.

44. Психофизиологические основы сознания.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет и задачи возрастной физиологии и психофизиологии, связь с другими науками.

2. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Роль наследственных и средовых факторов (экологические, социальные).

3. Закономерности роста и развития организма (непрерывность, гармоничность, гетерохронность).

4. Понятие акселерации и ретардации развития.

5. Биологический возраст. Критерии его определения (костный, зубной, степень полового созревания). Значение для индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

6. Понятие школьной зрелости. Тесты, ее определяющие (Филиппинский, Керна-Ирасека и др.).

7. Уровни организации организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Понятие функциональная система.

8. Характеристика возрастных периодов развития (новорожденности, грудного, дошкольного, школьного, подросткового).

9. Нейро-гуморальная регуляция функций в организме. Гомеостазис.

10. Эндокринная система. Общая характеристика желез внутренней секреции (ЖВС).

11. Щитовидная железа. Гормоны (тироксин), их значение в регуляции роста и развития организма. Нарушения при гипо- и гиперскреции (тиреоидный нанизм, кретинизм, микседема, базедова болезнь).

12. Эндокринная роль поджелудочной железы. Инсулин, глюкагон, значение в углеводном и других видах обмена веществ. Сахарный диабет.

13. Гормоны коры надпочечников: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны; влияние на развитие ребенка.

14. Гормоны мозгового слоя надпочечников (адреналин), их участие в адаптации организма ребенка к стрессовым ситуациям.

15. Половые железы: гормоны половых желез, место их образования, влияние на рост и развитие детского организма. Половое созревание. Половое воспитание детей.

16. Гормоны гипофиза (СТГ, ТТГ, АКТГ, ГТГ, окситоцин, АДГ), их роль в регуляции роста и развития организма, репродуктивной и родовой деятельности.

17. Нервная система. Функции. Общий план строения (центральная и периферическая часть).

18. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Классификация.

19. Связь между нейронами. Синапс. Медиаторы.

20. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы.

21. Спинной мозг. Рефлексы новорожденных (хватательный, шагательный, Бабинского, коленный, Моро и др.). Развитие рефлекторной функции.

22. Краткая морфо-функциональная характеристика отделов головного мозга (продолговатого, среднего, промежуточного, конечного). Развитие рефлекторной функции.

23. Функциональная характеристика коры. Функциональная асимметрия полушарий. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.

24. Первая и вторая сигнальные системы. Речевые зоны коры. Развитие речевой функции.

25. Роль симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в реакциях стресса и восстановления. Значение тренировки для адаптации детей к режиму детского сада и школы.

26. Понятие сенсорные системы (анализаторы). Общий принцип строения. Значение анализаторов для физического и умственного развития детей.

27. Рецепторы. Их классификация.

28. Глаз. Строение. Аномалии нормального видения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Цветовое зрение и его аномалии. Зрительная сенсорная система.

29. Ухо. Строение. Восприятие звуковых колебаний.

30. Значение слуха в формировании речи ребенка.

31. Значение соматосенсорного, вестибулярного анализаторов для физического развития детей.

32. Роль вкусового и обонятельного анализаторов.

33. Высшие психические функции. Память, ее виды. Значение тренировки памяти для хорошей успеваемости детей.

34. Сон . Механизмы развития и виды сна.

35. Эмоции. Центры, их регулирующие. Значение положительных и отрицательных эмоций для обучения и адаптации детей.

36. Значение опорно-двигательного аппарата. Общий план строения скелета. Особенность скелета новорожденного.

37. Формирование изгибов и окостенение частей скелета. Гигиена осанки ребенка, ее нарушения, профилактика.

38. Мышечная система. Основные группы мышц тела. Динамическая и статическая работа мышц. Развитие быстроты, ловкости и выносливости у детей разного возраста.

39. Кровь. Состав и функции. Группы крови и резус – фактор.

40. Иммунитет, его виды. Роль вакцинации в становлении иммунных реакций.

41. Сердечно-сосудистая система (ССС). Классификация сосудов. Круги кровообращения.

42. Общий план строения сердца. Сердечный цикл. Проводящая система сердца. Запись электрической активности (ЭКГ).

43. Внешние показатели деятельности ССС (ЧСС, артериальное давление, систолический и минутный объем крови), их возрастные особенности. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей.

44. Общий план строения и функции органов дыхания, возрастные особенности. Показатели внешнего дыхания (жизненная емкость легких, легочная вентиляция).

45. Общий план строения и функции органов пищеварения, возрастные особенности. Значение грудного вскармливания как профилактика развития дизбактериоза.

46. Питательные вещества. Значение полноценного питания для нормального развития детей. Роль витаминов и микроэлементов.

47. Общий план строения и функции органов выделения возрастные особенности. Энурез.

48. Системно-структурный подход к изучению работы головного мозга в онтогенезе.

49. Информационная парадигма и когнитивная психофизиология.

50. Системный подход к решению психофизиологической проблемы.

51. Информационный подход к решению психофизиологической проблемы.

52. Развитие, строение и функции вегетативной нервной системы, ее роль в регуляции функциональных состояний организма.

53. Сфера применения показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем в психофизиологическом исследовании

54. Подходы к определению понятия "функциональное состояние".

55. Комплексный подход и его значение для диагностики "функционального состояния".

56. Психофизиологической подход к определению "функционального состояния".

57. Модулирующие системы мозга в онтогенезе.

58. Генерализованная и локальная активация.

59. Общий адаптационный синдром. Подходы к определению стресса.

60. Развитие физиологических механизмов кратковременной памяти.

61. Развитие физиологических основ восприятия.

62. Развитие нейронов-детекторор и детекторная концепция кодирования

63. Структуры мозга, обеспечивающие речевую деятельность человека в онтогенезе.

64. Взаимодействие полушарий в процессе восприятия речи в онтогенезе

65. Развитие лимбической системы и регуляция мотивационных состояний

Вопросы для самопроверки по темам.

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы возрастной физиологии и психофизиологии

1. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?

2. Охарактеризуйте варианты решения психофизиологической проблемы?

3. Что изучает возрастная психофизиология?

4. Что изучает возрастная физиология?

5. В чем заключается значение компьютерной метафоры для психофизиологии?

6. Чем отличаются психологические методы от психофизиологических?

7. Как связаны ритмические составляющие электроэнцефалограммы с состоянием человека?

8. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?

9. Как различаются пневмография и спирография?

  1. Какие новые компьютерные методики существуют в настоящее время?

Наши рекомендации